РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2019 года г.Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Газимзянова А.Р., при секретаре Мишиной Г.Н., с участием представителя административного истца Воронова Ю. М.-Клименко Ю. Л., действующего на основании доверенности от "ДАТА", представителя административного ответчика администрации муниципального образования Слюдянский район Игонина А. В., действующего на основании доверенности от "ДАТА", рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-312/2019 по административному исковому заявлению Воронова Ю. М. к администрации муниципального образования Слюдянский район о признании незаконным уведомления, возложении обязанности по устранению нарушенных прав,
УСТАНОВИЛ:
Воронов Ю.М. обратился с административным иском в суд, в обоснование которого указал, что "ДАТА" он обратился в администрацию муниципального образования Слюдянский район с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: "АДРЕС".
"ДАТА" уведомлением № *** административный ответчик уведомил административного истца о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам со ссылкой на абзац 21 Постановление Правительства РФ № 643, якобы запрещающее строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории Утуликского муниципального образование.
Административный истец считает данное решение незаконным и грубо нарушающим права административного истца на строительство индивидуального жилого дома на своем земельном участке, поскольку административный ответчик ошибочно трактует абзац 21 Постановления Правительства РФ от 30.08.2001 № 643, запрещающий строительство зданий и сооружений, функционирование которых не связано с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, к которым безусловно относятся объекты индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства, индивидуального гаражного строительства, так как перечень разрешенных видов деятельности никаким нормативным актом Правительства РФ не обусловлен. В соответствии с п.п.1 п.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов. Проектируемый жилой дом не находится в водоохранной зоне. Верховным судом РФ отказано в признании указанного абзаца незаконным, в связи с отсутствием нарушения права административного истца на основании заключения прокурора Генеральной прокуратуры РФ, которым подтверждено отсутствие в указанном постановлении №643 запрета на государственную регистрацию каких – либо объектов недвижимости, в том числе существующих.
В связи с чем, административный истец Воронов Ю.М., с учетом уточнений, просит признать незаконным уведомление от "ДАТА" № *** о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, выданное администрацией муниципального образования Слюдянский район; обязать администрацию муниципального образования Слюдянский район устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Административный истец Воронов Ю.М. надлежаще о времени и месте судебного заседания извещен, не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя Клименко Ю.Л., о чем представил ходатайство.
Представитель административного истца Воронова Ю.М. - Клименко Ю.Л., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дополнил, что заключение экологической экспертизы при строительстве индивидуального жилого дома не требуется, законодательного запрета на строительство жилых домов на Байкальской природной территории не имеется.
В судебном заседании представитель административного ответчика муниципального образования Слюдянский район Игонин А.В., действующий по доверенности, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснил, что строительство индивидуального жилого дома истцом не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Представитель заинтересованного лица – Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории надлежаще о времени и месте судебного заседания извещен, не явился. Представитель по доверенности Сакун М.Г. направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Административное дело рассмотрено в порядке ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав стороны, исследовав и оценив в порядке ст. 84 Кодекса административного судопроизводства имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проверив доводы и возражения лиц, участвующих в деле лиц, представленных в письменном виде, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.17 Конституции Российский Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании ст.18 Конституции Российский Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 35 Конституции Российский Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
При этом, соответствии с ч.ч.2, 3 ст.55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно п. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). (п. 11 ст. 226 КАС РФ).
Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском "ДАТА", после получения оспариваемого уведомления от "ДАТА", то есть в пределах срока, установленного ч.1 ст.219 КАС РФ.
Из административного иска и представленных суду документов следует, что Воронов Ю. М. на основании договора аренды № *** от "ДАТА" является арендатором земельного участка общей площадью 1158 кв.м., кадастровый № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС", разрешенное использование-индивидуальные жилые дома с приусадебными участками. Срок аренды участка установлен с "ДАТА" до "ДАТА".
"ДАТА" в администрацию муниципального образования Слюдянский район Вороновым Ю.М. были представлены уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и документы в отношении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: "АДРЕС", кадастровый № ***.
"ДАТА" администрацией муниципального образования Слюдянский район выдано уведомление № *** о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке со ссылкой на абзац 21 Постановления Правительства РФ от 30 августа 2001 года №543 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», запрещающей строительство (реконструкцию) индивидуальных жилых домов на территории Утуликского муниципального образования (сельского поселения).
Суд, рассмотрев административные исковые требования о признании уведомления от "ДАТА" № *** незаконным, полагает их не подлежащими удовлетворению, поскольку данное решение является законным, принятым уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий, по следующим основаниям.
Порядок осуществления строительства, а также реконструкции индивидуальных жилых домов, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Исходя из статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции до внесения изменений ФЗ от 03.08.2018 г.) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.В соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ (введенной ФЗ от 03.08.2018 г.) в целях реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает в уполномоченные на выдачу разрешений органы уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. При этом в п. 3 данной статьи установлен перечень документов, которые прилагаются к уведомлению о планируемом строительстве и в данном перечне предоставление градостроительного плана земельного участка не требуется.
