Решение по делу № 2а-213/2019 от 18.11.2019

Дело № 2а-213/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

постоянное судебное

присутствие в р.п. Локня Псковской области 13 декабря 2019 года.

Бежаницкий районный суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Сорокиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Васечка О.А.,

с участием и.о. прокурора Локнянского района Псковской области Андруцеляка Р.М.,

представителя ответчика – главы администрации сельского поселения «Самолуковская волость» Яковлевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Локнянского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Самолуковская волость» Локнянского района Псковской области о признании бездействия по организации противопожарного водоснабжения незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Локнянского района Псковской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Самолуковская волость» Локнянского района Псковской области о признании бездействия по организации противопожарного водоснабжения сельского поселения « Самолуковская волость» незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, для чего :

- в срок до 31.06.2012 года оборудовать противопожарные водоемы в д.Липшани, д. Самолуково Локнянского района Псковской области площадками с твердым покрытием (пирсами), размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- в срок до 31.01.2020 года оборудовать противопожарные водоемы в д. Прискуха, д. Липшани, д. Загорье, д. Башово Локнянского района Псковской области, а также направления движения к ним, указателями с чётко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

- в срок до 31.09.2020 года создать на территории сельского поселения «Самолуковская волость» в д. Крестилово, д. Самолуково, д. Башово, д. Прискуха по два источника противопожарного водоснабжения в каждом населенном пункте, а также в д. Валуевское, д. Липшани, д. Загорье Локнянского района Псковской области по одному источнику противопожарного водоснабжения в каждом населенном пункте, в соответствии с установленными противопожарными нормами;

- в срок до 31.03.2020 года организовать расчистку от растительности с целью забора воды пожарными автомобилями с пожарных водоемов в д. Загорье, д.Самолуково, д. Липшани, д. Крестилово Локнянского района Псковской области;

- в срок до 31.03.2020 года обеспечить доступность проезда пожарных машин к водоемам в д. Липшани, д. Самолуково, д. Прискуха, д. Загорье, д. Башово, д. Крестилово Локнянского района Псковской области.

В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Локнянского района Псковской области была проведена проверка деятельности администрации сельского поселения «Самолуковская волость» в части соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, в результате которой было установлено, что органами местного самоуправления, к полномочиям которых относятся, принятие первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов в нарушение норм ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года, ФЗ № 123-ФЗ от 22.08.2008 года «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», ФЗ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года, а также Правил противопожарного режима в Российской Федерации, у пожарных водоемов в д.Прискуха, д. Липшани, д.Загорье, д.Башово, а также по направлению к ним отсутствуют указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения пожарных водоемов. Кроме этого, не все населенные пункты волости обеспечены наружным противопожарным водоснабжением, так в д. Крестилово отсутствует 2 источника противопожарного водоснабжения, в д. Валуевское отсутствует один источник противопожарного водоснабжения, в д. Самолуково отсутствует 2 источника противопожарного водоснабжения, в д. Прискуха отсутствует 2 источника противопожарного водоснабжения, в д. Липшани отсутствует 1 источник противопожарного водоснабжения. Пожарные водоемы, расположенные в д. Липшани, д. Самолуково не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размерами не менее 12 х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Также, пожарные водоемы в д. Загорье, д. Самолуково, д. Липшани, д. Крестилово заросли растительностью, в результате чего, забор воды затруднен. Во всех пожарных водоемах поселения не обеспечена доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.

По результатам проверки прокуратурой Локнянского района 27.09.2019 года Главе сельского поселения «Самолуковская волость» было вынесено представление, которое последней было рассмотрено, однако из полученного ответа следует, что в установленный прокуратурой района месячный срок, мер к устранению указанных нарушений закона администрацией поселения не предпринято, поскольку в связи с окончанием года и отсутствием финансовых средств по данной статье бюджета устранить выявленные нарушения, указанные в представлении, администрацией поселения в текущем году не представляется возможным.

Таким образом, прокурор считает, что допущенное административным ответчиком бездействие при организации противопожарного водоснабжения создает предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, в случае возникновения пожаров, что может повлечь за собой последствия в виде гибели граждан и причинения вреда их здоровью, что является недопустимым.

Определением Бежаницкого районного суда Псковской области от 13 декабря 2019 года производство по данному административному делу в части возложения обязанности на администрацию сельского поселения «Самолуковская волость» по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, а именно :

-в срок до 31.06.2012 года оборудовать противопожарные водоемы в д. Самолуково Локнянского района Псковской области площадками с твердым покрытием (пирсами), размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- в срок до 31.09.2020 года создать на территории сельского поселения «Самолуковская волость» в д. Липшани, д. Загорье Локнянского района Псковской области по одному источнику противопожарного водоснабжения в каждом населенном пункте, в соответствии с установленными противопожарными нормами;

- в срок до 31.03.2020 года организовать расчистку от растительности с целью забора воды пожарными автомобилями с пожарных водоемов в д. Крестилово Локнянского района Псковской области;

- в срок до 31.03.2020 года обеспечить доступность проезда пожарных машин к водоемам в д. Самолуково, д. Загорье, д. Крестилово Локнянского района Псковской области, было прекращено в связи с отказом от иска.

