Дело № 2а-4833/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2019 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары под председательством судьи Евстафьева В.В.,
при секретаре Чернове В.А.,
с участием представителя административного истца – и.о. прокурора г. Чебоксары Столяровой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора г. Чебоксары к Управлению Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-странице, информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л :
Административный истец в порядке ст.39 КАС РФ обратился с иском к административному ответчику с вышеуказанным требованием. В обоснование иска административный истец указал, что прокуратурой города Чебоксары проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
На дату проверки дата установлено, что в свободном доступе в сети «Интернет» на сайте ------ размещена информация о продаже огнестрельного оружия, в том числе боевого: пистолетов, винтовок, автоматов и др., боеприпасов к нему любым заинтересованным лицам, а также иная информация, по вопросам приобретения оружия (способы оплаты, цены, доставка, прием заказов и пр.), в том числе большими партиями.
Согласно общедоступным сведениям с сайта информация о лице, разместившем информацию, отсутствует.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сете в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, а также распространение материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируется Федеральным законом № 150-ФЗ от 13.12.1996 «Об оружии». Федеральный закон устанавливает требования, предъявляемые к обороту оружия: приобретению, хранению, продаже; субъектам, приобретающим и реализующим оружие; ограничению оборота оружия.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.06.2012 № 16-П такой порядок направлен на то, чтобы не допустить обладания оружием лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и использование.
Информация, размещенная на указанном в иске сайте нарушает требования ст.ст. 6, 9.1, 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», ст.12, 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст.26 Федерального закона от 13.03.2006 №28-ФЗ «О рекламе», за нарушение правил оборота оружия предусмотрена административная - ст.14.3., 20.8, 20.12 КоАП РФ, и уголовная - ст.222 УК РФ, ответственность.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, административный истец просит признать информацию, размещенную на странице сайта с URL- https://bensweapon.net/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Роскомнадзора по ЧР- Чувашии для внесения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании административный истец поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Просила иск удовлетворить, пояснила, что на день рассмотрения дела указанная в иске интернет-страница доступна для пользователей.
Привлеченное к участию в деле в качестве административного ответчика Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии представило отзыв на заявление, из которого следует, что в соответствии с ч.ч.1 и 6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, возражений против удовлетворения заявленных исковых требований не представило. Просило рассмотреть административное дело в отсутствие его представителя.
Обсудив доводы сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируется Федеральным законом № 150-ФЗ от 13.12.1996 «Об оружии». Федеральный закон устанавливает требования, предъявляемые к обороту оружия: приобретению, хранению, продаже; субъектам, приобретающим и реализующим оружие; ограничению оборота оружия.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.06.2012 № 16-П такой порядок направлен на то, чтобы не допустить обладания оружием лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и использование.
Статья 6 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» предусматривает ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия. На территории Российской Федерации запрещаются: оборот в качестве гражданского и служебного оружия: которое имеет форму, имитирующую другие предметы; кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия.
Статья 9.1 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» предусматривает лицензирование производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, производства патронов к оружию и составных частей патронов, торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговли патронами к оружию, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию.
Право продавать или передавать имеющееся у них на вооружении боевое ручное стрелковое и холодное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо продавать имеющееся у них гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, в соответствии со ст. 19 Закона, имеют только государственные военизированные организации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия являются лицензируемым видом деятельности.
Статья 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ лицензия на приобретение оружия выдается гражданам Российской Федерации после прохождения ими соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и при отсутствии иных препятствующих ее получению оснований. Граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, за исключением граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Проверка знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием проводится организациями, определяемыми Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия. Граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган, выдавшие разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, документы, подтверждающие прохождение ими службы в соответствующей организации и наличие у них воинского звания либо специального звания или классного чина юстиции.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношения оружия.
В силе п.п. 1, 5 Правил продажи товаров дистанционным способом (утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612) продажей товаров дистанционным способом является продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такового договора. Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно ст. 6 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» на территории Российской Федерации запрещается пересылка оружия.
В силу ст. 26 Федерального закона от 13.03.2006 № 28-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама: продукции военного назначения, за исключением рекламы такой продукции в целях осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами; оружия, не указанного в частях 3-5 настоящей статьи.
Производство, размещение и распространение рекламы продукции военного назначения в целях осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации.
Реклама служебного оружия и патронов к нему допускается только в специализированных печатных изданиях для пользователей такого оружия, в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия.
Реклама боевого ручного стрелкового оружия, патронов к нему, холодного оружия допускается в специализированных печатных изданиях, в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия.
Реклама гражданского оружия, в том числе оружия самообороны, спортивного, охотничьего и сигнального оружия, допускается только: в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в специализированных печатных изданиях для пользователей гражданского оружия; в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия; в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени.
Статьей 14.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
В соответствии со ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.
Статья 20.12. КоАП РФ предусматривает ответственность за пересылку оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему.
Кроме того, ст. 222 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов.
Указанная на Интернет-странице информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по незаконной продаже оружия в сети «Интернет».
Судом установлено, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В ходе проверки в сети «Интернет» выявлена интернет-страница с URL - адресом: ------ на которой размещена информация о возможности покупки боевого огнестрельного оружия и боеприпасов к нему через сеть «Интернет» без предъявления разрешения и лицензии.
Контент указанных Интернет-ресурсов ориентирован на совершение покупки, для этого на Интернет-страницах размещена информация о стоимости оружия, указаны адреса электронной почты для связи с продавцом и оформления заказа.
Вход на сайты свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием, сайта и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения, на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждается актом проверки от дата и распечатками скриншотов страниц указанной в иске интернет-страницы.
Из сведений Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, установлено, что указанная в иске интернет-страница в Единый реестр не включена.
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что информацию на вышеуказанной интернет-странице следует признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам.
В целях ограничения доступа к страницам сайта в сети «Интернет», указанного в иске, содержащего запрещенную информацию, необходимо внести сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.
При этом основанием для внесения указанных интернет-ссылок в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46,65,175 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Признать информацию, размещенную на Интернет – странице с URL-адресом: ------ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить оператору Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено - в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии для включения интернет страницы в Единый реестр.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения суда через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено 20.09.2019.
копия верна судья: