Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Махачкала 20 июня 2017г.
Судья Советского районного суда г.Махачкалы Адзиев М.М., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации городского округа с внутригородским делением «город «Махачкала» о признании незаконным бездействия, выразившееся в ненадлежащем обеспечении водоотведения, в результате чего допускается поступление сточных вод в русло Канала им. Октябрьской революции по адресу: <адрес>, садоводческое общество «Урожай, <адрес>-2, <адрес> (район банкетного зала «Элита», и обязании провести работы по устранению поступления их в источник питьевой воды- Канал им. Октябрьской революции,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации МО ГО «<адрес>» об устранении нарушений требований санитарного законодательства, ссылаясь на то, что проведенной ими совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по <адрес> проверкой исполнения Администрацией <адрес> требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления в санитарно-охранной зоне Канала имени Октябрьской революции на территории Ленинского района <адрес> выявлены нарушения законодательства в части сброса канализационных и сточных вод на территорию санитарно-охранной зоны и в русло водного объекта КОР, являющегося в соответствии с постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № «О ситуации и мерах по обеспечению качественной питьевой водой населения МО «<адрес>» и прилегающих к нему населенных пунктов», задействованным в схеме питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения <адрес>.
В обоснование своих доводов ссылается на следующие нормы законодательства Российской Федерации:
Так, согласно ст. 22 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГг. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии ст. 18 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГг. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с п.4. ч.1. ст. 16 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГг. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законодателем к вопросам местного значения городского округа отнесены и организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения.
В силу п.7 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации водоотведение - это любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты.
Нормами ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № «О водоснабжении и водоотведении» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов).
В связи с чем, на участке вдоль русла КОР, расположенного напротив <адрес>-2 садоводческого общества «Урожай» в <адрес> со стороны пр.А.Султана (район банкетного зала «Элита»), имеются канализационные и ливневые стоки с последующим попаданием этих стоков в КОР, что является нарушением требований ст.18 ФЗ-№, п.п.4.1, 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» и ст.ст. 44, 56 Водного кодекса Российской Федерации.
Указанные нарушения требований действующего законодательства отражены и в акте санитарно - гигиенического обследования Управления Роспотребнадзора по РД от ДД.ММ.ГГГГг.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Из преамбулы к ФЗ-№ от ДД.ММ.ГГГГг. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что настоящий закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 1 ФЗ-№ от ДД.ММ.ГГГГг. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено понятие «государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создают угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.ст.11, 20 и 24 ФЗ-№ от ДД.ММ.ГГГГг. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные и экологические и другие интересы населения, проживающие па данной территории, и всех граждан Российской Федерации.
По его мнению, из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно п.4 ст. 6 Устава МО ГОсВД «<адрес>» к вопросам местного значения организация в границах <адрес> электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Считает, что непринятием Администрацией <адрес> мер по недопущению попадания сточных вод в санитарно-охранную зону КОР, а также не обеспечение надлежащих условий по водоотведению противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, тем самым создает угрозу окружающей среде и здоровью человека.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие МО Администрации ГОсВД «<адрес>», выразившееся в ненадлежащем обеспечении водоотведения, в результате чего допускается поступление канализационных и сточных вод в русло Канала имени Октябрьской революции, по адресу: <адрес>, садоводческое общество «Урожай», <адрес>-2, <адрес> (район банкетного зала «Элита») и в целях недопущения попадания в источник питьевого водоснабжения -Канал имени Октябрьской революции обязать МО Администрации ГОсВД «<адрес>» в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по ликвидации неорганизованных сбросов канализационных и сточных вод по адресу: <адрес>, садоводческое общество «Урожай», <адрес>-2, <адрес> (район банкетного зала «Элита»).
В судебном заседании представитель Административного истца прокурора <адрес> помощник прокурора ФИО3 поддержал заявленные требования и просил суд удовлетворить их по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Заинтересованного лица ФГБУ «Министерство мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения <адрес>» и ФГБУ Канал имени Октябрьской революции филиал ФГБУ «Минмелиоводхоз <адрес>», по доверенности ФИО4 административный иск поддержал по основаниям, изложенным ими в своем отзыве, в котором указывает, что они с возражениями Администрации ГОсВД «<адрес>» на заявленные требования прокурора не согласны, поскольку ответчиком отражается не достоверная информация, не имеющая доказательственной базы.
