Дело 2-1608/2017
решение
Именем Российской Федерации
15 марта 2017 года
Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:
Председательствующего Широковой Т.П.
При секретаре Метелкиной И.С.
С участием истцов Подюковой О.В., Сорочкина С.А., Сорочкина С.А., представителя администрации города Перми, Департамента имущественных отношений – Кривченкова Н.А. (по доверенности)
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подюковой О.В., Сорочкина С.А., Сорочкина С.А. к Территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Пермском крае о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У с т а н о в и л:
Истцы Подюкова О.В., Сорочкин С.А., Сорочкин С.А. обратились в суд с иском к администрации города Перми, ФГКЭУ Пермская КЭЧ района, Администрации Мотовилихинского района города Перми, Департаменту имущественных отношений администрации города Перми о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав следующее.
Они вселены и зарегистрированы в 1-комнатной квартире площадью 17,25 кв.м. по адресу: <адрес>, которая была предоставлена ФИО1 на семью из 3-х человек, на основании ордера. С момента предоставления спорной квартиры они постоянно в ней проживают, никакого другого жилья они не приобретали, в приватизации они не участвовали.
Определением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 4 августа 2014 года исключены из числа ответчиков, с согласия истцов, Администрация Мотовилихинского р-на г. Перми, Администрация города Перми, Департамент имущественных отношений администрации г. Перми, привлечены в качестве 3-их лиц.
В судебном заседании истицы поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации города Перми, Департамента имущественных отношений считает исковые требования обоснованными.
Определением судьи Мотовилихинского районного суда г.Перми от 9 февраля 2017 года в качестве ответчика привлечено Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Пермском крае, представитель которого в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены, представлен отзыв на иск, из которого следует, что Территориальное управление является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика ФГКЭУ Пермская КЭЧ района в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания.
Представители Министерства обороны России, ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены.
Представитель Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации представлен отзыв на иск, который сводится к следующему. Считает, что истцами должен быть соблюден внесудебный порядок передачи квартиры в собственность и только в случае невозможности решения вопроса о передаче спорной квартиры в собственность с собственником, обратиться в суд. Закон содержит прямой запрет на приватизацию служебной жилой площади. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что заявленное требование о признании права собственности подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Как следует из преамбулы Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранения жилищного фонда.
Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде…
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст.4 данного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещение, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Установленной данной правовой нормой перечень жилых помещений. не подлежащих приватизации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Материалами дела установлено следующее.
Установлено, что в 1986 году на имя ФИО1, на состав семьи была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>, впоследствии лицевой счет был переведен на имя ФИО2 в связи с выездом на постоянное место жительства в Кировскую область ФИО1, что следует из письма Пермской КЭЧ района от 27 марта 2003 года.
Ранее квартира находилась в ведении ФГКЭУ «Пермская квартирно-эксплуатационная часть района», которая прекратила деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является ФГУ «Приволжно-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ. В реестре объектов муниципальной собственности спорный объект также не числится, что подтверждается письмом Департамента имущественных отношений администрации города Перми.
Согласно справке о составе семьи по вышеуказанному адресу, в спорной квартире зарегистрированы и проживают: истица Подюкова О.В. и ее сыновья Сорочкин С.А. и Сорочкин С.А., нанимателем является Подюкова О.В.
ДД.ММ.ГГГГ года брак, заключенный между ФИО1 и ФИО2, расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака.
Пользование спорным жилым помещением истцами осуществляется на условиях договора социального найма, в котором они проживают и зарегистрированы.
Истцы участия в приватизации не принимали, спорное жилое помещение является для истцов единственным местом жительства, другое жилье, принадлежащее им на основании договора найма, отсутствует.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцы вселились в спорное жилое помещение на законном основании, следовательно, приобрели право пользования квартирой на условиях договора социального найма.
Доказательств того, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, которое не может быть приватизировано, суду в силу ст. 56 ГПК РФ, не представлено, хотя законодатель, исполняя возложенную на него обязанность по обеспечению права граждан на приватизацию жилья и соблюдая необходимый баланс их интересов и интересов собственников (владельцев) соответствующего жилищного фонда, предоставил последним принимать решения о приватизации, в том числе, служебных жилых помещений. При этом, запрет на приватизацию служебных жилых помещений, как указал Верховный суд РФ, является действительным только в том случае, если жилое помещение зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение, что не установлено в отношении спорного жилого помещения по адресу: <адрес>.
Статьей 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная, федеральная или муниципальная) приватизации не подлежит. К числу исключений относятся жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городсков, а также служебные помещения. Расширительному толкованию этот перечень не подлежит.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственником объекта недвижимого имущества – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, является Российская Федерация, ранее жилое помещение находилось в оперативном управлении ФГКЭУ «Пермская КЭЧ района» на праве оперативного управления.
Данных о том, что спорная квартира включена в муниципальную собственность, в материалах дела не имеется.
Согласно распоряжения начальника Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от 31 мая 2013 года № о приеме в муниципальную собственность жилых помещений, в муниципальную собственность приняты с 18 марта 2013 года жилые помещения согласно приложениям №, 2 к настоящему распоряжению, квартира по адресу: <адрес>, в списке жилых помещений, переданных в муниципальную собственность, отсутствует.
Согласно акту приема-передачи федерального имущества в оперативное управление от 11 марта 2010 года, спорная квартира не была передана в оперативное управление ФГКЭУ «Пермская КЭС».
Распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 349-р внесены изменения в раздел «Вооруженные силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городской Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. Подраздел «Пермский край» исключен из данного перечня.
В соответствии с п.1 ст.1 ФЗ РФ от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечении осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков),
Системное толкование положений названного Закона позволяет сделать вывод о том, что недвижимое имущество не подлежит передаче в муниципальную или собственность субъекта только в том случае, если военное недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны или безопасности государства.
То обстоятельство, что Министерство обороны Российской Федерации не исполнило свою обязанность по передаче недвижимого имущества, которое не является необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны и безопасности государства, в муниципальную собственность, и отсутствие регистрации права муниципальной собственности на спорное жилое помещение, не может являться препятствием для реализации истцами своих жилищных прав. С передачей жилого помещений в муниципальную собственность прекращается статус жилого помещения в качестве служебного, и, следовательно, возникает право лиц, законно занимающих жилое помещение, приобрести его в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Поскольку спорное помещение не является жильем закрытого военного городка, не является служебным, в установленном Законом порядке статус служебного не зарегистрирован, к специализированному жилью спорная квартира согласна ст.92 ЖК РФ не отнесена, в государственном учете в категории служебных не значится, истцы имеют право на приобретение жилого помещения в собственность бесплатно в соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Таким образом, истцы имеют право на приватизацию жилых помещений, независимо от факта передачи и принятия спорного жилья в муниципальную собственность. Процедура принятия домовладения в муниципальную собственность затянулась на длительное время, что препятствует истцам реализовать право на приватизацию.
В соответствии с Постановлением Президиума ВС РФ от 10 августа 2005 года, если гражданин по не зависящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним право собственности в судебном порядке.
Согласно ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд
Доводы представителя ФГКУ «Приволжско-Уральского ТУИО» Министерства Обороны России о том, что истцами не был соблюден предварительный порядок, являются не состоятельными.
Согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ, ч. 3 ст. 7 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
С учетом того, что истцами представлены все необходимые документы для предоставления им в собственность жилого помещения в порядке приватизации, в том числе документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, ранее право на приватизацию жилья не использовали, жилых помещений в собственности не имеют, иная возможность по приобретению права собственности в порядке приватизации жилого помещения отсутствует, какие-либо препятствия для передачи указанной квартиры в собственность в порядке приватизации не установлены, суд находит требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд считает, что заявленным иском о признании за истцами права собственности на жилое помещение, права и законные интересы ответчиков, 3-х лиц не нарушаются. Обстоятельства, исключающие возможность передачи спорного жилого помещения в собственность истцам в порядке приватизации, отсутствуют.
Согласно ст.ст.17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Право на недвижимое имущество, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Подюковой О.В., Сорочкина С.А., Сорочкина С.А. удовлетворить.
Признать за Подюковой О.В., Сорочникым С.А., Сорочкиным С.А. право долевой собственности на жилое помещение – 1-комнатную квартиру жилой площадью 17,25 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Решение, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации права собственности за истцами на вышеуказанное жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в месячный срок через Мотовилихинский суд города Перми.
Судья Мотовилихинского
районного суда г. Перми Т.П.Широкова