24RS0033-01-2019-000831-58
адм. дело №2а-1209/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2019 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пупковой Е.С.,
при секретаре Шабалиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1209/2019 по административному исковому заявлению Загурского А.А. к военному комиссариату города Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края, призывной комиссии г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края, ФКУ Военный комиссариат Красноярского края о признании незаконным решения призывной комиссии, возложении обязанности предоставить отсрочку от призыва на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
Загурский А.А. обратился в суд с административным иском к военному комиссариату города Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края о признании незаконным решения призывной комиссии от 15 апреля 2019 года (протокол №7) о призыве на военную службу Загурского А.А.; возложении обязанности предоставить отсрочку от призыва на военную службу.
Свои требования мотивирует тем, что он (Загурский А.А.) обучается по очной форме обучения в Лесосибирском педагогическом институте – филиале СФУ, срок окончания обучения 2020 год, решением призывной комиссии города Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края в 2015 году было принято решение предоставить отсрочку от призыва на военную службу до 01 апреля 2020 года. До настоящего времени истец продолжает обучение в указанном учебном заведении.
Кроме того, до прохождения медицинского обследования призывнику не было выдано направление на сдачу анализов, то есть он фактически не проходил медицинскую комиссию, требования к предварительному обследованию призывников, изложенные в пункте 7 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ №240, Минздрава РФ №168 от 23 мая 2001 года, выполнены не были.
Определением Лесосибирского городского суда от 26 апреля 2019 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены призывная комиссия г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края, ФКУ Военный комиссариат Красноярского края (л.д.3).
В судебное заседание административный истец Загурский А.А. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом (л.д.19), ходатайств об отложении суду не представил.
Представитель административного ответчика - военного комиссариата города Лесосибирска и Мотыгинского района в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела (л.д.16), ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленным письменным возражениям, просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что истец обучается в образовательном учреждении, по направлению подготовки, не имеющему государственной аккредитации, соответственно в настоящее время право на отсрочку от призыва Загурский А.А. не имеет. Призывной комиссией города Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края от 15 апреля 2019 года (протокол №7) Загурский А.А. признан годным к военной службе (категория А) и призван на военную службу. Указывает, что непредоставление гражданином результатов диагностических исследований не препятствует принятию решения призывной комиссии, при условии, что у гражданина была реальная возможность пройти указанные исследования вплоть до отправки в войска, направления заблаговременно вручены.
Представитель административного ответчика - призывной комиссии военного комиссариата г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.17), в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении не представил.
Представители административного ответчика – ФКУ Военный комиссариат Красноярского края (л.д.20), заинтересованного лица – ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (л.д.21), Лесосибирского педагогического института (филиала СФУ) (л.д.18) о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении суду не представили, об уважительности причин неявки суд не уведомили.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Согласно статье 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 28.03.1998г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 24 ФЗ РФ N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
- программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
- программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
- программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Исходя из содержания указанных норм следует, что не может быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу гражданам, обучающимся по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), в случае, если данные программы не имеют государственной аккредитации.
Согласно п. 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Из материалов дела следует, что 10 февраля 2014 года Загурский А.А. принят на воинский учет в военном комиссариате г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края.
Решением призывной комиссии г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края от 16 октября 2015 года Загурскому А.А. была предоставлена отсрочка от призыва на основании п.п. «а» п.2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" как лицу, обучающемуся в образовательном учреждении высшего профессионального образования по программе, имеющей государственную аккредитацию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (л.д.26).
Из справки ЛПИ – филиала СФУ от 17 апреля 2019 года следует, что Загурский А.А. обучается на 4 курсе указанного учебного заведения по направлению подготовки «Педагогическое образование, не имеющему государственной аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (л.д.9).
Таким образом, истец утратил правовые основания для освобождения от призыва на военную службу, предусмотренные пп. А п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Решением призывной комиссии г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края от 15 апреля 2019 года Загурский А.А. призван на военную службу (л.д.11).
Согласно статье 5.1 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Пунктом 3 ст. 5.1 названного закона порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 565 (далее - Положение).
В силу п.1 ст.26 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г. N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 ФЗ РФ от 28 марта 1998г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Призывная комиссия принимает соответствующие решение на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 28 ФЗ РФ "О воинской обязанности и военной службе" решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Согласно пункту 2 статьи 29 названого закона призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности.
В соответствии с пунктом 7 приложения 33 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663", по окончании призыва нереализованные решения призывной комиссии о призыве на военную службу отменяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации с указанием причин, по которым они не были реализованы.
При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствовании в Призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (часть 2 статьи 29 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") и путем производства независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 года № 574 (пункт 9 Положения о военно-врачебной экспертизе).
В соответствии с указанным Положением о независимой военно-врачебной экспертизе такая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы (пункты 7, 8).
Призывной комиссией г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края в период весеннего призыва 2019 года проведено медицинское освидетельствование Загурского А.А..
15 апреля 2019 года призывник был осмотрен врачами: хирургом, терапевтом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, невропатологом, дерматовенерологом.
По результатам медицинского освидетельствования, решением г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края от 15 апреля 2019 года административному истцу установлена категория годности «А» - годен к военной службе.
Предписанный вышеприведёнными нормативными актами порядок прохождения независимой военно-врачебной экспертизы и представления её результатов военному комиссару заявителем соблюдён не был. Своим правом на проведение контрольно-медицинского освидетельствования он также не воспользовался.
Решение о призыве Загурского А.А. на военную службу принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом, на нарушение порядка призыва (за исключением вышеизложенного), истец в исковом заявлении не указывает.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
С учетом изложенного решение призывной комиссии г. Лесосибирска и Мотыгинского района от 15 апреля 2019 года о призыве Загурского А.А. на военную службу суд считает законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового требования Загурского А.А. о признании незаконным решения призывной комиссии г. Лесосибирска и Мотыгинского района Красноярского края от 15 апреля 2019 года о призыве Загурского А.А. на военную службу, возложении обязанности предоставить отсрочку от призыва на военную службу, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.
Председательствующий Е.С. Пупкова