Дело № 2а-3429/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Никулина М.О.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в г. Ухте
27 ноября 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» о признании незаконными пунктов предписания Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Федеральной службы по труду и занятости,
установил:
ООО «Газпром трансгаз Ухта» в административном иске просит признать пункты 3 и 4 предписания № .... Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Федеральной службы по труду и занятости незаконными.
В обоснование указано, что при плановой проверке деятельности ООО «Газпром трансгаз Ухта» выявлены факты, квалифицированные как нарушение трудового законодательства РФ (в части требований законодательства по труду и по охране труда), которые отражены в акте проверки. По результатам проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Административный истец указывает, что пункт № 3 предписания, в части обязания разработать и утвердить нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам в соответствии с Типовыми нормами, работающими в закрытой специальной обуви, противоречит требованиям законодательства: отсутствует понятие «закрытая обувь», отсутствует перечень обуви, относящейся к закрытой специальной обуви, отсутствуют требования к выполнению работ в закрытой специальной обуви. Обществом для обеспечения своих работников сделан выбор в пользу специальной обуви из натуральных материалов для создания комфортных условий работы, в связи с чем данное требование является, по мнению административного истца, незаконным. Также ООО «Газпром трансгаз Ухта» не согласно с установленным сроком выполнения требований в части выдачи в срок до 29.11.2019 работникам, работающим в закрытой специальной обуви, средств защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие), поскольку приобретение средств защиты осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при соблюдении которых требуется временные и финансовые затраты с учетом количества работников.
Определением суда от 30.10.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена заместитель начальника отдела – главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Юрьева М.Н.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной, в суд не прибыли, поэтому с учетом части 7 статьи 150 КАС РФ, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
В ранее проведенном судебном заседании представитель административного истца представил дополнительные доводы в письменном виде.
Представитель административного ответчика Юрьева М.Н. в ранее проведенном судебном заседании представила возражения на требования.
Исследовав письменные материалы дела, в том числе материалы проверки, суд приходит к следующему.
Ухтинским отделом Государственной инспекции труда в Республике Коми проведена плановая проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении филиалов ООО «Газпром трансгаз Ухта», в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности Общества. Отражены в акте проверки от <...> г. ...., которые частично были устранены в ходе проведения проверки.
Нарушения, которые не были устранены, указаны в предписании .... от <...> г.: не утверждены нормы выдачи работникам ООО «Газпром трансгаз Ухта», в том числе в филиала Сосногорское ЛПУМГ, средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с типовыми нормами (пункт 1); не обеспечена выдача работникам ООО «Газпром трансгаз Ухта», в том числе в филиале Сосногорское ЛПУМГ С., В, средств индивидуальной защиты (пункт 2); не разработаны и не утверждены работодателем (в том числе филиалов: Сосногорское ЛПУМГ, УС, УАВР, Печорское ЛПУМГ, УЭЗИС) нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам в соответствии с Типовыми нормами (пункт 3); не обеспечена выдача работникам ООО «Газпром Трансгаз Ухта», в том числе рабочему зеленого хозяйства подразделение УЭиХОЗ К. (филиал УЭЗИС), электромонтеру подразделения ВЖК К.1 (филиал Сосногорское ЛПУМГ), слесарю-сантехнику подразделения ВЖК Р. (филиал Сосногорское ЛПУМГ), электромонтеру по ремонту и обслуживанию электроустановок службы защиты от коррозий С., оператору ГРС службы ЭГРС Б., прибористу службы АСУ, АиТМ К.3, машинисту ТК подразделения ГКС, КЦ
.... А., машинисту бульдозера службы АТС Т. (филиал Сосногорское ЛПУМГ), водителю вездехода службы АТС Д., пожарному ВПЧ подразделения ВПЧ М. (филиал Сосногорское ЛПУМГ), трубопроводчику линейного участка АВР .... Х. (филиал УАВР), такелажнику участка МТС Н. (филиал Синдорское ЛПУМГ), слесарю по ремонту технологических установок Газокопрессорной службы К. (филиал Синдорское ЛПУМГ), лаборанту химического анализа Химической лаборатории П. (филиал Синдорское ЛПУМГ), работающим в закрытой специальной обуви средств для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) (пункт 4).
Установленные нарушения необходимо устранить в срок до 29.11.2019, в срок до 02.12.2019 представить ООО «Газпром трансгаз Ухта» надлежащее исполнение с приложением подтверждающих документов.
Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов (абзац 2 статьи 212 ТК РФ); на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (абзац 1 статьи 221 ТК РФ).
Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009
№ 290н.
В соответствии с пунктом 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009
№ 290н смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению № 1 к настоящему Приказу (далее - Типовые нормы).
Стандарт распространяется на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 2 Типовых норм).
При проведении проверки установлено, что утверждены ООО «Газпром трансгаз Ухта» нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, ухудшающих защиту работников по сравнению с Типовыми нормами, так работникам, работающим в закрытой специальной обуви не предусмотрена выдача средств гидрофобного действии (отталкивающие влагу, сушащие кожу), также не предусмотрена выдача средств для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие).
В пункте 2 приложения № 1 Типовых норм указано, что при работах с водными растворами, водой (предусмотренные технологией), СОЖ на водной основе, дезинфицирующими средствами, растворами цемента, извести, кислот, щелочей, солей, щелочемасляными эмульсиями и другими водорастворимыми материалами и веществами; работы, выполняемые в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов (без натуральной подкладки), закрытой спецобуви бесплатно выдаются средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу); в пункте 5 приложения № 1 при работах с бактериальноопасными средами; при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов; работы, выполняемые в закрытой специальной обуви; при повышенных требованиях к стерильности рук на производстве выдаются средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие).
Пунктом 13 приложения № 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009
№ 290н установлено, что перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Согласно пунктам 15 и 17 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (приложение № 2 Типовых норм) защитные средства гидрофильного, гидрофобного, а также комбинированного действия (кремы, эмульсии, гели, спреи и другие) выдаются работникам при работе с агрессивными водорастворимыми, водонерастворимыми рабочими материалами, их попеременном воздействии; средства для защиты от бактериологических вредных факторов, обладающие антибактериальным эффектом, выдаются работникам, занятым на производствах с повышенными требованиями к стерильности рук работающих, при работе с бактериально опасными средами, а также при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов.
Исходя из вышеизложенного, если работники выполняют работы в закрытой спецобуви, то работодатель обязан выдавать им дезинфицирующие средства, средства гидрофобного действия.
Из письма ООО «Трансинсервис» от <...> г. следует, что поставляемая специальная обувь изготавливается из натуральной кожи, при эксплуатации обуви не предусмотрена необходимость применения дополнительных средств защиты ног, специальная обувь не может быть отнесена к категории закрытая специальная обувь.
Действующим законодательством не установлены понятия «закрытая спецобувь», при этом к открытой обуви относится обувь, у которой носочная и (или) геленочная, и (или) пяточная части открыты (пункт 90 ГОСТ 23251-83 Межгосударственный стандарт. Обувь. Следовательно, к закрытой обуви можно отнести обувь, которая закрывает носочную и (или) геленочную, и (или) пяточную часть.
Из личных карточек работников, общей выписки из норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной одежды, спецобуви и других средств СИЗ, утвержденных зам. начальника УЭЗиС ООО «Газпром трансгаз Ухта» в соответствии с нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам филиалов, структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 07.04.2004
№ 43) работникам выдаются виды обуви: сапоги, ботинки, сапоги меховые или унты, валенки, галоши на валенки или валенки на резиновой подошве, что относится к закрытой обуви.
При этом довод представителя административного истца о том, что работники не выполняют работы, связанные с агрессивными водорастворимыми, водонерастворимыми материалами, не имеет значения, поскольку действующим законодательством при работе в закрытой спецобуви предусмотрена выдача средств.
Оспариваемый пункт 3 предписания в части возложения обязанности разработать и утвердить нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам в соответствии с Типовыми нормами 1122н является законным.
В части оспаривания пункта 4 предписания, в котором указано о выдаче средств защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) сроком до 29.11.2019 суд полагает довод необоснованным и неподлежащим применению, поскольку обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, установленная нормами статьей 22, 212, 221 ТК РФ, иными нормативными актами, в том числе приказами, не может быть поставлена в зависимость от механизма закупок средств защиты. Обеспечение безопасных условий и охраны труда является обязанностью работодателя, распространяется на все организации независимо от организационно-правовой формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и иных факторов. Кроме того, суд учитывает, что в предписании указаны конкретно работники, которым необходимо выдать средства зашиты, что не требует значительных временных и финансовых затрат.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований о признании незаконными пунктов 3 и 4 предписания .... Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Федеральной службы по труду и занятости, вынесенного <...> г..
Административный истец своевременно предъявил административное исковое заявление в суд, не пропустив предусмотренный статьей 219 КАС РФ, срок.
Руководствуясь статьями 177-179, 286-290 КАС РФ, суд
решил:
Оставить без удовлетворения административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» о признании незаконными пунктов 3 и 4 предписания № 11.... Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Федеральной службы по труду и занятости, вынесенного <...> г. заместителем начальника отдела – главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Юрьевой М.Н..
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в пятнадцатидневный срок со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий-