Дело № 12-83/2019
Судья Сидорова И.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
19 сентября 2019 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары Федорова С.М. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Фирма «СТОМ» (далее - ООО Фирма «СТОМ», Общество),
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 июля 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Фирма «СТОМ» прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи, начальник инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары Федоров С.М. подал жалобу в порядке статьи 30.2 КоАП РФ.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав представителей административного органа Афанасьева Ю.Г. и Васильева А.М., поддержавших доводы жалобы, мнение защитников Общества Кудряшова Н.Е. и Быстрова М.А. об оставлении постановления судьи без изменения, прихожу к следующему.
В силу части 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ) определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в том числе путем установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан Законом Чувашской Республики от 29 марта 2007 года № 1 «О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики» с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики запрещено осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов.
Таким образом, возможность принятия решения о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ органом государственной власти Чувашской Республики реализовано, установленный с 1 июля 2007 года запрет в настоящее время не отменен.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ).
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены названным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ).
Установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности является одним из принципов осуществления лицензирования, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, к полномочиям которого также отнесено принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования (статьи 4, 5, 8 Федерального закона от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1130 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее - Положение о лицензировании).
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2019 года № 298 в Положение о лицензировании внесены изменения, которые вступили в силу 2 апреля 2019 года.
Согласно данным изменениям, лицензируемый вид деятельности осуществляется организаторами азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, расположенных вне игорных зон в субъектах Российской Федерации, на территориях которых деятельность по организации и проведению азартных игр не запрещена (ограничена) в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и предусматривает оказание следующих видов услуг:
а) заключение с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше;
б) организация заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между 2 или несколькими участниками азартной игры (пункт 2 Положения о лицензировании).
Пункт 4 Положения о лицензировании дополнен подпунктом «п», в силу которого соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом) решений о запрете (ограничении) деятельности по организации и проведению азартных игр, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона, со 2 апреля 2019 года является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
С этой же даты - 2 апреля 2019 года, невыполнение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности требований, предусмотренных подпунктом «п» пункта 4 Положения о лицензировании, отнесено к числу грубых нарушений (пункт 7 Положения о лицензировании).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 21 марта 2019 года № 298 установлено, что ранее выданные лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в случае указания в них адресов мест осуществления деятельности, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в которых деятельность по организации и проведению азартных игр запрещена (ограничена) в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в целях приведения в соответствие с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, подлежат переоформлению в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.
Как следует из материалов дела, 15 июля 2010 года Федеральной налоговой службой обществу с ограниченной ответственностью Фирма «Стом» предоставлена лицензия № 15 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах на следующие виды работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности:
заключение с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше;
организация заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между 2 или несколькими участниками азартной игры.
В приложении к лицензии № 15 от 15 июля 2010 года (с учетом приказа о переоформлении лицензии от 28 декабря 2018 года № АС-14-2/140@) одним из адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности указано «<адрес> (пункт 240, л.д. 38).
3 июня 2019 года старшим государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля инспекции ФНС России по г. Чебоксары Васильевым А.М. по итогам проведенного административного расследования в отношении ООО Фирма «Стом» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ, по тем основаниям, что в период со 2 апреля 2019 года по 7 мая 2019 года Общество в обособленном подразделении, расположенном по адресу: <адрес>, осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр букмекерских конторах и тотализаторах, что со 2 апреля 2019 года в соответствии с подпунктом «п» пункта 4, пунктом 7 Положения о лицензировании по признаку осуществления данного вида деятельности при наличии установленного Законом Чувашской Республики от 29 марта 2007 года № 1 в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» запрета на осуществление с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов является грубым нарушением лицензионных требований.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья пришел к выводу о том, что действия ООО Фирма «Стом» не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ, в связи с чем вынес постановление о прекращении производства по делу.
Данное постановление мотивировано тем, что лицензия № 15 от 15 июля 2010 года с указанием адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности: <адрес>, предоставлена Обществу бессрочно, не приостановлена, не прекращена и не аннулирована, при этом из положений части 2 статьи 18 Федерального закона от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не следует, что Общество не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, указанному в лицензии, до истечения двухмесячного срока, установленного пунктом 2 постановления Правительства РФ от 21 марта 2019 года № 298 для переоформления лицензии, то есть до 2 июня 2019 года.
При этом суд, сославшись на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», и указав на обращение 27 мая 2019 года ООО Фирма «Стом», то есть в переходный двухмесячный срок, с заявлением об исключении названного пункта приема ставок из числа адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, посчитал, что привлечение общества к административной ответственности противоречит положениям Федерального закона от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ и является неправомерным.
Данные выводы судьи являются неправильными.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии (часть 2 статьи 18 Федерального закона).
Судом не принято во внимание, что положения частей 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ, допуская в отдельных случаях возможность осуществления лицензиатом в целом лицензируемого вида деятельности до переоформления лицензии, не предполагают невыполнение таким лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных лицензией на момент осуществления лицензируемого вида деятельности, в том числе, которые в установленном порядке введены Правительством Российской Федерации в действие с конкретной даты.
Не предполагает такого и пункт 2 постановления Правительства РФ от 21 марта 2019 года № 298, обязывающий лицензиата в целях приведения в соответствие с изменениями, утвержденными данным постановлением, переоформить лицензию в течение 2 месяцев со дня вступления постановления в силу.
Изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 21 марта 2019 года № 298 в Положение о лицензировании, которыми соблюдение лицензиатом решений о запрете (ограничении) деятельности по организации и проведению азартных игр, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона, является лицензионным требованием, предъявляемым лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, вступили в силу 2 апреля 2019 года.
С этой же даты несоблюдение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности вышеуказанных лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «п» пункта 4 Положения о лицензировании, отнесено к числу грубых нарушений.
Какого-либо переходного периода для освобождения лицензиата от необходимости соблюдать указанные требования, являющиеся со 2 апреля 2019 года лицензионными, Правительством Российской Федерации не установлено, а запрет на осуществление с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов, установленный Законом Чувашской Республики от 29 марта 2007 года № 1, является действующим.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела положения законодательства, регулирующие возникшие правоотношения в области лицензирования, допускают возможность осуществления организатором азартных игр лицензируемого вида деятельности до переоформления лицензии лишь в том случае, если она осуществляется им в букмекерских конторах и тотализаторах, расположенных вне игорных зон в субъектах Российской Федерации, на территориях которых деятельность по организации и проведению азартных игр не запрещена (ограничена) в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
При этом следует отметить, что к обстоятельствам настоящего дела, связанного с несоблюдением юридическим лицом лицензионных требований особого вида деятельности, сопряженным с нарушением запрета, установленного органом власти субъекта Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, правовые позиции Констуционного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П относительно возникновения, сохранения пенсионных и социальных прав граждан при изменяющемся законодательстве, судьей районного суда применены безосновательно.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ, Федерального закона от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ, Закона Чувашской Республики от 29 марта 2007 года № 1, Положения о лицензировании в редакции, действующей со 2 апреля 2019 года, и изложенные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, оставлены судьей районного суда без внимания.
Оснований для вывода о наличии исключающего производство по делу обстоятельства, предусмотренного частью 2 статьи 1 статьи 24.5 КоАП РФ, не имелось.
Допущенное судьей районного суда нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, носит фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление судьи не может быть признано законным и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Фирма «СТОМ» отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В.Голубев