52RS0053-01-2020-000005-16 Дело № 2а -72/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Урень 06 марта 2020 года
Уренский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Зорина А.П.,
при секретаре Свешниковой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 13 по Нижегородской области к Точилину Е. В. о взыскании задолженности по налоговым обязательствам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 13 по Нижегородской области обратилась в суд с административным иском к Точилину Е.В. о взыскании задолженности по налоговым обязательствам в размере 2083,50 рублей, в том числе транспортный налог в размере 1440,00 рублей, пени по транспортному налогу в размере 643,50 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что согласно сведений, представленных в инспекцию органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в собственности налогоплательщика находились следующие транспортные средства:
- ВАЗ21033, автомобили легковые, гос.рег.номер №, дата регистрации владения – 26.03.1998 г.
На основании данных, представленных органами, которые осуществляют государственную регистрацию тех или иных транспортных средств (п.4 ст.85 НК РФ, Положение о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при предоставлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, утв.Приказом МВД России №948), административному ответчику по указанным выше объектам был исчислен транспортный налог за 2014г. в размере 1440,00 руб.
За несвоевременную уплату транспортного налога начисленная сумма пени составила 643,50 руб. (сумма задолженности по налогу*число дней просрочки*1/300 ставки рефинансирования).
Налоговый орган выставил и направил в адрес административного ответчика требование об уплате сумм налога и пени № от 30.10.2015г. Данное требование ответчиком не исполнено до настоящего времени.
На основании вышеизложенного, административный истец просит суд взыскать с Точилина Е.В. задолженность по налоговым обязательствам в размере 2083,50 рублей, в том числе транспортный налог в размере 1440,00 рублей, пени по транспортному налогу в размере 643,50 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца -Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 13 по Нижегородской области не явился. О дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Точилин Е.В. в судебное заседание не явился О дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Суд, изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Административный ответчик Точилин Е.В. состоит на учете в Межрайонной инспекции ФНС России №13 по Нижегородской области на основании ст. 357 Налогового кодекса РФ ответчик является плательщиком транспортного налога.
Согласно сведений, предоставляемых в инспекцию органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в собственности административного ответчика в 2014 г. находились следующие транспортные средства:
- ВАЗ21033, автомобили легковые, гос.рег.номер Е485АК52, дата регистрации владения – 26.03.1998 г.
Таким образом, в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ административный ответчик является плательщиком транспортного налога.
На основании данных, представленных органами, которые осуществляют государственную регистрацию тех или иных транспортных средств, административному ответчику по вышеуказанным объектам был исчислен транспортный налог за 2014 г. в размере 1440 рублей.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ в случае несвоевременной уплаты сумм налога с налогоплательщика подлежат взысканию пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
За несвоевременную уплату транспортного налога начисленная сумма пени составила: 643,50 руб.
В связи с неуплатой перечисленного налога административному ответчику в соответствии со ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ налогоплательщику было выставлено и направлено требование № от 30.10.2015г. Данное требование административным ответчиком не исполнено до настоящего времени.
Статьей 44 Налогового кодекса РФ установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Пунктом 3 указанной статьи установлено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора. Обязанность по уплате сумм налога в сроки, установленные законодательством, налогоплательщиком не исполнена.
Согласно п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, которая должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Административным ответчиком в установленный срок не исполнена обязанность по уплате налогов и пеней.
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней. В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.
Неуплата административным ответчиком недоимки по налогу в сроки, в указанных выше требованиях, явилась основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании имеющейся у ответчика задолженности.
Судом установлено, что положения специальных норм налогового законодательства, устанавливающих срок предъявления налоговым органом исковых требований о взыскании недоимки в суд течение полугода с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (ст. 48 НК РФ), либо с момента отмены судебного приказа, административным истцом не соблюдены. Данное обстоятельство подтверждается следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ.
С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки. Пункт 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ предусматривает возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В силу положений п. 10 ст. 48 Налогового кодекса РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сбора и штрафов.
Исходя из содержания вышеназванных норм закона, исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Обращение же налогового органа с требованием о взыскании с ответчика задолженности по установленным срокам уплаты в 2015 г. по налогу и пени в порядке искового производства последовало лишь 09.01.2020 года, то есть за пределами срока, установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
С истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию (ст. 207 ГК РФ).
Таким образом, административный истец на дату обращения с иском в суд утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по пени за спорный период, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Межрайонной инспекцией ФНС России №13 по Нижегородской области заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением в суд, без указания уважительных причин пропуска срока.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Суд приходит к выводу, что ходатайство налогового органа о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд не подлежит удовлетворению, поскольку заявителем не указаны уважительные причины пропуска срока на обращение в суд с вышеуказанными требованиями, по следующим основаниям.
О наличии у административного ответчика недоимки по платежам в бюджет налоговому органу было известно с момента не уплаты налогоплательщиком обязательных платежей в установленные сроки, в рассматриваемом случае с 16.01.2016 г. Вместе с тем, каких-либо мер по взысканию задолженности до настоящего времени налоговым органом не производилось. Доказательств иного суду административным истцом не представлено. На налогоплательщика не может быть возложено бремя несения отрицательных последствий за ненадлежащее выполнение налоговым органом своих функций по осуществлению налогового контроля, поскольку Налоговый кодекс РФ не допускает возложения последствий ошибки, допущенной налоговым органом, на налогоплательщика.
Исходя из чего, суд полагает, что ненадлежащие действия самого налогового органа по осуществлению налогового контроля привели к пропуску им срока на обращение с заявлением в суд.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки
С учётом установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции ФНС России № 13 по Нижегородской области к Точилину Е.В. о взыскании задолженности по налоговым обязательствам в размере 2083 рубля 50 копеек.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №13 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░