2-1361/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2019 года г.Ростов-на-Дону
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Сорокин А.Б.
при секретаре судебного заседания Портновой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Краснодарского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в лице филиала ФГБУ "Ц." (по Южному военному округу), 3-е лицо: ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о понуждении принять меры к ремонту
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Краснодарского гарнизона обратился в суд с иском к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в лице филиала ФГБУ "Ц." (по Южному военному округу), 3-е лицо: ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о понуждении принять меры к ремонту, указав в обоснование заявленных требований, что военной прокуратурой Краснодарского гарнизона была проведена проверка исполнения должностными лицами ФГБУ «Ц.» требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основной целью ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в отношении находящегося в оперативном управлении имущества. Положением о Филиале ФГБУ «Ц.» МО РФ от ... г. определено, что Филиал осуществляет деятельность по удалению и очистке сточных вод, оказывает услуги, связанные с транспортировкой сточных вод. В ходе проведенной проверки установлено, что должностными лицами ФГБУ «Ц.» МО РФ допущены нарушения 22-24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации канализационных сетей по адресу <...>, принадлежащих на праве собственности РФ, на праве оперативного управления ФГБУ «Ц.» МО РФ.
В связи с тем, что не соблюдаются требования ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на участке сети подземной канализационной фекальной канализации между многоквартирными домами № и № по адресу: <...> в настоящее время имеется излом трубопровода, что приводит к регулярным засорам указанного участка и выходу канализационных стоков на открытый рельеф местности, в подвалы жилых домов, чем нарушаются права жильцов дома на благополучную санитарно-эпидемиологическую обстановку. В связи с тем, что вопрос о проведении ремонта указанного проблемного участка остается не решенным, Военный прокурор Краснодарского гарнизона обратился в суд с настоящим иском, в котором просил обязать Филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО (по Южному военному округу) устранить излом участка сетей фекальной канализации с к/н 23:43:0139077:1705 на участке сетей фекальной канализации с № и № по <...>, находящихся в собственности РФ путем восстановления целостности трубопровода. Указанные мероприятия истец просит привести в срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Военный прокурор гарнизона г. Ростова-на-Дону, действующий на основании доверенности, Ряписов А.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ФГБУ Ц. П. Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель 3-го лица ФГКУ «СКТУИО» МО РФ, действующая на основании доверенности, Родинка Е.С. просила удовлетворить исковые требования.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что военной прокуратурой Краснодарского гарнизона была проведена проверка исполнения должностными лицами ФГБУ «Ц.» требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Основной целью ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в отношении находящегося в оперативном управлении имущества.
Положением о Филиале ФГБУ «Ц.» МО РФ от ... г. определено, что Филиал осуществляет деятельность по удалению и очистке сточных вод, оказывает услуги, связанные с транспортировкой сточных вод.
В ходе проведенной проверки установлено, что должностными лицами ФГБУ «Ц.» МО РФ допущены нарушения 22-24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации канализационных сетей по адресу <...>, принадлежащих на праве собственности РФ, на праве оперативного управления ФГБУ «Ц.» МО РФ.
В соответствии с ч.12 ст.1 ФЗ от ... г. К61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу ст.10.1, ст.13 ФЗ от ... г. N61-03 комплектование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.Указом Президента Российской Федерации от ... г. r.N1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в котором закреплены его полномочия.
В соответствии с п.71 раздела II названного Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ... г. N1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации.
Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (пп.68 п.7 Положения).
Пп.33 п.10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
В соответствии с приказом Минобороны России от ... г. N355 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В соответствии со ст.7 ФЗ от ... г. Ю84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате, в том числе разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей и разрушения всего здания, сооружения или их части.
Ст.55.24 ГрК РФ закреплено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание, эксплуатационный контроль, текущий ремонт.
Таким образом, не проведение ремонта объектов недвижимости противоречит требованиям действующего законодательства.
При этом суд считает заслуживающими внимание доводы возражений ответчика о том, что поскольку ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ не является собственником спорного объекта, возложение на него обязанности по проведению текущего ремонта не основано на законе.
Согласно абз.3 ст.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ... г. N1082B структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
В соответствии с пп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ... г. N1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В целях выполнения правомочий собственника имущества Министерство обороны Российской Федерации заключает договор управления специализированным жилищным фондом военных городков с соответствующей организацией.
Целью такого договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде.
Материалы дела не содержат доказательств с достоверностью указывающих на обстоятельство того, что между Министерством обороны и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице её филиалов заключен договор, а также предоставлены все полномочия на осуществление деятельности по содержанию и ремонту, включая капитальный ремонт вышеперечисленного имущества.
Поскольку ответчик собственником спорного объекта не является, в удовлетворении требований Военного прокурора Краснодарского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в лице филиала ФГБУ "Ц." (по Южному военному округу), 3-е лицо: ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о понуждении принять меры к ремонту - следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора Ставропольского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в лице Жилищно-коммунальной службы № (<...>) Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № (<...>) филиала ФГБУ "Ц." (по Южному военному округу), 3-е лицо: Департамент имущественных отношений Минобороны России о понуждении принять меры к ремонту – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.03.2019 г.
Судья: