Дело № 2а-1996\2016 ...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2016 года г. Саров
Саровский городской суд Нижегородской области в составе :
председательствующего - судьи Тагиной Л.Н.
при секретаре- Аниськиной А.А.
с участием помощника прокурора ЗАТО г. Саров Герасимова С.С., административного истца Резниковой О.Е., представителя административного истца Авдошиной О.В., действующей на основании доверенности с полным объемом полномочий от 19 сентября 2016 года, диплом о высшим юридическом образовании предоставлен, административного ответчика- заместителя главного государственного инспектора по городу Саров по использованию и охране земель Захарова А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Резниковой О.Е к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, заместителю главного государственного инспектора по городу Саров по использованию и охране земель Захарову А.М о признании незаконным акта № от 14 и предписания № Р-пр\2460 от 14 июля 2016 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ :
Резникова О.Е. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, в котором просила признать незаконными акт № от 14 июля 2016 года и предписание № № от 14 июля 2016 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, считая, что указанные документы не соответствуют действительности, так как ею устранены все недостатки, указанные в предыдущем предписании о нарушении земельного законодательства от 18 декабря 2015 года.
Определением Саровского городского суда Нижегородской области от 20 сентября 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен заместитель главного государственного инспектора по городу Саров по использованию и охране земель Захаров А.М.
По ходатайству ответчика -заместителя главного государственного инспектора по городу Саров по использованию и охране земель Захарова А.М. от 04 октября 2016 года определением Саровского городского суда Нижегородской области от 05 октября 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г. Саров, дело назначено с участием прокурора ЗАТО г. Саров.
В судебном заседании административный истец Резникова О.Е. и ее представитель Авдошина О.В. поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснив суду, что в собственности Резниковой О.Е. находится земельный участок, на котором построен индивидуальный жилой дом. Указанный жилой дом предназначен для проживания одной семьи, состоящей из людей разных поколений, для удобства которых в доме были предусмотрены три изолированных секции и три отдельных выхода на земельный участок. После того как было вынесено предписание от 18 декабря 2015 года, по ее заказу проведена экспертиза, подтвердившая, что указанный дом относится к объектам индивидуального жилищного строительства. Кроме того, в проектную документацию на дом внесены изменения, между изолированными секциями сделаны дверные проемы, два выхода на земельный участок заделаны кирпичной кладкой, в подтверждение чего ею были предоставлены фотографии при рассмотрении дела мировым судьей. Она считает, что полностью выполнила требования предписания от 18 декабря 2015 года, оснований для вынесения предписания от 14 июля 2016 года не было.
Административный ответчик заместитель главного государственного инспектора по городу Саров по использованию и охране земель Захаров А.М. иск не признал. пояснив, что на день проведения проверки - 14 июля 2016 года действительно общие стены между секциями имели дверные проемы, однако самостоятельные выходы из двух секций заделаны кирпичной кладкой не были. Установленные обстоятельства послужили основанием для привлечения административного истца к административной ответственности и вынесения повторного предписания для устранения нарушения земельного законодательства.
Помощник прокурора ЗАТО г. Саров Герасимов С.С. считает, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, так как допущенные нарушения земельного законодательства устранены не были.
Представитель административного истца - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, представитель заинтересованного лица - администрации г. Саров в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств от них не поступило.
Суд, в соответствии со ст. 150, 226 КАС РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего дела, материалы дела № года, заслушав заключение помощника прокурора, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Положениями частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Использование земельного участка по условно-разрешенному виду использования без приведения в соответствие со статьей 39 Градостроительного кодекса РФ данных государственного кадастра недвижимости с фактическим использованием является нецелевым использованием земельного участка.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Данным Классификатором предусмотрены такие виды разрешенного использования как жилая застройка, застройка для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка. Для этого вида использования как «для индивидуального жилищного строительства» (2.1)Классификатором разрешено размещение индивидуального жилого дома ( дом пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей), выращивание сельскохозяйственных, плодовых, ягодных, овощных культур, размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Резниковой О.Е. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Саров, микрорайон ТИЗ-№, участок №, вид разрешенного использования : индивидуальная жилая застройка.
Согласно правилам землепользования и застройки в городе Саров Нижегородской области, утвержденным решением Думы города Саров от 25 мая 2012 года №-гд ( в редакции от 22 октября 2015 года ) принадлежащий Резниковой О.Е. земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Ж-4 « Зона индивидуальной жилой застройки».
08 августа 2014 года Администрацией города Саров Резниковой О.Е. выдано разрешение со сроком действия до 05 августа 2024 года на строительство индивидуального 2-х этажного жилого дома, общей площадью не более 350 метров.
08 декабря 2015 года по результатам проверки соблюдения требований технических регламентов, нормативных правовых актов и проектной документации, проведенной помощником прокурора ЗАТО г. Саров Герасимовым С.С. и главным специалистом ГСН НО Чиркуновым В.А., установлено нарушение Резниковой О.Е. земельного законодательства, выразившегося в использовании земельного участка не по назначению, а именно застройщиком Резниковой О.Е. осуществляется строительство жилого дома, являющегося многоквартирным, тогда как разрешение на строительство предполагает строительство индивидуального жилого дома.
Как следует из предоставленных суду материалов, актом проверки от 08 декабря 2015 года зафиксировано, что на земельном участка, принадлежащим Резниковой О.Е., расположенном в территориальной зоне Ж-4, по предоставленной проектной документации запланировано строительство 3-х секционного, 2-х этажного с подвалом и чердачной крышей дома, не имеющего дверных проемов в общих стенах между секциями, и имеющий отдельные входные группы в секции жилого дома.
18 декабря 2015 года заместителем главного государственного инспектора по городу Саров по использованию и охране земель Захаровым А.М. в адрес Резниковой О.Е. вынесено предписание об устранении допущенного нарушения не целевого использования земельного участка, в срок до 14 июня 2016 года.
10 декабря 2015 года прокурором ЗАТО г. Саров вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по городу Саров по использованию и охране земель Захарова А.М. от 18 декабря 2015 года Резникова О.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей.
Решением судьи Саровского городского суда Нижегородской области от 26 января 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Нижегородского областного суда от 29 марта 2016 года Резниковой О.Е. в удовлетворении жалобы об отмене решения судьи Саровского городского суда Нижегородской области отказано.
Под государственным земельным надзором согласно пункту 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2 Положения о земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года N 1, установлено, что функции по земельному надзору осуществляются, в том числе, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с пунктом 3 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
д) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
з) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13 Положения о государственном земельном надзоре).
Согласно пункту 7 статьи 71 Земельного кодекса РФ по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 части 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации проводятся в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора согласно пункту 3 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Положениями пункта 5 части 5 статьи 71 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
За неисполнение предписания должностного лица в установленный срок наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из вышеизложенного, следует, что вынесение предписания в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица
По результатам проверки исполнения требований предписания от 18 декабря 2015 года с участием Резниковой О.Е., 14 июля 2016 года заместителем главного государственного инспектора по городу Саров по использованию и охране земель Захаровым А.М. составлен акт проверки № Р-пр\2460 о том, что указанные в предписании от 18 декабря 2015 года нарушения не устранены, Резникова О.Е. продолжает использовать земельный участок не по целевому назначению.
12 сентября 2016 года постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Саровского судебного района Нижегородской области Резникова О.Е. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, за неисполнение законного предписания об устранении земельного законодательства от 18 декабря 2015 года №.
Постановление мирового судьи в законную силу не вступило.
В связи с неисполнением предписания от 18 декабря 2015 года Резниковой О.Е. 14 июля 2016 года выдано повторное предписание № Р-пр\2460 и установлены новые сроки для устранения нарушений земельного законодательства - до 14 октября 2016 года.
Считая акт и предписание незаконными, административный истец сослался на экспертное заключение об отнесении индивидуального строительного объекта, расположенного по адресу : Нижегородская область г. Саров, ТИЗ-№, участок №, выполненное ООО «Бюро строительных экспертиз» 02 февраля 2016 года, по которому строящейся жилой дом относится к объектам индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, из пунктов 1 и 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ следует, что к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
По смыслу этих же норм не являются объектом индивидуального жилищного строительства жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Как следует из ответа администрации города Саров от 13 июля 2016 года на имя главного государственного инспектора по городу Саров по использованию и охране земель Захаров А.М. на земельном участке, принадлежащим административному истцу производится строительство скорее многоквартирного жилого дома, а не индивидуального жилого дома.
Как указано в акте № от 14 июля 2016 года строящийся жилой дом состоит из трех структурно обособленных секций, состоящих из нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Каждая из указанных секций имеет самостоятельный выход на земельный участок, принадлежащий жилому дому. На день проверки общие стены между секциями имеют дверные проемы, однако самостоятельные выходы на участок остаются по прежнему.
Доказательств того, что по заявлению Резниковой О.Е. принято решение об изменении целевого назначения земельного участка, разрешенного вида его использования, или выдано разрешение на строительство жилого многоквартирного дома, суду не предоставлено.
При этом суд не может принять в качестве надлежащего доказательства по делу, предоставленные административным истцом фотографии о наличии одного выхода из жилого дома, так как указанные фотографии были предоставлены мировому судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении только 12 сентября 2016 года, более того, сделать однозначный вывод о том, что кирпичной кладкой заделаны два самостоятельных выхода из трех , из представленных фотографий, невозможно.
Исходя из положений действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания акта и предписания от 14 июля 2016 года незаконными, оспариваемое предписание вынесено должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии достаточных оснований и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 176-180,227,228, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении административных исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, заместителю главного государственного инспектора по городу Саров по использованию и охране земель Захарову А.М о признании незаконным акта Р-пр\2460 от 14 июля 2016 года и предписания № от 14 июля 2016 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации Резниковой О.Е отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 31 октября 2016 года.
Председательствующий п\п Л.Н.Тагина
...
Судья Л.Н.Тагина