Решение по делу № 2а-612/2020 от 05.12.2019

Дело № 2а-612/2020

УИД 35RS0010-01-2019-015633-52

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда «03» июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2020 года.

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2020 года.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Бондаренко Е.В.,

при секретаре Смирнове С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оганяна В. Г. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области, Отделу судебных приставов по городу Вологде № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по городу Вологде № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Богатыревой Э. Е., обществу с ограниченной ответственностью «ТопФрейм Оценка» об оспаривании постановления о принятии результатов оценки транспортного средства,

установил:

Оганян В.Г. обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по городу Вологде № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области (далее - ОСП по г. Вологде № 2 УФССП России по Вологодской области) Богатыревой Э.Е., ОСП по г. Вологде № 2 УФССП России по Вологодской области, привлеченным к участию в деле в качестве административных ответчиков УФССП России по Вологодской области, обществу с ограниченной ответственностью «ТопФрейм Оценка» (далее - ООО «ТопФрейм Оценка»), просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава- исполнителя Богатыревой Э.Е. о принятии результатов оценки от 13 ноября 2019 года .

В обоснование заявленных требований указывает, что является должником по исполнительному производству от 15 января 2018 года , возбужденному на основании судебного приказа мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 68 от 13 ноября 2017 года (дело № 2-2105/2017) на взыскание с Оганяна В.Г. в пользу ПАО «БАНК СГБ» задолженности по договору о предоставлении кредита. В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем произведен арест принадлежащего ему имущества - автомобиля «Мицубиси Лансер», 2005 года выпуска, государственный регистрационный знак . Оспариваемым постановлением судебного пристава-исполнителя Богатыревой Э.Е. от 13 ноября 2019 года приняты результаты оценки транспортного средства в размере 130 000 рублей. Оценка проведена с нарушением требований закона, результаты оценки не соответствуют действительной рыночной стоимости автомобиля, являются заниженными, чем нарушаются права административного истца. Копия оспариваемого постановления получена 25 ноября 2019 года.

В судебное заседание административный истец Оганян В.Г. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его представитель по доверенности Меликсетян Д.К. административные исковые требования поддержал. Пояснил, что с выводами судебной экспертизы согласен. В настоящее время УФССП России по Вологодской области расторгло контракт с ООО «ТопФрейм Оценка» ввиду некачественного проведения оценок.

В судебном заседании административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Вологде № 2 УФССП России по Вологодской области Богатырева Э.Е. административные исковые требования не признала, пояснила, что произведенная ООО «ТопФрейм Оценка» является объективной и обоснованной. Стоимость автомобиля принята ею без НДС, иначе его не продать. Она совместно с сотрудником ООО «ТопФрейм Оценка» фотографировала автомобиль для оценки и направляла оценщику фотографии.

В судебное заседание представители административных ответчиков ОСП по г. Вологде № 2 УФССП России по Вологодской области, УФССП России по Вологодской области не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.

В судебное заседание представитель административного ответчика ООО «ТопФрейм Оценка» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просят в удовлетворении административных исковых требований отказать, ссылаясь на достоверность произведенной ими оценки.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ПАО «БАНК СГБ» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В данном случае такая совокупность условий имеется.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) оценка имущества является исполнительным действием, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно положениям статьи 85 Закона об исполнительном производстве в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 данной нормы, в том числе для оценки вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей, оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем с обязательным привлечением специалиста, соответствующего требованиям, предъявляемым законодательством об оценочной деятельности (далее - оценщика).

Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, который выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика и в тот же срок направляет сторонам исполнительного производства копию заключения оценщика.

При этом стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в абзаце 3 пункта 50 постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», стороны исполнительного производства вправе оспорить в суде постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, либо в срок не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке в исковом порядке оспорить стоимость объекта оценки, указанную оценщиком в отчете (пункты 3, 4 части 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве).

Оценочная деятельность на территории Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).

Статья 2 приведенного Закона указывает на то, что этот Закон об оценочной деятельности определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

В статье 11 названного Закон об оценочной деятельности приведены общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки.

В силу части 1 статьи 12 Закон об оценочной деятельности об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Устанавливаемая оценщиком рыночная стоимость всегда является условной величиной, поскольку представляет собой суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, при этом достоверность этого суждения в силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности достигается за счет соблюдения оснований и порядка проведения оценки, что не может гарантировать получение разными независимыми оценщиками идентичных величин рыночной стоимости в отношении одного и того же объекта.    Основываясь на собственных специальных познаниях и профессиональном опыте, каждый оценщик самостоятельно определяет, какие подходы к оценке применимы в конкретной ситуации, отбирает объекты-аналоги для сравнения, выявляет ценообразующие факторы для конкретного объекта и т.п.

Критерии оценки имущества закреплены в Федеральных стандартах оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО )», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО )» и «Требования к отчету об оценке (ФСО )», утвержденных приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 года , и .

Недостоверным отчет может быть признан, если он составлен с нарушением требований, предусмотренных Законом об оценочной деятельности или стандартами оценочной деятельности, а также допускающий неоднозначное толкование или вводящий в заблуждение (статья 11 Закона об оценочной деятельности).

Из материалов дела следует, что 13 ноября 2017 года мировым судьей Вологодской области по судебному участку № 68 по делу выдан судебный приказ на взыскание с Оганяна В.Г. в пользу ПАО «БАНК СГБ» задолженности по договору о предоставлении кредита от 20 сентября 2012 года и государственной пошлины в размере 190 376 рублей 83 копейки.

На основании судебного приказа судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Вологде № 2 УФССП России по Вологодской области 15 января 2018 года возбуждено исполнительное производство в отношении Оганяна В.Г.

В рамках исполнительного производства 29 ноября 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Вологде № 2 УФССП России по Вологодской области ФИО1 произведен арест имущества должника - автомобиля «Мицубиси Лансер», 2005 года выпуска, государственный регистрационный знак , VIN .

17 сентября 2019 года по инициативе судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Вологде № 2 УФССП России по Вологодской области Богатыревой Э.Е. для оценки арестованного имущества в соответствии с положениями пункта 7 части 2 статьи 85 Закона об исполнительном производстве (для оценки вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 000 рублей) в качестве независимого оценщика был привлечен специалист ООО «ТопФрейм Оценка» на основании заключенного с УФССП России по Вологодской области государственного контракта от 18 июня 2019 года на оказание услуг для государственных нужд. Целью оценки являлось определение рыночной стоимости арестованного имущества для его реализации в рамках исполнительного производства.

Как следует из отчета ООО «ТопФрейм Оценка» от 16 октября 2019 года рыночная стоимость автомобиля «Мицубиси Лансер», 2005 года выпуска, государственный регистрационный знак , VIN , по состоянию на 16 октября 2019 года определена в размере 156 000 рублей (с учетом НДС) и в размере 130 000 рублей (без учета НДС).

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Вологде № 2 УФССП России по Вологодской области Богатыревой Э.Е. от 13 ноября 2019 года приняты результат оценки ООО «ТопФрейм Оценка», стоимость указанного автомобиля «Мицубиси Лансер» установлена в размере 130 000 рублей (без учета НДС).

Для проверки доводов административного истца о заниженной стоимости оценки автомобиля судом по делу была назначена оценочная экспертиза для определения действительной рыночной стоимости объекта оценки.

Согласно заключению эксперта-оценщика федерального бюджетного учреждения Вологодская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее – ФБУ Вологодская ЛСЭ Минюста России) ФИО2 от 20 февраля 2020 года .4 средняя рыночная стоимость автомобиля «Мицубиси Лансер», государственный регистрационный знак , на дату оценки 16 октября 2019 года составляет 178 725 рублей; средняя рыночная стоимость данного автомобиля на дату данного исследования составляет 164 340 рублей. Заключение подготовлено с непосредственным осмотром экспертом транспортного средства.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства и сравнив вышеуказанные отчеты, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о принятии результатов оценки от 13 ноября 2019 года, поскольку установленная заключением эксперта-оценщика ФБУ Вологодская ЛСЭ Минюста России рыночная стоимость арестованного имущества является наиболее достоверной, исходя из общих требований к содержанию отчета об оценке объекта, критериев оценки имущества, а именно соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу, проведения экспертизы с непосредственным осмотром экспертом транспортного средства, иных заслуживающих внимания обстоятельств в соответствии с положениями Закона об оценочной деятельности. Само заключение в полной мере соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ, содержит подробное описание проведенного исследования, примененных методик и нормативное обоснование выводов. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Каких-либо объективных данных, ставящих под сомнение беспристрастность и компетентность эксперта, не установлено.

При этом оценка имущества, определенная на основании отчета ООО «ТопФрейм Оценка» от 16 октября 2019 года не подтверждает объективную стоимость спорного имущества, поскольку прочие имеющиеся письменные доказательства в своей совокупности подтверждают иной, значительно отличающийся от оспариваемого размер рыночной стоимости объекта - разница в рыночной стоимости составляет более 10 %, что нельзя отнести к погрешностям оценки. В ходе данной оценки оценщиком не был произведен непосредственный визуальный осмотр транспортного средства, проведение оценки осуществлялось по фотографиям транспортного средства. Оспариваемая величина стоимости арестованного имущества, в свою очередь, нарушает права сторон исполнительного производства, как взыскателя, так и должника, которые лишаются возможности на максимальное возмещение задолженности, исходя из реальной (объективной) стоимости имущества, подлежащего реализации.