Тогда как административным истцом приведены достоверные факты, загрязнения зоны санитарной охраны и русло Канала имени Октябрьской революции из-за сбросов канализационных и сточных вод на территорию федеральной собственности водного объекта, что является грубейшим нарушением требований ст.ст. 44, 56 Водного кодекса РФ и противоречит требованиям ст. 18 Федерального закона № - ФЗ ФЗ-№ от ДД.ММ.ГГГГг. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», а также природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, тем самым создает угрозу окружающей среде и здоровью человека.
Как они считают, за подобные нарушения в соответствии с действующим законодательством ФГБУ «Минмелиоводхоз <адрес>» ответственность не несет.
Согласно п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О водоснабжении и водоотведении», п. 4 ст. 6 Устава МО ГОсВД «<адрес>», к полномочиям органов местного самоуправления в границах городского округа отнесены все вопросы электро-, тепло-, газоснабжения, водоснабжения населения и водоотведения, в том числе централизованной системы водоснабжения, их эксплуатация и ремонт, утверждение схем в черте города, определение гарантирующей организации для централизованной системы.
Все руководители служб Администрации ГОсВД «<адрес>», в том числе МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства «<адрес>» назначены приказом главы города.
В связи с чем, считают административным истцом обосновано, указано на бездействие Администрации ГОсВД «<адрес>», так как выявленные нарушения свидетельствуют об отсутствии воздействие со стороны главы города на руководителей соответствующих структурных подразделений и не принятие мер по их устранению. Просил иск удовлетворить.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, в своем заявлении поддержал административный иск, просил удовлетворить его полностью и дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Административный ответчик Администрация ГОсВД «<адрес>», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, представил возражение на административное исковое заявление, в котором указывают, что с административными исковыми требованиями не согласны, считают их незаконными и необоснованными на том основании, что по данному иску Администрация ГО «<адрес>» является ненадлежащим ответчиком, поскольку КОР имени Октябрьской революции не находится в ведении Администрации <адрес>.
В обоснование своих возражений ссылаются на следующее:
Согласно подп. 2 п. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ реки относятся к поверхностным водным объектам.
В силу п.1 ст.8 Водного кодекса РФ все реки на территории Российской Федерации относятся к собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Кроме того, вокруг КОР существует охранная территория, за которую отвечает непосредственно собственник этого имущества, а не Администрация города.
Полномочиями на территории МО ГОсВД «<адрес>» в сфере жилищно-коммунального хозяйства делегированы МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>».
Представители Администрации ГОсВД «<адрес>» неоднократно с представителями КОР и Роспотребнадзора выезжали на проблемные места, где жильцы самовольно подключаются к инженерным коммуникациям, в результате чего происходит сбрасывания сточных канализационных сточных вод в русло КОР.
Полагают, что в данной ситуации Роспотребнадзор должен предпринять меры по привлечению виновных лиц по указанной проблеме к ответственности.
Согласно ст. 19 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу, и иметь благоприятные органолептические свойства.
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В соответствии со ст. 1.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 данные санитарные правила предназначены для юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой.
Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. № был приватизирован имущественный комплекс МУП «Махачкалинский горводоканал» путем преобразования МУП «Водоканал» в ОАО «Махачкалинский горводоканал».
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с ГК РФ, в частности ст. 96 - 104, и Законом об акционерных обществах.
Открытое акционерное общество, созданное в результате приватизации государственного имущества, подчиняется общему правовому режиму, предусмотренному ГК РФ и Законом об акционерных обществах (п. 5 ст. 1 Закона об акционерных обществах).
С учетом изложенного, просят суд исключить из числа ответчиков Администрация ГОсВД «<адрес>» и дело рассмотреть в отсутствие их представителя, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Привлеченный определением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представил возражение на административное исковое заявление, в котором указывают, что с административными исковыми требованиями не согласны, считают их незаконными и необоснованными на том основании, что они не допустили нарушения указанные в административном иске прокурора. В обоснование своих возражений ссылаются на следующее:
По их мнению, КОР является федеральной собственностью переданное на оперативное управления ФГУ Министерство мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения в <адрес>.
В соответствии с Положением об МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>», они не занимаются водоснабжением и водоотведением в <адрес>.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пункт 2 ст. 8 ГК РФ устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре. Таким образом, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Факт государственной регистрации прав на указанное имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации. Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей о данном праве в Единый государственный реестр.
В соответствии п.3.1 Устава ОАО «Махачкалаводоканал» целью деятельности общества является надежное бесперебойное снабжение водой и водоотведением у потребителей городского округа <адрес> и извлечении прибыли в интересах своих акционеров.
Согласно п.3.4 Устава ОАО «Махачкалаводоканал» общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
-распределение воды;
- удаления и обработка сточных вод.
Все инженерные сети по водоснабжению и водоотведению (канализация) расположенные на территории МО ГОсВД «<адрес>», монопольно является собственностью юридического лица ОАО «Махачкалаводоканал», они же оказывают коммунальные услуги всему населению города, по водоснабжению и водоотведению, за определенную плату по тарифу.
В соответствии с Законом <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отдельных вопросах местного значения городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов в его составе» на административной территории <адрес>, вопросами организации водоснабжения и водоотведения, и другими вопросами санитарно- эпидемиологического характера, занимается Администрация внутригородского района «<адрес>» <адрес>.
Это утверждено и Уставом внутригородского района «<адрес>» <адрес> принятый решением Собрания депутатов внутригородского района «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы Администрации ГОсВД «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ для канала КОР установлена зона санитарной охраны 15 метров от оси канала КОР. Ширина водной глади воды КОР составляет 10 метров. Следовательно, от кромки канала КОР, слева и справа по 10 метров, составляет зона водоохраной зоны канала, где должна проходить красная линия.
В соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от № от ДД.ММ.ГГГГ, установления границ водоохранных зон направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности водного объекта, в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Канал имени Октябрьской Революции, расположенный и протекающий по административной территории <адрес> является федеральной собственностью и внесен в реестр федерального имущества, ТУ Росимущество в <адрес> осуществляет полномочия собственника по данному объекту, ТУ Росимущество в <адрес> осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества согласно Положению, утвержденного Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, отнесен функциям ТУ Росимущество в <адрес>.
ФГБУ «Минмелиоводхоз» по <адрес> приняла на себя обязательство содержать в рабочем состоянии, в том числе Канал имени Октябрьской революции. Систематически следить за режимом содержания санитарно-защитной полосы КОР обязаны обходчики ФГБУ «Минмелиоводхоз» по <адрес>.
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст.8.42 КоАП РФ.
В соответствии со ст.138 КАС РФ, в ходе предварительного судебного заседания судья определяет достаточности доказательств по административному исковому делу.
МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» не является органом местного самоуправления, также не является специализированной организацией.
В соответствии со статьей 62 КАС РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Статья 59 КАС РФ предусмотрено обязанность доказывания сторонами дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства по делу не могут быть получены не предусмотренном в соответствии законом порядке.
С учетом изложенного, просят суд в удовлетворении административного искового заявления к ним и Администрации ГОсВД «<адрес>» отказать и дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Представитель заинтересованного лица Администрации внутригородского района «<адрес>» <адрес>, привлеченного определением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по доверенности ФИО5 административное исковое заявление не признала, считает его незаконным и необоснованным на том основании, что по данному иску ее доверитель не является заинтересованным лицом.
В обоснование своих возражений ссылаются на следующее:
Так, в соответствии с п.1 ст. 3 Закона <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах местного значения городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов в его составе», принятого Народным Собранием <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ:
1) к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относятся:
-организация обеспечения тепло- и водоснабжения потребителей, водоотведения на территории городского округа, в том числе принятие мер по организации обеспечения тепло- и водоснабжения потребителей, водоотведения в случае неисполнения снабжающими или сетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
-определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения городского округа гарантирующей организации;
-реализация предусмотренных федеральным законодательством полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере тепло- и водоснабжения, водоотведения;
-выполнение требований, установленных правилами оценки готовности городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих и сетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;
-утверждение схем тепло- и водоснабжения, водоотведения городского округа;
-согласование вывода объектов централизованных систем тепло- и водоснабжения, водоотведения городского округа в ремонт и из эксплуатации;
-утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ в сфере тепло- и водоснабжения, водоотведения;
-согласование инвестиционных программ в сфере тепло- и водоснабжения, водоотведения, за исключением программ, согласование которых осуществляется в соответствии с федеральными законами.
2) к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских районов относятся:
-координация деятельности предприятий и организаций, действующих на территории внутригородского района, по вопросам электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
-координация деятельности диспетчерских служб, муниципальных предприятий, учреждений, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов независимо от их форм собственности, действующих на территории внутригородского района, по вопросам жизнеобеспечения населения;
-содействие деятельности уполномоченных органов по подготовке объектов жилищно-коммунальной сферы к работе в зимних условиях.
Кроме того, согласно п.7 вопроса № протокола заседания Совета Безопасности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - ФГБУ «Минмелиоводхоз <адрес>» (ФИО6) совместно с администрацией городского округа с внутригородским делением «<адрес>» (ФИО7) было рекомендовано обеспечить установку оградительных сооружений вдоль канала имени Октябрьской революции в пределах городского округа с внутригородским делением «<адрес>».
Согласно п. 8 Администрации ГОсВД «<адрес>» (ФИО7) совместно с ОАО «Махачкалаводоканал» было рекомендовано утвердить план проведения работ по сплошному обследованию городских сетей водоснабжения и водоотведения и обеспечить проведение указанных работ.
Совместно с ФГБУ «Минмелиоводхоз <адрес>» провести полную инвентаризацию жилых строений и производственных объектов, размещенных в санитарно-охранной зоне канала имени Октябрьской революции, для последующего инициирования процедуры отмены в установленном порядке ранее принятых решений об их строительстве и сноса незаконных строений.
Данные рекомендательные поручения были даны Главой <адрес> со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
По их мнению, именно неисполнение ответственными должностными лицами решений заседания Совета Безопасности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ привело к поступлению канализационных и сточных вод в русло Канала имени Октябрьской революции.
В соответствии п.3.1 Устава ОАО «Махачкалаводоканал» целью деятельности общества является надежное бесперебойное снабжение водой и водоотведением у потребителей городского округа <адрес> и извлечение прибыли в интересах своих акционеров.
Согласно п.3.4 Устава ОАО «Махачкалаводоканал» общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
- распределение воды;
- удаление и обработка сточных вод.
Также все инженерные сети по водоснабжению и водоотведению (канализация), расположенные на территории ГОсВД «<адрес>», монопольно являются собственностью юридического лица ОАО «Махачкалаводоканал», они же оказывают коммунальные услуги всему населению города, по водоснабжению и водоотведению, за определенную плату по тарифу.
С учетом изложенного, просила суд исключить Администрацию внутригородского района «<адрес>» <адрес> из числа заинтересованных лиц и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд, обсудив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика Администрации ГОсВД «<адрес>», представителей заинтересованных лиц МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, просивших рассмотреть административный иск в их отсутствие, удовлетворил ходатайства, признав явку сторон и их представителей в судебное заседание необязательной.
Выслушав мнение представителей сторон, исследовав и оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные в материалы дела письменной форме доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, -на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по <адрес> проведена проверка исполнения Администрацией <адрес> требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления в санитарно-охранной зоне Канала имени Октябрьской революции на территории Ленинского района <адрес>. При этом были выявлены нарушения законодательства в части сброса канализационных и сточных вод на территорию санитарно-охранной зоны и в русло водного объекта КОР, являющегося в соответствии с постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № «О ситуации и мерах по обеспечению качественной питьевой водой населения МО «<адрес>» и прилегающих к нему населенных пунктов», задействованным в схеме питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения <адрес>.
В соответствии с п.4, 5, ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся:
-организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов);
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №318-ФЗ);
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
1.1. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №
2. Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения по организации водоснабжения населения и водоотведения на территориях этих образований определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения с учетом положений настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №).
3. В случае если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, не отнесены к перечню вопросов местного значения, полномочия, установленные настоящей статьей, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №
4. Органы местного самоуправления в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №
5. Решение органа местного самоуправления, принятое в соответствии с переданными им в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона полномочиями, подлежит отмене органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если такое решение противоречит законодательству Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 Санитарных правил и норм (СанПиН) 2.ДД.ММ.ГГГГ-002.1.5. «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Онищенко Г.Г. от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается:
4.1.1. Сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые:
-могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве;
-содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100;
-содержат вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические ПДК или ОДУ, а также отсутствуют методы их определения;
-содержат чрезвычайно опасные вещества, для которых нормативы установлены с пометкой "отсутствие".
4.1.2. Не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод:
-в пределах первого пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;
-в черте населенных пунктов;
-в пределах первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, в местах туризма, спорта и массового отдыха населения;
-в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы;
-в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные настоящими санитарными правилами гигиенические нормативы.
4.1.3. Не допускается сбрасывать в водные объекты, на поверхность ледяного покрова и водосборную территорию пульпу, снег, кубовые осадки и другие отходы и мусор, формирующиеся на территории населенных мест и производственных площадок.
4.1.4. Не допускается осуществлять молевой сплав леса, а также сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги на водных объектах, используемых населением для питьевых, хозяйственно-бытовых и рекреационных целей.
4.1.5. Не допускается производить мойку автотранспортных средств и других механизмов в водных объектах и на их берегах, а также проводить работы, которые могут явиться источником загрязнения вод.
4.1.6. Не допускаются утечки от нефте- и продуктопроводов, нефтепромыслов, а также сброс мусора, неочищенных сточных, подсланевых, балластных вод и утечки других веществ с плавучих средств водного транспорта.
4.2. Сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.
4.3. Сброс сточных вод с судов допускается после очистки и обеззараживания на судовых установках, разрешенных к эксплуатации органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, за пределами I и II поясов зон санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения и вне черты населенных мест.
4.4. Сброс, удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радионуклиды, должен осуществляться в соответствии с действующими нормами радиационной безопасности НРБ-99.
4.5. Проведение строительных, дноуглубительных и взрывных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций, гидротехническое строительство и любые другие работы, включая реабилитационные, на водоемах и в зонах санитарной охраны допускаются только при положительном заключении органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.
4.6. Предоставление отдельных водоемов, водотоков или их участков в обособленное водопользование для конкретных хозяйственных целей, в том числе для охлаждения подогретых вод (пруды - охладители), создание лесотоварных баз и др. производится только вне I - II поясов зоны санитарной охраны источников.
4.7. Отведение поверхностного стока с промплощадок и жилых зон через дождевую канализацию должно исключать поступление в нее хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод и промышленных отходов. К отведению поверхностного стока в водные объекты предъявляются такие же требования, как к сточным водам.
Общие санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения указаны в статье 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», конкретизированы СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Согласно требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01: «3.1. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу, и иметь благоприятные органолептические свойства. 3.2. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети».
В соответствии со ст. 1.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 данные санитарные правила предназначены для юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой.
Как указывает административный истец в своем заявлении, на участке вдоль русла КОР, расположенного напротив <адрес>-2 садоводческого общества «Урожай» в <адрес> со стороны пр.А.Султана (район банкетного зала «Элита»), имеются канализационные и ливневые стоки с последующим попаданием этих стоков в Канал имени Октябрьской революции, который загрязняет питьевую воду.
Согласно акту санитарно - гигиенического обследования Управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что имеет место сброс канализационных и сточных вод в русло канала имени Октябрьской революции, что является нарушением требований ст.18 ФЗ-№, п.п.4.1, 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» и ст.ст. 44, 56 Водного кодекса Российской Федерации.
Канал имени Октябрьской революции является водным объектом, используется для водопользования многих населенных пунктов, в том числе и <адрес>, а также орошения земель и сельскохозяйственного водоснабжения.
В соответствии с постановлением Правительств <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. территория в пределах <адрес> от оси по 15 м. в каждую сторону Канала имени Октябрьской революции является водоохраной зоной
Согласно ст. 22 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГг. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии ст. 18 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГг. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с п.4. ч.1. ст. 16 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГг. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законодателем к вопросам местного значения городского округа отнесены и организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения.
В силу п.7 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации водоотведение - это любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты.
В соответствии ст.8 Водного Кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № водные объекты находятся в собственности РФ, за исключением прудов и обводненных карьеров.
Нормами ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № «О водоснабжении и водоотведении» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
8) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
9) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
10) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
11) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
12) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
13) согласование инвестиционных программ;
14) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов).
В связи с чем, канализационный сток с последующим попаданием этого стока в воды канала на участке вдоль русла Канала имени Октябрьской революции в районе <адрес>-2 садоводческого общества «Урожай» в <адрес> со стороны пр.А.Султана (район банкетного зала «Элита»), является нарушением требований ст.18 ФЗ-№, п.п.4.1, 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» и ст.ст. 44, 56 Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Из преамбулы к ФЗ-№ от ДД.ММ.ГГГГг. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что настоящий закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 1 ФЗ-№ от ДД.ММ.ГГГГг. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено понятие «государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создают угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.ст.11, 20 и 24 ФЗ-№ от ДД.ММ.ГГГГг. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные и экологические и другие интересы населения, проживающие па данной территории, и всех граждан Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Устава городского округах внутригородским делением «<адрес>», утвержденного Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения <адрес> относятся организация в границах <адрес> электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом ссылка административного ответчика на создание МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>» или ОАО «Махачкалинский горводоканал», предметом деятельности которого является организации водоснабжения и водоотведения, и другие вопросы санитарно- эпидемиологического характера, не обоснованна и не освобождает администрацию как органа местного самоуправления от обязанности осуществлять контроль за исполнением структурными подразделениями своих прямых обязанностей.
Суд, установив по данному делу упомянутые выше нарушения, угрожающие безопасности жизни и здоровья человека, приходит к выводу о том, что со стороны Администрации ГОсВД «<адрес>» имеет место ненадлежащее исполнение полномочий по содержанию водного русла Канала имени Октябрьской революции в соответствии с нормами санитарных правил.
Ввиду того, что Администрация ГОсВД «<адрес>», являясь исполнительным органом местного самоуправления и собственником мест общего пользования, обязана содержать улицы в пределах территории города в соответствии с требованиями технических регламентов, распределение соответствующих функций и полномочий по указанному вопросу между структурными подразделениями администрации, в т.ч. МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>», не освобождает саму администрацию от выполнения возложенных на нее законом обязанностей.
В связи с изложенным суд отклоняет довод о том, что Администрация ГОсВД «<адрес>» не является надлежащим ответчиком и приходит к выводу, что в результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются вышеизложенные требования законодательства, что влечет за собой угрозу жизни или здоровью человека и возникновения и распространения заболеваний.
Из материалов дела следует и ни кем не оспаривается, что участок дороги в район <адрес>-2 садоводческого общества «Урожай» в <адрес> со стороны пр.А.Султана (район банкетного зала «Элита»), является собственностью городского округа и относится к ведению администрации.
Таким образом, доводы административного ответчика о том, что они не нарушали прав неопределенного круга лиц и не являются надлежащим ответчиком по делу, необоснованны.
Администрация ГОсВД «<адрес>» является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Из представленных в материалы доказательств следует, что указанный истцом сток канализационных вод в русло канала имени Октябрьской революции имел место ввиду бездействия ответчиков, на которых лежит обязанность по содержанию водного русла в соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что со стороны ответчика имело место бездействие и требования истца подлежат удовлетворению.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.175,178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> к администрации городского округа с внутригородским делением «город «Махачкала» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа с внутригородским делением «город «Махачкала», выразившееся в ненадлежащем обеспечении водоотведения, в результате чего допускается поступление сточных вод в русло Канала им. Октябрьской революции по адресу: <адрес>, садоводческое общество «Урожай, <адрес>-2, <адрес> (район банкетного зала «Элита».
Обязать администрацию городского округа с внутригородским делением «город «Махачкала» провести в трехмесячный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу работы по устранению поступления сточных вод в русло Канала им. Октябрьской революции по адресу: <адрес>, садоводческое общество «Урожай, <адрес>-2, <адрес> (район банкетного зала «Элита».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд <адрес> в течение месяца со дня составления его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Адзиев М.М.