ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-2392/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
24 декабря 2019 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шайдуллина Р.Р.,
судей Кизирбозунц Т.Т. и Николаева И.В.,
с участием прокурора Кушнирчук А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Григорян Гриши Артемовича- Спиридонова Дмитрия Геннадьевича на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 26 октября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 10 июня 2019 г. по гражданскому делу № 2-1674/2017 по иску Министерства обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Григорян Артему Гришаевичу, Григорян Шогик Сережаевне, Григорян Грише Артемовичу, Григорян Эдгару Артемовичу, Григорян Артему Гришаевичу, Григорян Эмили Гришаевне о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке.
Заслушав доклад судьи Шайдуллина Р.Р., выслушав объяснения представителя Григорян Г.А.- Спиридонова Д.Г., действующего по доверенности серии № от ДД.ММ.ГГГГ, заключение прокурора Кушнирчук А.И., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту- ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации) обратилось в суд иском к Григорян А.Г., Григорян Ш.С., Григорян Г.А., Григорян Э.А., Григорян А.Г., Григорян Э.Г. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке. В обоснование иска указано, что Григорян А.Г. в период <данные изъяты> <данные изъяты> приобрел право на проживание в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение относится к государственной собственности и закреплено за Министерством обороны Российской Федерации. Согласно выписки из приказа командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ №, <данные изъяты> Григорян А.Г. уволен <данные изъяты>. Решением начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Григорян А.Г. на <данные изъяты> <данные изъяты> человек предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 7129 584 рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ на основании решения начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Григорян А.Г. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в связи с перечислением субсидии. Согласно соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и ответчиками, после получения субсидии в течение 4-х месяцев указанные лица взяли на себя обязательство сдать в установленном порядке спорное жилое помещение. Согласно акту установления фактического проживания граждан в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире №, расположенной в доме № по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время проживают Григорян А.Г., Григорян Ш.С., Григорян Г.А., Григорян Э.А., Григорян А.Г. и Григорян Э.Г. На основании изложенного истец просил суд прекратить право пользования ответчиков служебным жилым помещением путем выселения без предоставления другого жилого помещения и обязать их сдать в установленном порядке его, в последующем сняв их с регистрационного учета.
Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 26 октября 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 10 июня 2019 г., исковые требования Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены.
В кассационной жалобе представитель Григорян Г.А.- Спиридонов Д.Г. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций. Указывает на то, что иного жилого помещения у ответчиков не имеется и их выселение из занимаемого жилого помещения до решения вопроса о выплате субсидии в полном объеме приведет к нарушению жилищных прав ответчиков. Полагает, что выводы судов не основаны на законе и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Представитель истца, ответчики Григорян А.Г., Григорян Ш.С., Григорян Э.А., Григорян А.Г. и Григорян Э.Г., третьи лица, должным образом извещение о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Выслушав представителя Григорян Г.А.- Спиридонова Д.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей, что обжалуемые постановления судов являются законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставлениевоеннослужащимжилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, при увольнении с военнойслужбы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
На основании статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно пунктам 1, 2, 3, 6 и 7 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Григорян А.Г. в период <данные изъяты> совместно с <данные изъяты>- Григорян Ш.С., Григорян Г.А., Григорян Э.А., Григорян А.Г. и Григорян Э.Г. приобрели право на проживание в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Указанные лица в последующем зарегистрировались в этом жилом помещении.
На основании перечня жилых помещений, подлежащих отнесению к специализированному жилищному фонду от ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, считаются служебными.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
Согласно выписки из приказа командующего войсками Центрального военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> Григорян А.Г. уволен <данные изъяты> по подпункту «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе).
Решением начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Григорян А.Г. на состав <данные изъяты> предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 7129 584 рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Григорян А.Г. и <данные изъяты> сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в связи с перечислением субсидии.
Согласно соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Григорян А.Г., Григорян Ш.С., Григорян Г.А., Григорян Э.А., после получения субсидии в течение 4-х месяцев ответчики взяли на себя обязательство сдать в установленном порядке спорное жилое помещение.
Согласно акту установления фактического проживания граждан в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, расположенной в <адрес>, по <адрес> в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время проживают Григорян А.Г., Григорян Ш.С., Григорян Г.А., Григорян Э.А., Григорян А.Г. и Григорян Э.Г.
ДД.ММ.ГГГГ начальником 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ответчику Григорян А.Г. направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения, которое оставлено без удовлетворения.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась и апелляционная инстанция, обоснованно пришел к выводу, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является служебным и не предназначено для пользования в иных целях.
Несогласие ответчиков с суммой субсидии правовых оснований для отмены судебных постановлений по настоящему спору не влечет.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, а потому не могут служить основанием для отмены решения районного суда и апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения Куйбышевского районного суда г. Самары от 26 октября 2017 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 10 июня 2019 г.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 26 октября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 10 июня 2019 г. по гражданскому делу № 2-1674/2017 оставить без изменений, кассационную жалобу представителя Григорян Гриши Артемовича- Спиридонова Дмитрия Геннадьевича- без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Куйбышевского районного суда г. Самары от 26 октября 2017 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 10 июня 2019 г. по гражданскому делу № 2-1674/2017 отменить.
Председательствующий <данные изъяты> Р.Р. Шайдуллин
Судьи <данные изъяты> Т.Т. Кизирбозунц
<данные изъяты> И.В. Николаев
<данные изъяты>
<данные изъяты>