Действительно, в силу пункта 3 части 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве оценка независимого оценщика является для судебного пристава-исполнителя обязательной. Однако приведенная выше правовая норма не освобождает судебного пристава-исполнителя от обязанности соблюдать один из основных принципов исполнительного производства - принцип законности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения. Одновременно УФССП России по Вологодской области обязано контролировать соблюдение оценщиком обязательств по заключенному госконтракту на проведение оценки арестованного имущества.

В силу пункта 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» в резолютивной части судебного акта по делам об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке или по делам об оспаривании результатов оценки суд указывает надлежащую оценку имущества должника, которая впоследствии должна использоваться в исполнительном производстве. В том случае, когда постановление судебного пристава-исполнителя об оценке признано незаконным, в резолютивной части судебного акта суд также обязывает судебного пристава-исполнителя вынести новое постановление с указанием оценки имущества должника, установленной судом.

При таких обстоятельствах постановление судебного пристава-исполнителя от 13 ноября 2019 года о принятии результатов оценки по исполнительному производству от 15 января 2018 года в отношении арестованного имущества - автомобиля «Мицубиси Лансер», 2005 года выпуска, государственный регистрационный знак , VIN , в размере 130 000 рублей без учета НДС признается судом незаконным.

Суд полагает необходимым установить стоимость объекта оценки – указанного автомобиля «Мицубиси Лансер» в размере его рыночной стоимости 164 340 рублей, определенной экспертом-оценщиком ФБУ Вологодская ЛСЭ Минюста России на наиболее приближенную к текущей дате дату.

При этом на судебного пристава-исполнителя исполнителем ОСП по г. Вологде № 2 УФССП России по Вологодской области Богатыреву Э.Е. подлежит возложению обязанность вынести новое постановление об оценке арестованного имущества - автомобиля «Мицубиси Лансер» с указанием стоимости объекта оценки 164 340 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В силу пункта 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при удовлетворении заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника судебные расходы по делу подлежат возмещению привлеченным к участию в деле территориальным органом ФССП России, в котором осуществляет (осуществляло) служебную деятельность указанное должностное лицо.

Административным истцом понесены расходы на оплату услуг эксперта ФБУ Вологодская ЛСЭ Минюста России в размере 8700 рублей, которые подлежат взысканию с УФССП России по Вологодской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-228, 295-298 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Оганяна В. Г. удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Вологде № 2 Управлению Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Богатыревой Э. Е. от 13 ноября 2019 года о принятии результатов оценки по исполнительному производству от 15 января 2018 года в отношении арестованного имущества - автомобиля «Мицубиси Лансер», 2005 года выпуска, государственный регистрационный знак , VIN , в размере 130 000 рублей без учета налога на добавленную стоимость.

Установить стоимость объекта оценки - автомобиля «Мицубиси Лансер», 2005 года выпуска, государственный регистрационный знак , VIN , в размере его рыночной стоимости 164 340 рублей.

Обязать судебного пристава-исполнителя Отделу судебных приставов по г. Вологде № 2 Управлению Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Богатыреву Э. Е. вынести новое постановление об оценке арестованного имущества – автомобиля «Мицубиси Лансер», 2005 года выпуска, государственный регистрационный знак , VIN , с указанием стоимости объекта оценки 164 340 рублей.

Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области расходы в пользу Оганяна В. Г. расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 8700 рублей.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

     Судья                                                                          Е.В. Бондаренко

2а-612/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Оганян Валерик Генашвилович
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Вологде № 2 УФССП России по Вологодской области Богатырева Элеонора Евгеньевна
ООО «ТопФрейм Оценка»
ООО "ТопФрейм Оценка"
Управление Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области
Отдел судебных приставов по г. Вологде № 2 УФССП России по Вологодской области
Другие
ПАО "БАНК СГБ"
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Судья
Бондаренко Екатерина Васильевна
Дело на сайте суда
vologodskygor.vld.sudrf.ru
06.12.2019Регистрация административного искового заявления
06.12.2019Передача материалов судье
11.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2019Судебное заседание
24.12.2019Судебное заседание
04.03.2020Производство по делу возобновлено
04.03.2020Судебное заседание
19.05.2020Производство по делу возобновлено
19.05.2020Судебное заседание
29.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2020Дело оформлено
03.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее