Дело № 2-336/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 апреля 2017 года рп. Климово
Климовский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Ляшенко А.М.,
при секретаре Крапивенцевой Н.Д.,
с участием старшего помощника прокурора Климовского района Брянской области Ивановой Н.П.,
истца Чумудкина В.В.,
представителя ответчика - администрации Климовского района Брянской области Рудченко Ю.В., действующей по доверенности № _______ от ____/____/_____,
представителя третьего лица - главного инспектора органа опеки и попечительства администрации Климовского района Артемовой А.В. по доверенности № _______ от ____/____/_____,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чумудкина В.В. к администрации Климовского района Брянской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Чумудкин В.В. обратился в суд с иском к администрации Климовского района Брянской области о возложении обязанности по предоставлению ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в границах Климовского муниципального района по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований Чумудкин В.В. указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать Чумудкина Елена Михайловна, являющаяся единственным родителем, решением Климовского районного суда от 24.09.2008 года была признана безвестно отсутствующей.
20.01.2017 года истец окончил обучение в ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева».
С 11.02.2014 года по настоящее время он состоит на жилищном учете детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при администрации Климовского района Брянской области, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Просил суд обязать администрацию Климовского района приобрести и предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в границах Климовского муниципального района по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель ответчика - администрации Климовского района Брянской области Рудченко Ю.В. исковые требования не признала, пояснив, что денежных средств, выделяемых в форме субвенций на указанные цели, недостаточно, в связи с этим исполнить заявленные требования не представляется возможным.
Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства администрации Климовского района Брянской области Артемова А.В. против удовлетворения иска не возражала.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, получив заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Чумудкин В.В., ____/____/_____ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за собой на законных основаниях жилого помещения, не имеет.
20.01.2017 года истец окончил обучение в ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева».
Жилым помещением до настоящего времени не обеспечен.
Постановлением администрации Климовского района Брянской области от 11.02.2014 года № 54 Чумудкин В.В. как сирота включен в список очередников для получения жилого помещения по договору специализированного найма.
В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Климовском муниципальном районе, по состоянию на 01.01.2017 года Чумудкин В.В. значился под № 10, а в уточненном списке указанных лиц, право на получение жилья у которых возникло и не реализовано - под № 8.
Не оспоренные сторонами приведенные обстоятельства относятся к достоверным.
Часть 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ определяет, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 7 и 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (в ред. от 02.07.2013г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (ч.1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч.9).
В соответствии с положениями статей 2 и 4 Закона Брянской области от 02.12.2011 №124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года №3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Согласно ч.4 ст.4 Закона Брянской области №107-З от 20.12.2012 г. «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области», предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации уполномоченного исполнительного органа государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории.
Согласно п. 9.3. Постановления Правительства Брянской области от 22.04.2013 N 58-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений",муниципальные районы и городские округа за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения, при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года N 107-3 "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области".
На обеспечение расходов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений Законом Брянской области от 21.12.2017 № 111-З «Об областном бюджете на 2017 год» предусмотрены субвенции местным бюджетам в размере 170000000,00 рублей.
Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства при установленных судом обстоятельствах свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления, в данном случае - администрации Климовского района Брянской области, обязанности по предоставлению Чумудкину В.В. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Отказ ответчика от исполнения такой обязанности ввиду отсутствия надлежащего финансирования является незаконным, поскольку вышеприведенными положениями законов обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета субъекта Российской Федерации, и отсутствие либо недостаточность финансирования в данном случае не должны являться основанием для неосуществления органом местного самоуправления возложенных на него государственных полномочий.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме путем возложения обязанности на администрацию Климовского района Брянской области предоставить Чумудкину В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах Климовского муниципального района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в муниципальном образовании Климовский район, в установленном законом порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Чумудкина В.В. к администрации Климовского района Брянской области о возложении обязанности по предоставлению специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию Климовского района Брянской области предоставить Чумудкину В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах Климовского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Климовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: А.М. Ляшенко