В судебном заседании и.о. прокурора Локнянского района Псковской области Андруцеляк Р.М., исковые требования уточнил, указав, что с учетом финансового положения административного ответчика, сроков формирования бюджета, а также необходимости заключения договоров с организациями на оказание работ по устранению выявленных нарушений необходим более длительный срок исправления выявленных нарушений пожарного законодательства и просил установить срок устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в части создания источников противопожарного водоснабжения в срок до 31.12.2020 года, а по остальным нарушениям в срок до 30.09.2020 года.

Представитель административного ответчика - администрации СП «Самолуковская волость» Яковлева О.Н. с заявленными административными исковыми требованиями согласилась, подтвердив выявленные прокуратурой района нарушения пожарной безопасности.

Представитель заинтересованного лица – ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевским районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области ФИО4 в судебное заседание не явился, предоставил в суд письменную правовую позицию, согласно которой следует, что с уточненными административными требованиями заинтересованное лицо согласно, и просит рассмотреть административное дело без участия сотрудников ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевским районам.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО5, изучив, имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему.

В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ст. инспектором ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевским районам ФИО5 в адрес прокуратуры Локнянского района Псковской области была направлена справка, из которой следует, что в СП « Самолуковская волость» им были выявлены нарушения пожарной безопасности, в том числе : в д. Крестилово не хватает двух источников противопожарного водоснабжения; в д.Валуевское не хватает одного источника противопожарного водоснабжения; в д.Самолуково не хватает двух источников противопожарного водоснабжения; в д.Прискуха не хватает двух источников противопожарного водоснабжения; в д.Липшани не хватает одного источника противопожарного водоснабжения; в д.Загорье не хватает одного источника противопожарного водоснабжения; в д.Башово не хватает двух источников противопожарного водоснабжения.

Также, имеются нарушение абз.8 п.8.6 Свода правил СП 8.13130.2009 прим.3 п.9.9 Свода Правил СП 8.13130.2009, а именно: отсутствуют указатели у пожарного водоема в д. Прискуха и по направлению к нему; у пожарного водоема в д. Липшани, а также по направлению к нему; у пожарного водоема в д. Загорье и по направлению к нему; у пожарного водоема в д.Башово и по направлению к нему. Кроме этого, естественные пожарные водоемы, расположенные в д. Липшани и в д. Самолуково не оборудованы пирсами, размер которых должен быть 12 х12 метров. В нарушение п.55 ППР, не обеспечена доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года (д. Прискуха, д. Липшани – подъезд зарос высокой травой в зимнее время не осуществляется очистка подъезда).

Кроме этого, до проведения вышеуказанной проверки, а именно 27.09.2019 года прокуратурой Локнянского района в адрес Главы сельского поселения «Самолуковская волость» Яковлевой О.Н., также было направлено представление, в котором предлагалось его рассмотреть и устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, о чём в письменной форме сообщить в прокуратуру района в течение месяца со дня вынесения данного представления.

Из ответа, представленного главой СП « Самолуковская волость» Яковлевой О.Н., датированного 28.10.2019 года следует, что вышеуказанное представление прокуратуры Локнянского района было рассмотрено и частично приняты меры к устранению выявленных нарушений законодательства пожарной безопасности, а в отношении работ по содержанию пожарных водоемов, было указано, что работы будут проводиться исходя из наличия денежных средств в бюджете на данные мероприятия; по д. Прискуха и д. Самолуково работы будут начаты в ноябре 2019 года.

Согласно выписке из Реестра муниципального имущества МО «Самолуковская волость» на ДД.ММ.ГГГГ, раздел I Недвижимое имущество, правообладателем объектов недвижимого имущества, а именно : пожарного водоема в д. Загорье, площадью 400 кв.м; пожарного водоема в д. Липшани, площадью 100 кв.м; пожарного водоема в д. Башово, площадью 60 кв.м; пожарного водоема в д. Прискуха, площадью 80 кв.м, переданных передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ, является администрация сельского поселения « Самолуковская волость».

Согласно объяснений допрошенного в ходе судебного заседания свидетеля ФИО5 следует, что он работает ст. инспектором ОНД и ПР по Бежаницкому, Локнянскому, Пушкиногорскому и Новоржевским районам и им ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка СП « Самолуковская волость» пожарной безопасности, в ходе которой было установлено, что в во всех вышеуказанных населенных пунктах отсутствуют указатели направления движения, а также расстояния до пожарных водоемов. Кроме этого, в д. Липшани Самолуковской волости пожарный водоем не оборудован площадкой с твердым покрытием, сам пожарный водоем заболочен, подъезд к нему зарос кустарником. В деревне Загорье Самолуковской волости пожарный водоём, также зарос тиной и водорослями, требует соответствующей очистки. По населенным пунктам в д. Башово и д. Прискуха установлено, что по имеющемуся количеству населения, которое превышает 50 человек в каждом населённом пункте и согласно противопожарным нормам необходимо создание двух пожарных водоемов, а к находящимся на балансе пожарным водоемам необходимо обеспечить подъезд. Также, в д.Валуевское, граничащей с д.Крестилово исходя из протяженности населенных пунктов, количества населения, превышающего 50 человек, также имеется необходимость в создании в данных деревнях по одному противопожарному водоему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 19 Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Пунктами 55, 80 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 07.03.2019) "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") установлено, что направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".

При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63 указанного Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 63 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

В силу п.9 ч.1,ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. 4 ст. 4 Устава муниципального образования « Самолуковская волость» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом, обязанность по организации обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта « Самолуковская волость» возлагается на администрацию СП « Самолуковская волость».

Разрешая уточненные заявленные административные исковые требования по существу, суд считает, что основанием к удовлетворению требований прокурора может быть наличие только двух условий в совокупности: оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону и права либо свободы неопределенного круга лиц были нарушены.

Исходя из положений названных выше норм закона, в условиях нарушения администрацией сельского поселения «Самолуковская волость» требований законодательства, а также исходя из того, что несоблюдение органом местного самоуправления правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц – жителей сельского поселения и лиц, временно пребывающих в населенных пунктах данного сельского поселения на безопасность жизни и здоровья, а в случае возникновения пожаров, может повлечь за собой последствия в виде гибели граждан и причинения вреда их здоровью.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ на суд возложена обязанность в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом всех обстоятельств дела, мнения административного ответчика, суд считает, что испрашиваемый прокурором уточненный срок для устранения административным ответчиком допущенных нарушений, позволяющих ответчику совершить все необходимые действия для устранения нарушений закона и выполнения обязанностей, предусмотренных законом, является разумным и каких-либо оснований для его изменения не имеется.

Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

При подаче административного искового заявления прокурор Локнянского района освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина, с учетом удовлетворения заявленных административных требований, с административного ответчика взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные административные исковые требования прокурора Локнянского района Псковской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Самолуковская волость» Локнянского района Псковской области о признании бездействия по организации противопожарного водоснабжения сельского поселения « Самолуковская волость» и возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности – удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения «Самолуковская волость» Локнянского района Псковской области по организации противопожарного водоснабжения сельского поселения « Самолуковская волость» Локнянского района Псковской области - незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения «Самолуковская волость» Локнянского района Псковской области устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- в срок до 30.09.2020 года оборудовать противопожарный водоем в д.Липшани Локнянского района Псковской области площадкой с твердым покрытием (пирсом), размером 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- в срок до 30.09.2020 года оборудовать противопожарные водоемы в д.Прискуха, д. Липшани, д. Загорье, д. Башово Локнянского района Псковской области, а также направления движения к ним, указателями с чётко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

- в срок до 31.12.2020 года создать на территории сельского поселения «Самолуковская волость» в д. Крестилово, д. Самолуково, д. Башово, д. Прискуха по два источника противопожарного водоснабжения в каждом населенном пункте, а также в д. Валуевское Локнянского района Псковской области один источник противопожарного водоснабжения, в соответствии с установленными противопожарными нормами;

- в срок до 30.09.2020 года организовать расчистку от растительности с целью забора воды пожарными автомобилями с пожарных водоемов в д. Загорье, д.Самолуково, д. Липшани Локнянского района Псковской области;

- в срок до 30.09.2020 года обеспечить доступность проезда пожарных машин к водоемам в д. Липшани, д. Прискуха, д.Башово Локнянского района Псковской области.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд, с подачей апелляционной жалобы через Бежаницкий районный суд Псковской области постоянное судебное присутствие в рабочем посёлке Локня Локнянского района Псковской области, в течение одного месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме.

Копии решения направить лицам, участвующим в деле не позднее чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме - 16 декабря 2019 года

Председательствующий: подпись И.В. Сорокина.

Копия верна:Судья И.В. Сорокина.

2а-213/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Локнянского района
Ответчики
Администрация СП "Самолуковская волость"
Суд
Бежаницкий районный суд Псковской области
Судья
Сорокина Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
bezhanicky.psk.sudrf.ru
28.11.2019Регистрация административного искового заявления
28.11.2019Передача материалов судье
28.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
28.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2019Подготовка дела (собеседование)
02.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2019Судебное заседание
18.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2020Дело оформлено
20.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее