Дело № 2-1007/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14.11.2019 г. Амурск Хабаровский край
Амурский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Хасановой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Василенко Ю.С.,
с участием представителя истца – помощника Читинского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Афанасьева А.С.,
представителей ответчика Постельник С.Н., действующей в силу своих должностных полномочий – директор ООО «Магистраль» и Кочкурова Г.А., действующего на основании доверенности б/д и б/н сроком действия до 31.12.2019,
представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Орлова М.А., действующего на основании доверенности от 03.04.2019 № 01-39-1731 сроком действия до 30.12.2019; Шпрингера А.В., действующего на основании доверенности от 14.11.2019 № 01-39-5746 сроком действия до 01.12.2019; Никитиной Е.А., действующей на основании доверенности от 20.02.2019 № 13; Боброва К.С., действующего на основании доверенности от 21.11.2018 № 41,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Магистраль» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного и лицензионного законодательства при эксплуатации полигона для захоронения твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Комсомольский-на-Амуре природоохранный прокурор обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с указанным иском, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), действуя в интересах неопределенного круга лиц.
Требования мотивированы тем, что ходе проверки общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» (далее – ООО «Магистраль», Общество) Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено незаконное размещение (хранение и захоронение) твердых отходов потребления и производства на свалке, размещенной на земельном участке в 4 км на север от шоссе Машиностроителей г. Амурск (кадастровый номер 27:18:0000002:457), и иные нарушения экологического законодательства.
В 2011 г. ООО «Магистраль» для эксплуатации свалки твердых отходов с г. Амурска передан земельный участок на основании договора аренды; 29.09.2014 администрацией городского поселения «Город Амурск» с ООО «Магистраль» заключен новый договор аренды указанного земельного участка, для осуществления эксплуатации указанной свалки, расположенной по адресу: Хабаровский край, Амурский район, примерно в 6 км от г. Амурска по направлению на север, сроком на 15 лет.
08.11.2016 департаментом Росприроднадзора по ДФО Обществу выдана лицензия № 2700242 на осуществление видов деятельности: сбор и транспортирование отходов IV класса опасности, срок действия лицензии – бессрочный.
Согласно отчету ООО «Магистраль» формы 2-ТП за 2018 г., в течение года на предприятие поступило 7475000 кг отходов по IV классу опасности и 292000 кг отходов V класса опасности, осуществлено захоронение 7479100 кг отходов IV класса опасности.
17.09.2019 прокуратурой с участием специалиста территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им. П. Осипенко и Ульчском районах осуществлен осмотр земельного участка, на котором размещена указанная свалка отходов, составлен акт осмотра и фототаблица. Установлено, что на земельном участке в 4 км на север от шоссе Машиностроителей г. Амурска (кадастровый номер27:18:0000002:457) находится свалка твердых отходов по периметру без ограждения, состоящая из рабочих карт, а также иных участков, куда разгружают отходы с автомашин; отходы хранятся и осуществляется захоронение отходов путем утрамбовки и засыпки их грунтом, с целью изоляции от окружающей среды; отходы не сортированы, представляют собой единую массу; к местам нахождения отходов на свалке с разных сторон по рельефу имеется несколько неконтролируемых подъездов, на одном из которых находится вагончик со сторожем (пропускной пункт). На свалке осуществляется размещение отходов IV класса опасности – хранение отходов свыше 11 месяцев и их захоронение.
В нарушение законодательства об отходах производства и потребления и законодательства о лицензировании, ООО «Магистраль», фактически осуществляя деятельность по обработке, утилизации, размещению отходов IV класса опасности на эксплуатируемой свалке, имеет лицензию лишь на деятельность по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности.
Поскольку на указанной свалке осуществляется фактическое захоронение отходов (размещение), то данная свалка является объектом размещения отходов. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории свалки не осуществляется, ведется лишь визуальный осмотр свалки. В нарушение законодательства об отходах производства и потребления, ООО «Магистраль» Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды не разработана и не утверждена.
Свалка относится к объекту II категории негативного воздействия на окружающую среду. В нарушение законодательства об отходах производства и потребления и в области охраны окружающей среды, ООО «Магистраль» Программа производственного экологического контроля не разработана и не утверждена; производственный экологический контроль не осуществляется, что делает невозможным выполнение в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов.
Изученный в ходе проверки журнал поступивших на территорию свалки отходов свидетельствует о том, что на пункте пропуска свалки завозимые отходы не осматриваются, их вид, состав, происхождение, класс опасности не проверяется. В нарушение законодательства об отходах производства и потребления, ООО «Магистраль» учет поступивших и размещенных отходов в установленном законом порядке не ведется, что препятствует установлению фактического объема полученных и размещенных отходов за учетный период.
Невыполнение требований норм законодательства об отходах производства и потребления, о лицензировании, об охране окружающей среды (статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 9, части 3 статьи 12, части 1 статьи 19, статьи 19, статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; подпункта 30 пункта 1 статьи 12, статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; статьи 39, части 2 статьи 67, части 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, гарантированную статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, а также право на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Истец, уточнив свои требования, просит понудить ООО «Магистраль» устранить нарушения природоохранного и лицензионного законодательства при эксплуатации полигона для захоронения твердых бытовых отходов, а именно:
1. Обязать ООО «Магистраль»:
- в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить Программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке (кадастровый номер 27:18:0000002:457) в 4 км на север от шоссе Машиностроителей в г. Амурске Хабаровского края;
- после утверждения Программы мониторинга на постоянной основе осуществлять мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в соответствии с данной программой на территории свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке (кадастровый номер 27:18:0000002:457) в 4 км на север от шоссе Машиностроителей в г. Амурске Хабаровского края;
- в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать Программу производственного экологического контроля в порядке, установленном Минприроды России от 28.02.2018 № 74;
- в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда организовать надлежащий и полный учет поступивших и размещаемых отходов путем осмотра отходов при поступлении, определения их вида, состава, происхождения, класса опасности на свалке твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке (кадастровый номер 27:18:0000002:457) в 4 км на север от шоссе Машиностроителей в г. Амурске Хабаровского края, в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721;
- в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить лицензию на деятельность по размещению отходов I – IV классов опасности.
2. Запретить ООО «Магистраль» незаконное хранение отходов I – IV классов опасности – складирование отходов сроком более чем 11 месяцев, захоронение отходов I – IV классов опасности – изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, на свалке твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке (кадастровый номер 27:18:0000002:457) в 4 км на север от шоссе Машиностроителей в г. Амурске Хабаровского края (т. 1 л.д. 3-10,145-151).
Надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания (т. 1 л.д.89, 159, 160, 173-174), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора (далее – третье лицо) - министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, привлеченное к участию в деле определением суда от 23.10.2019 (т.1 л.д. 88), в судебное заседание своего представителя не направило, по не известной суду причине; заявлений либо ходатайств об уважительной причине неявки, об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в свое отсутствие суду не представило. В отсутствие возражений лиц. участвующих в деле, в соответствие со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие указанного третьего лица.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему.
Дополнительно пояснил о том, что не согласен с доводами истца и третьих лиц; полагает, что представлено достаточно доказательств, подтверждающих обоснованные и законные требования прокурора; считает, что представленные в материалы дела программы мониторинга и экологического контроля не соответствуют действующему нормативному регулированию; ответной стороной не представлено опровергающих исковые требования доказательств.
Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представители ответчика с исковыми требованиями не согласились в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т. 1 л.д. 185-188).
Полагают, что доводы истца не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Указали, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов обеспечивается на территории субъекта региональным оператором в соответствие с территориальной схемой обращения с отходами, но, поскольку до настоящего времени уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края (министерством жилищно-коммунального хозяйства) не определен региональный оператор по обращению с отходами, деятельность по сбору и транспортированию отходов осуществляет ООО «Магистраль».
Между Обществом и администрацией городского поселения «Город Амурск» заключен договор аренды земельного участка от 29.09.2014 № 153, на основании которого Обществу для накопления твердых коммунальных отходов предоставлен земельный участок из земель категории «земли промышленности и иного специального назначения» с кадастровым номером 27:18:0000002:457 площадью 50000 кв. м, расположенный по адресу: Хабаровский край, Амурский район, ориентировочно в 6 км по направлению на север от шоссе Машиностроителей. Указанный земельный участок на основании постановления администрации городского поселения «Город Амурск» от 21.12.2018 № 472 определен местом (площадкой) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения «Город Амурск».
ООО «Магистраль», в соответствие с действующим законодательством, осуществляет деятельность по сбору, транспортировке и накоплению - складированию отходов сроком на 11 месяцев, твердых коммунальных отходов на санкционированное место их накопления, до осуществления деятельности региональным оператором по обращению с отходами.
Санкционированная свалка является местом накопления отходов, а требования истца применимы к полигону, к объекту размещения отходов, чем указанная свалка не является. Размещение отходов подразумевает под собой их хранение и захоронение свыше 11 месяцев. Для осуществления деятельности по хранению и захоронению нужна лицензия; для получения лицензии нужен полигон. На территории Амурского муниципального района отсутствует полигон по размещению отходов. ООО «Магистраль» не эксплуатирует полигон; не осуществляет деятельность по размещению твердых бытовых отходов на указанном земельном участке – месте накопления твердых коммунальных отходов.
В настоящее время Обществом ведется работа о возможности использования объекта для размещения твердых коммунальных отходов: в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предоставлен комплект документов, предусмотренный Приказом министерства от 14.05.2019 № 303 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов», для получения заключения о возможности использования объекта для размещения твердых коммунальных отходов.
Дополнительно пояснили о том, что отчет формы 2-ТП Общество составило и направило в соответствующий орган, поскольку это необходимо было сделать, но форма отчета устаревшая, отходы должен был забрать региональный оператор, этого не было сделано, Общество указало сведения в графе «захоронение», но фактического захоронения не было. В договорах с потребителями ООО «Магистраль» прямо указывает на транспортирование отходов только до места их накопления. Истцом не представлено подтверждающих исковые требования доказательств. Программы мониторинга и экологического контроля Обществом разработаны, утверждены, действуют, хотя это и не являлось для них обязательным.
Просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представители третьего лица – администрации Амурского муниципального района Хабаровского края с исковыми требованиями не согласились по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т. 1 л.д. 179-180).
Полагают, что доводы истца не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Указали, что земельный участок с кадастровым номером 27:18:0000002:457 относится к землям промышленности и иного специального назначения, определен местом (площадкой) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения «Город Амурск», передан в аренду ООО «Магистраль» для накопления твердых коммунальных отходов. ООО «Магистраль» осуществляет деятельность по сбору, транспортировке и накоплению – складирование отходов сроком на 11 месяцев до осуществления деятельности региональным оператором по обращению с отходами, который в настоящее время не определен, твердых коммунальных отходов на санкционированное место их накопления.
Санкционированная свалка является местом накопления отходов. Требования истца применимы к полигону, к объекту размещения отходов, а не к санкционированному месту накопления отходов. Размещение отходов подразумевает под собой их хранение и захоронение свыше 11 месяцев. Для осуществления деятельности по хранению и захоронению нужна лицензия; для получения лицензии нужен полигон. На территории Амурского муниципального района отсутствует полигон по размещению отходов. ООО «Магистраль» не эксплуатирует полигон; не осуществляет деятельность по размещению твердых бытовых отходов на указанном земельном участке – месте накопления твердых коммунальных отходов.
Для того чтобы использовать земельный участок, являющийся временным объектом накопления, как объект размещения отходов, необходимо предоставить в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации комплект документов, предусмотренный Приказом министерства от 14.05.2019 № 303. В настоящее время ООО «Магистраль» ведется работа о включении указанной свалки - места накопления твердых коммунальных отходов, в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Хабаровского края. Документы находятся на рассмотрении в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Дополнительно пояснили о том, что разработка и утверждение программ мониторинга и экологического контроля не входит в обязанность ООО «Магистраль»; истцом не представлено доказательств того, что Общество осуществляет деятельность по размещению твердых коммунальных отходов; составление отчета формы 2-ТП ошибочно, предприятие не должно было его подавать.
Просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представители третьего лица – администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края, привлеченного к участию в деле определением суда от 31.10.2019 (т. 1 л.д.152), с исковыми требованиями не согласились по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т. 1 л.д. 244-247).
Полагают, что указание истцом о нахождении свалки (полигона) твердых отходов на земельном участке с кадастровым номером 27:18:0000002:457 не соответствует терминам и понятиям, определенным федеральным законодательством. На территориях городского поселения «Город Амурск» и Амурского муниципального района отсутствуют полигоны для захоронения отходов. Обязанность по определению мест размещения и по строительству полигона возложена законом на правительство региона и регионального оператора, который в Хабаровском крае до настоящего времени отсутствует. Истцом четко не определен объект осмотра, расположенный в 4 км по направлению на север от шоссе Машиностроителей г. Амурска: свалка, полигон или место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов.
На территории городского поселения «Город Амурск» определены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. По адресу: Хабаровский край, Амурский район, ориентировочно в 4 км по направлению на север от шоссе Машиностроителей, на земельном участке с кадастровым номером 27:18:0000002:457, расположено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов со сроком складирования не более 11 месяцев. Источником образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов, является городское поселение «Город Амурск». 02.08.2019 изменена категория земель указанного земельного участка – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Одним из условий получения лицензии в указанной сфере деятельности является наличие на территории муниципального образования соответствующего полигона, отвечающего всем требованиям градостроительного, природоохранного и экологического законодательства. Для осуществления сбора, транспортирования и складирования лицензия не требуется.
ООО «Магистраль» осуществляет сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов на указанную территорию – место накопления твердых коммунальных отходов, на срок не более чем 11 месяцев, до начала осуществления деятельности регионального оператора по обращению с отходами; указанная деятельность не требует лицензирования.
Постановление администрации поселения от 21.12.2018 № 472 «Об определении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» вступило в законную силу после его официального опубликования, но не ранее 01.01.2019, что свидетельствует об отсутствии нарушений ООО «Магистраль» в части сбора, транспортировки и размещения твердых коммунальных отходов.
Выбор вида деятельности юридического лица, и связанное с ним лицензирование, является правом субъекта предпринимательской деятельности. Требования истца в отношении предприятия, не занимающегося таким видом деятельности, является незаконным. Истец просит запретить вести деятельность, разрешенную только на полигонах при наличии лицензии, что является необоснованным.
Доказательств, свидетельствующих складирование отходов сроком более чем 11 месяцев, а также захоронение отходов I-IV классов опасности ООО «Магистраль», истцом не представлено; акт от 17.09.2019 свидетельствует лишь о сдвигании и естественном уплотнении твердых коммунальных отходов.
Дополнительно пояснили о том, что из доказательств истцом представлен только акт осмотра; осмотр проведен лишь визуально; предмет иска не соответствует нормативным требованиям; исковые требования не обоснованы; в настоящее время на указанном земельном участке не проводится захоронение отходов.
Просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заслушав объяснения сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствие со статьями 56, 57, 67 ГПК РФ, рассмотрев спор в пределах заявленных исковых требований и по заявленным основаниям, суд приходит к следующему:
Согласно статье 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод либо законных интересов.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, ООО «Магистраль» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в соответствие с требованиями закона, ИНН 2706027079, ОГРН 1062706000884.
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования 08.11.2016 ООО «Магистраль» выдана лицензия № 2700242, что подтверждается её копией с приложением (т. 1 л.д.27-42, 205-220), на следующие виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности – деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»: сбор отходов IV класса опасности; транспортирование отходов IV класса опасности. Указанная лицензия предоставлена на срок: бессрочно.
На основании решения Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора от 13.09.2019 № 59 в срок с 13.09.2019 по 10.10.2019 проведена проверка ООО «Магистраль» с целью обеспечения законности в сфере законодательства об отходах производства и потребления по предмету исполнения законодательства об отходах производства и потребления при осуществлении ООО «Магистраль» деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности, в ходе которой проверены документы Общества по объекту «Свалка ТКО в районе г. Амурска», проведен осмотр территории: участка местности – свалки, используемой (эксплуатируемой) ООО «Магистраль» в 4 км по направлению на север от шоссе Машиностроителей г. Амурска (т. 1 л.д.11,12-13,14-15,16-25,26).
17.09.2019 межрайонный природоохранный прокурор с участием специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, имени Полины Осипенко и Ульчском районах и представителя ООО «Магистраль» провел осмотр территории: участка местности – свалки, используемой (эксплуатируемой) ООО «Магистраль» в 4 км по направлению на север от шоссе Машиностроителей г. Амурска. Осмотром установлено, что объектом осмотра является свалка (полигон), эксплуатируемый ООО «Магистраль» под общественную свалку (полигон). Подъезд к свалке оборудован грунтовой дорогой, въезд осуществляется через веревочное ограждение, шлагбаум на въезде отсутствует, имеется шлагбаум на выезде, который не эксплуатируется и через него въезд либо выезд не осуществляется. Сама свалка представлена участком местности не имеющего твердого основания, какие-либо ограждения свалки по всему периметру отсутствуют. Справа от въезда на территорию прослеживается по периметру минерализованная полоса, которая на момент осмотра поросла травой и кустарником, справа и слева по внешним границам полосы (минполоса) произрастают деревья. Минерализованная полоса по всему периметру не прослеживается, визуально определяется на отдельных участках местности. Полигон имеет разветвленную сеть подъездных путей к участкам выгрузки твердых коммунальных и строительных отходов. Участки выгрузки образуют на грунте переходящую смесь от грунта, грунт вперемешку с твердыми коммунальными отходами. При осмотре навала отходов с противоположной стороны по отношению к въезду на свалку прослеживается слоевое уплотнение грунта, характерного для участка местности расположения полигона с твердыми коммунальными отходами. При осмотре полигона просматриваются три площадки, первая при въезде слева на полигон представлена вновь поступившими отходами, вторая площадка расположена далее от въезда за первой площадкой выше около 4-5 метров уровня дороги полигона и представлена спрессованными и утрамбованными отходами и за ней. Далее вглубь полигона при движении от въезда, расположена третья площадка с утрамбованными отходами частично заросшая кустарником на уровне выше дороги около 5-6 метров. Справа от въезда на полигон имеется бетонная площадка, оборудованная из железобетонных плит; со слов представителя предприятия, используется для проведения дезинфекционных работ выезжающих автомобилей, но в настоящее время площадка не работает и не используется. По периметру полигона водоотводные канавы отсутствуют, но имеется слева от въезда на полигон естественное углубление рельефа; со слов представителя используется для отвода и сбора поверхностных сточных вод полигона, вода уходит в грунт, очистные сооружения для сбора и очистки поверхностных сточных вод отсутствуют. На территории полигона слева при въезде имеется вагончик сторожа, иные сооружения на всем полигоне отсутствуют. Сторожем ведётся учет поступающих отходов с указанием номера машины, организации, времени заезда, объем отходов, водителей; количество отходов определяется водителем мусоровоза и передается сторожу, который записывает объем отходов в журнал. Какая-либо весоизмерительная аппаратура на полигоне отсутствует. Определены точки географических координат, составлена схема полигона, приложены фотографии (акт от 17.09.2019, т. 1 л.д.16-25,74-77).
Земельный участок из земель категории населенных пунктов с кадастровым номером 27:18:0000002:457, расположенный по адресу: г. Амурск, примерно в 6 км от г. Амурска по направлению на север, в зоне рекреационно-ландшафных территорий, в границах согласно кадастровой выписке о земельном участке, площадью 50000 кв. м, с 01.09.2014 предоставлен администрацией Амурского муниципального района ООО «Магистраль» в аренду на срок 15 лет, для использования в целях эксплуатации свалки. Соглашением от 02.08.2016 № 291 внесены изменения в указанный договор в части категории земель, а именно: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенного использования: специальная деятельность; места расположения: Хабаровский край, р-н Амурский, ориентировочно в 4 км по направлению на север от шоссе Машиностроителей; указания личности директора ООО «Магистраль», что подтверждается копией договора аренды от 29.09.2014 № 153 с приложениями и дополнительным соглашением от 02.08.2016 № 291, копией постановления от 26.09.2014 № 978 (т. 1 л.д.43-48, 49, 221-225).
ООО «Магистраль» за 2018 г. составило отчет формы 2-ТП, указав сведения о размещении отходов на эксплуатируемых объектах, а именно захоронение 7774,260 т отходов (т. 1 л.д.51-56).
Как следует из копии постановления администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края от 21.12.2018 № 472, вступившим в силу после официального опубликования, но не ранее 01.01.2019 (т. 1 л.д.72, 203), определено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения «Город Амурск», со сроком складирования не более чем 11 месяцев, в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, в соответствие с приложением (т. 1 л.д.73, 204), из которого следует, что такое место определено по адресу: Хабаровский край, Амурский район, ориентировочно в 4 км по направлению на север от шоссе Машиностроителей, кадастровый номер 27:18:0000002:457.
Администрация городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края подтвердила действительность временного складирования твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 27:18:0000002:457, указав, что ООО «Магистраль» производит сбор, транспортирование и накопление (временное складирование) твердых коммунальных отходов на указанном земельном участке, что свидетельствует из сообщения администрации поселения от 08.11.2019 № 01-18-6787 (т. 1 л.д.189).
ООО «Магистраль» заключает договоры с заказчиками услуг по доставке твердых коммунальных услуг, образующихся, в том числе, в результате жизнедеятельности населения, до места их накопления, определенного распоряжением администрации поселения от 21.12.2018 № 472, что подтверждается копиями договоров от 29.12.2018 № 3, от 01.01.2019 № 20/ХЭС (т. 1 л.д.194-198, 199-202).
Материалы заявления ООО «Магистраль» от 14.10.2019 № 195 о включении объекта «Полигон размещения твердых коммунальных отходов города Амурска» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Хабаровского края направлены министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в адрес Минприроды России для получения заключения о возможности использования указанного объекта, о чем свидетельствует сообщение от 14.10.2019 № 2499-03-12 (т. 1 л.д.103).
ООО «Магистраль» 15.05.2015 принят и утвержден Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; 13.05.2015 принято и утверждено Положение о производственном контроле; 14.06.2019 принята и утверждена Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов ООО «Магистраль» и в пределах воздействия на окружающую среду (т. 1 л.д.226-230, 231-234, 235-243).
Истец полагает, что ответчик осуществляет деятельность по размещению твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на земельном участке с кадастровым номером 27:18:0000002:457 в нарушение норм законодательства об отходах производства и потребления, о лицензировании, об охране окружающей среды, что ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, права на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Ответчик не согласен с требованиями истца, полагая, что ООО «Магистраль» не осуществляет деятельность по размещению ТКО на земельном участке с кадастровым номером 27:18:0000002:457; считает, что отсутствуют основания для понуждения ООО «Магистраль» к выполнению требуемых истцом действий.
Третьи лица не согласились с требованиями истца, поддержали позицию ответной стороны.
Как указано в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Согласно статье 1 ГК РФгражданское законодательство основываетсянанеобходимости обеспечениявосстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В соответствии со статьей 12 ГК РФзащита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре. Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФсуды рассматривают и разрешаютисковыедела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Вышеизложенные доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.
В силу требований статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данные положения так же закреплены в части 1 статьи 11Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) и статье 8Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ)
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1). Запрещается, в том числе, размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов (пункт 2). Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ):
- обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
- сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
- накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
- обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
- твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
- объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
- объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
- оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
- региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пунктам 5.1, 5.2 Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовыхотходовСП2.1.7.1038-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001, складирование твердых бытовых отходов (далее – ТБО) допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. С - не позднее трех суток со времени складирования ТБО. В зимний период, в связи со сложностью разработки грунта в качестве изолирующего материала, можно использовать шлаки, строительныеотходы, битый кирпич, известь, мел, штукатурку, древесину, стеклобой, бетон, керамическую плитку, гипс, асфальтобетон, соду и другое. Эти же материалы могут использоваться и в летний период.
Пунктом 1.15 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовыхотходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, предусмотрены требования к наличию противофильтрационного защитного экрана (глиняный экран однослойный; грунтобитумный экран, обработанный органическими вяжущими веществами илиотходаминефтеперерабатывающей промышленности; экран двухслойный из латекса; экран из полиэтиленовой пленки, стабилизированной сажей, двухслойный).
Требования к объектам размещения отходов определены в статье 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ согласно пункту 3 статьи 12 указанного закона на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно пункту 6 статьи 12 указанного закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 7 статьи 12 указанного закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ до 01.01.2023 запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи, согласно которому до 01.01.2023 объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень).
В соответствии со статьей 13Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.
Согласно статье 13.4Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствие с пунктами 1, 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Согласно статье 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствие с подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствие с пунктом 9 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности. Деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в перечень, регулируется в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом для объектов размещения отходов.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствие с пунктом 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Согласно пункту 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В судебном заседании установлено, что 29.09.2014 между администрацией Амурского муниципального района Хабаровского края и ООО «Магистраль», на основании постановления от 26.09.2014 № 978, заключен договор аренды № 153 находящегося в собственности муниципального образования земельного участка, с учетом соглашения от 02.08.2016 № 291, категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: специальная деятельность, место расположения: Хабаровский край, р-н Амурский, ориентировочно в 4 км по направлению на север от шоссе Машиностроителей.
Постановлением администрации городского поселения «Город Амурск» от 21.12.2018 № 472, указанный земельный участок определен как место (площадка) накопления ТКО на территории городского поселения «Город Амурск», со сроком складирования не более чем 11 месяцев, в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
По условиям вышеуказанного договора аренды и с учетом вышеуказанных актов ООО «Магистраль» был передан земельный участок площадью 50000 кв м с кадастровым номером 27:18:0000002:457 для использования в целях эксплуатации свалки ТКО для накопления ТКО на территории городского поселения «Город Амурск», со сроком складирования не более чем 11 месяцев, в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Срок аренды – 15 лет с 01.09.2014.
ООО «Магистраль» вправе осуществлять деятельность по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности на основании лицензии от 08.11.2016 № 2700242. Виды отходов, их код по федеральному классификационному каталогу отходов, установлены в приложении к лицензии от 08.11.2016 № 2700242, являющемуся неотъемлемой частью лицензии.
ООО «Магистраль» доставляет ТКО до места их накопления, определенного распоряжением администрации поселения от 21.12.2018 № 472.
С 13.09.2019 по 10.10.2019 Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой выявлено незаконное размещение (хранение и захоронение) ТКО на свалке, размещенной на земельном участке в 4 км на север от шоссе Машиностроителей г. Амурск (кадастровый номер 27:18:0000002:457), и иные нарушения экологического законодательства. 17.09.2019 составлен акт осмотра территории, в котором описано место расположения, конфигурация, нахождение ТКО по привязке к земельному участку, состояние ТКО.
По результатам проверки прокурор пришел к выводу, что ООО «Магистраль» осуществляется размещение отходов IV класса опасности – хранение отходов свыше 11 месяцев и их захоронение; Общество фактически осуществляя деятельность по обработке, утилизации, размещению отходов IV класса опасности на эксплуатируемой свалке, имеет лицензию лишь на деятельность по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности; данная свалка является объектом размещения отходов; Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды не разработана и не утверждена; Программа производственного экологического контроля не разработана и не утверждена; учет поступивших и размещенных отходов в установленном законом порядке не ведется, что послужило поводом к обращению в суд с указанным иском.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 26, 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность (например, приразмещенииотходовпроизводства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектовразмещенияотходов). Рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды иобеспеченииэкологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающиенормальную жизнедеятельность людей и организаций, но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения. Суд вправе отказатьвискеоб ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абзац 2 пункта 2 статьи 1065 ГК РФ). Отказ в удовлетворении таких требований не препятствует предъявлениюискао возмещении вреда, причиненного этой деятельностью.
Согласно пункту 13 указанного постановления возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
В силу пункта 1 статьи 1065 ГК РФопасность причинения вреда в будущем может явиться основанием кискуозапрещениидеятельности, создающей такую опасность.
Как следует из представленных документов и пояснений лиц, участвующих в деле, указанная территория, определенная как место (площадка) накопления ТКО на территории городского поселения «Город Амурск» со сроком складирования не более чем 11 месяцев,расположена в границах населенного пункта города Амурска (кадастровый номер 27:18:0000002:457) – Хабаровский край Амурский район ориентировочно в 4 км по направлению на север от шоссе Машиностроителей, на категории земель, указанной в соглашении от 02.08.2016 № 291, и на момент рассмотрения спора не внесена в государственный реестр объектовразмещенияотходов. Земельный участок с кадастровым номером 27:18:0000002:457 не является полигоном, по смыслу, определенному вышеизложенными нормативными актами.
ООО «Магистраль» осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности до места их накопления; деятельность по размещению (хранение свыше 11 месяцев и захоронение) отходов I-IV классов опасности по смыслу, определенному вышеизложенными нормативными актами, Общество не осуществляет.
В связи с изложенным выше, суд соглашается с позицией ответной стороны и третьих лиц о том, что ссылки истца на требования, предъявляемые законодателем к полигонам ТБО, к деятельности ООО «Магистраль» как к оператору по обращению с ТКО, не может применяться в настоящем случае к указанному земельному участку и к ООО «Магистраль».
Поскольку ответчик не осуществляет деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности, у Общества отсутствуют обязанности получать лицензию на данный вид работ (услуг), разработать и утвердить Программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и Программу производственного экологического контроля; правовых оснований в запрете ответчику в хранении и захоронении – размещении, отходов I-IV классов опасности, при том, что такая деятельность не осуществляется, не имеется.
Доказательств того, что на указанном земельном участке ответчик осуществляет деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности, истцом не представлено. Акт осмотра территории от 17.09.2019, отчет формы 2-ТП не свидетельствует с достаточной полнотой об обратном. Данные документы, представленные истцом, наличие принятых и утвержденных ООО «Магистраль» Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, Положения о производственном контроле, Программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды не свидетельствуют о том, что ООО «Магистраль» хранит указанные отходы свыше 11 месяцев, о том, что Общество производит их захоронение. Сдвигание массива ТКО, их пересыпка грунтом не является таким захоронением по смыслу, определенному вышеизложенными требованиями закона. Указание ответчиком в отчете формы 2-ТП сведений о захоронении в 2018 г. 7774,260 т отходов не подтверждает с достаточной достоверностью о фактическом их захоронении.
Разработка, принятие и утверждение Программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды является необходимым действием для включения объекта, на котором осуществляет свою деятельность ответчик, в перечень объектов размещения ТКО на территории Хабаровского края, что ответчик и сделал, исполняя требования пункта 2.1 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Требование истца о понуждении ответчика на постоянной основе осуществлять мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в соответствие с Программой такого мониторинга направлено на будущее, в котором не известно будут ли нарушены какие-либо права неопределенного круга лиц в рассматриваемых правоотношениях. Исковые требования в данной части, по сути, направлены на исполнение обязательства в неопределенном будущем. В статье 12 ГК РФ перечислены способы защиты гражданских прав. Данный перечень не является исчерпывающим, однако использование других способов защиты права допускается только при наличии прямого указания закона. Ни статьей12 ГК РФ, ни другими законами не предусмотрен такой способ защиты права как присуждение к исполнению обязанности, которая возникнет в будущем.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Порядок учета в области обращения с отходами (далее – Порядок) утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721. Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Согласно пункту 4 Порядка учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.
Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период (пункт 5).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 20).
Судом установлено, что при поступлении ТКО на место их накопления ответчиком не ведется их учет в соответствии с требованиями указанного Порядка. Это обстоятельство указано в акте от 17.09.2019 и не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
На основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ООО «Магистраль» должно организовать учет поступивших на место накопления отходов в соответствии с указанным Порядком.
В данной части исковые требования обоснованны, подтверждены достаточными в своей совокупности доказательствами, и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 206 ГПК РФ, суд соглашается с позицией истца в части определения срока выполнения такой обязанности – в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда, поскольку такой срок является разумным и достаточным.
Таким образом, исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению частично, а именно, суд приходит к выводу о необходимости обязать ООО «Магистраль», в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда, организовать учет поступивших отходов на свалке твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке (кадастровый номер 27:18:0000002:457) в 4 км на север от шоссе Машиностроителей в г. Амурске Хабаровского края, в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721; в удовлетворении остальной части исковых требований необходимо отказать.
Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины в силу требований закона, а ответчик от её уплаты не освобожден, то, в соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ООО «Магистраль» в бюджет Амурского муниципального района Хабаровского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 206, 214 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Магистраль», в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда, организовать учет поступивших отходов на свалке твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке (кадастровый номер 27:18:0000002:457) в 4 км на север от шоссе Машиностроителей в г. Амурске Хабаровского края, в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» в доход бюджета Амурского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 300,00 руб.
Копию решения в течение пяти дней со дня его составления в мотивированном виде направить лицам, участвующим в деле.
Решение может быть обжаловано в Хабаровскому краевом суде через Амурский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня его составления в мотивированном виде.
Судья Н.В. Хасанова
Решение в мотивированном виде составлено 21.11.2019.
Судья Н.В. Хасанова