Согласно части 2 пункта 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Согласно сведениям Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от "ДАТА" № *** указанный земельный участок, расположенный по адресу: "АДРЕС" входит в границы Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, расположен в границах водоохраной зоны.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 01.05.1999 № 94 «Об охране озера Байкал» правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании ч.ч.1, 2, 7 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «Об охране озера Байкал».
В соответствии с п.п.1, 2 ст.2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны:
центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;
буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;
экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
В силу требований п.1 ст.3 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Правительство Российской Федерации по представлениям органов государственной власти Республики Бурятия, органов государственной власти Иркутской области, органов государственной власти Забайкальского края утверждает границы Байкальской природной территории и экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния.
Границы водоохранной зоны и границы рыбоохранной зоны озера Байкал утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании указанных норм в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-р «Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал» установлены границы соответствующих зон.
При этом граница водоохранной зоны озера Байкал совпадает с границей центральной экологической зоны Байкальской природной территории, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что в территорию, непосредственно занимаемую озером Байкал, включается не только оно само, но и его водоохранная зона.
Согласно ст. 5 Закона «Об охране озера Байкал» в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности; одним из основных принципов охраны Байкальской природной территории установлен приоритет видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохраной зоны.
Так, в соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
Пунктом 3 статьи 2 Закона №94-ФЗ предусмотрено, что перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643, в центральной экологической зоне запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек (абз. 21).
Учитывая вышеизложенное, действующим законодательством с 2001 года установлен прямой запрет на осуществление строительства зданий и сооружений, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Земельный участок с кадастровым номером № *** расположен в зоне с особыми условиями использования территории, являющейся частью водоохранной зоны озера Байкал, зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 №368-р, отнесенного к центральной экологической зоне Байкальской природной территории, что достоверно установлено судом из ответов Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области и Управления Росреестра по Иркутской области.
Строительство жилого дома на данном земельном участке при наличии установленного запрета на строительство подобного рода объектов, противоречит положениям действующего законодательства, в связи с чем, уведомление административного ответчика является законным и обоснованным.
Вышеуказанные обстоятельства, не лишают административного истца права на обращение в суд с исковым заявлением в порядке гражданского судопроизводства, с учетом способов защиты права, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, что в последующем может явиться основанием для государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости в установленном законом порядке на основании решения суда.
Довод административного истца на то, что земельный участок, на котором планируется строительство дома, не входит в воодоохранную зону, не может быть принят судом во внимание в данном административном деле по следующим обстоятельствам.
5 декабря 1996 г. на XX сессии комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию принято решение о включении озера Байкал и прилегающих к нему территорий в Список всемирного наследия.
В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. N 8595-XI, принят Закон №94-ФЗ, которым определены правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Озеро Байкал и его водоохранная зона являются объектом Всемирного природного наследия в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года.
Реализуя делегированные федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации Распоряжением N 368-р утвердило границы водоохранной зоны озера Байкал. Из анализа вышеназванных распоряжений Правительства РФ следует, что границы центральной экологической зоны и границы водоохранной зоны озера Байкал фактически совпадают между собой. Установление Распоряжением N 368-р границы водоохранной зоны озера Байкал по всей границе центральной экологической зоны Байкальской природной территории не противоречит каким-либо положениям Закона «Об охране озера Байкал» или каким-либо иным нормам, имеющим высшую юридическую силу.
Утвердив границы водоохранной зоны озера Байкал в размере 100% площади центральной экологической зоны Байкальской природной территории, Правительство РФ тем самым включило, в том числе, территорию Утуликского муниципального образования. В свою очередь водоохранная зона, совпадает с границей участка объекта всемирного природного наследия «Озеро Байкал».
Указанное распоряжение Правительства РФ никем не оспорено и на момент вынесения оспариваемого решения не отменено.
Таким образом, при принятии оспариваемого решения администрация действовала в рамках своей компетенции в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку нахождение земельного участка в центральной экологической зоне Байкальской природной территории влечет ограничения в использовании такого участка.
Таким образом, учитывая требования действующего законодательства, оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями законодательства.
Сведений о том, что строительство указанного выше жилого дома будет осуществляться в связи с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения административным истцом не представлено.
Иные доводы административного истца не могут быть учтены судом как не основанные на указанных нормах права, регламентирующих правовые основы в области охраны озера Байкал, и Земельного кодекса РФ.
Суд принимает во внимание, что действующее законодательство направлено на охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям всемирного культурного и природного наследия, расположенного на территории Российской Федерации, обеспечивающее использование земли в границах этих объектов в соответствии с их предназначением и предполагающее необходимый баланс конституционно значимых интересов государства и граждан, и не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, пп. 2 п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ "░░░░" № *** ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ 16 ░░░░░ 00 ░░░░░.
░░░░░: