Дело № 2-934/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вельск 07 ноября 2017 года
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Сидорак Н.В.,
при секретаре Боковиковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сидоровой Н.Б. к администрации муниципального образования «Усть-Шоношское», Поповой Г.Ф., Попову О.Б. о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
установил:
Сидорова Н.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Усть-Шоношское» (далее – администрация МО «Усть-Шоношское») о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: **, в порядке наследования.
В обоснование заявленных исковых требований Сидорова Н.Б. указала, что ЧЧ.ММ.ГГ умер ее отец П.Б.М. После его смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: **. Указанные объекты недвижимости были оставлены ей П.Б.М. по завещанию. Наследство после смерти отца ею было принято, но не оформлено в установленном законом порядке. Ее мать Попова Г.Ф. и брат Попов О.Б. от наследства отказались. Иных наследников первой очереди не имеется.
Определением Вельского районного суда от ЧЧ.ММ.ГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечены Попова Г.Ф., являющаяся супругой наследодателя, и Попов О.Б., являющийся сыном наследодателя.
Истец Сидорова Н.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Согласно имеющемуся в материалах дела заявлению от ЧЧ.ММ.ГГ просила рассмотреть дело без её участия, заявленные исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в иске основаниям.
Ответчики Попова Г.Ф. и Попов О.Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с имеющимися в материалах дела заявлениями от ЧЧ.ММ.ГГ просили рассмотреть дело без их участия, с исковыми требованиями согласны.
Администрация МО «Усть-Шоношское» в судебное заседание своего представителя не направила, исполняющая обязанности главы Высоких Е.А. просила рассмотреть дело без участия представителя администрации, согласно представленному отзыву на исковое заявление возражений относительно заявленных исковых требований не имела.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Пунктом 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п. 1 ст. 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.
Согласно п. 1 ст. 1119 Гражданского кодекса Российской Федерации завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство должно быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Лица, для которых право наследования возникает только вследствие непринятия наследства другим наследником, могут принять наследство в течение трех месяцев со дня окончания срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи (п. 3 ст. 1154 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что П.Б.М., ЧЧ.ММ.ГГ рождения, является супругом Поповой Г.Ф., ЧЧ.ММ.ГГ рождения, и отцом Сидоровой (П.) Н.Б., ЧЧ.ММ.ГГ рождения, Попова О.Б., ЧЧ.ММ.ГГ рождения.
Согласно свидетельству о смерти серии **, выданному ** ЧЧ.ММ.ГГ, Попов Б.М., ЧЧ.ММ.ГГ рождения, умер ЧЧ.ММ.ГГ в д. **.
ЧЧ.ММ.ГГ П.Б.М. было составлено завещание, удостоверенное заместителем главы Шоношской сельской администрации Зыковой Т.В., согласно которому принадлежащий ему жилой дом с надворными постройками, расположенными на земельном участке 0,1838 га (свидетельство о праве собственности на землю серии ** № **, имеющее регистрационную запись № * от ЧЧ.ММ.ГГ), по адресу: **, он завещал дочери Сидоровой Н.Б..
Завещание, зарегистрированное за № ** от ЧЧ.ММ.ГГ, П.Б.М. не изменял и не отменял.
Таким образом, судом установлено, что наследником по завещанию после смерти П.Б.М. является Сидорова Н.Б., наследниками первой очереди по закону – Попова Г.Ф. – супруга наследодателя, Сидорова Н.Б. – дочь наследодателя, Попов О.Б. – сын наследодателя. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, иных наследников по завещанию и первой очереди по закону после смерти П.Б.М. не имеется, доказательств обратному суду не представлено.
После смерти П.Б.М. осталось наследственное имущество в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: **.
Из справки нотариуса нотариального округа: Вельский район Архангельской области С. от ЧЧ.ММ.ГГ следует, что Сидорова Н.Б. приняла наследство после смерти П.Б.М., умершего ЧЧ.ММ.ГГ, постоянно проживала до дня смерти по адресу: **.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: **, общей площадью ** кв.м., в том числе жилой ** кв.м. был построен в ** году, в том же году введён в эксплуатацию. Данное обстоятельство подтверждается техническим паспортом здания.
Из представленных ЧЧ.ММ.ГГ ** сведений об учете объекта недвижимости следует, что жилому дому, расположенному по адресу: **, общей площадью ** кв.м., жилой площадью ** кв.м., присвоен инвентарный номер **.
На основании постановления главы ** от ЧЧ.ММ.ГГ № ** П.Б.М. на земельный участок площадью **кв. м., расположенный по вышеуказанному адресу (разрешённое использование для ведение личного подсобного хозяйства), выдано свидетельство о праве собственности на землю серии ** № **, имеющее регистрационную запись № ** от ЧЧ.ММ.ГГ. Земельный участок поставлен на кадастровый учёт, присвоен кадастровый номер **.
Право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: **, П.Б.М. не оформлялось, свидетельство об этом не выдавалось. Спорный жилой дом на кадастровый учет не поставлен.
Согласно справке администрации МО «**» от ЧЧ.ММ.ГГ жилой дом, расположенный по адресу: **, на праве личной собственности принадлежал П.Б.М., о чем имеется запись в похозяйственной книге ** № * за ** годы, л/с **.
В соответствии с сообщением временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа: Вельский район Б. от ЧЧ.ММ.ГГ о совершенных нотариальных действиях следует, что после смерти П.Б.М., умершего ЧЧ.ММ.ГГ, открыто наследственное дело № **. Наследниками по закону являются супруга – Попова Г.Ф., проживающей по адресу: **, и сын – Попов О.Б., проживающей по адресу: **, которые ЧЧ.ММ.ГГ подали нотариусу заявления о непринятии наследства. Наследником по закону (завещанию) является Сидорова Н.Б., проживающая по адресу: **, которая ЧЧ.ММ.ГГ, то есть по истечении шестимесячного срока для принятия наследства, подала нотариусу заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону (завещанию): земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, жилой дом, баню, хозпостройки, находящиеся по адресу: **, денежные вклады с процентами и компенсациями в **, компенсационную выплату (на оплату ритуальных услуг) в страховом отделе в **. Иных заявлений не поступало, свидетельств о праве на наследство по указанному делу не выдавалось.
Из пояснений истца Сидоровой Н.Б. следует и не оспаривается ответчиками, что она фактически вступила во владение, управление жилым домом после смерти своего отца П.Б.М..
Согласно уведомлению филиала ** от ЧЧ.ММ.ГГ, сведения о правах и переходе прав на объект – жилой дом, в Едином государственном реестре недвижимости, отсутствуют.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании п. 5 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, под которым подразумевается, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 36 Постановления от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснил, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи1153Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание внемна день открытия наследства (в том числебезрегистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей1174Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей1154Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановления Пленума № 10/22) граждане являются собственниками имущества, перешедшего по наследству (ст. 218 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ, п. 4 ст. 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Из пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» (далее - Постановления Пленума № 9) следует, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно ст. 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества. Наследник вправе отказаться от наследства в течение срока, установленного для принятия наследства (статья 1154), в том числе в случае, когда он уже принял наследство. Если наследник совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (пункт 2 статьи 1153), суд может по заявлению этого наследника признать его отказавшимся от наследства и по истечении установленного срока, если найдет причины пропуска срока уважительными.
В соответствии со ст. 1161 Гражданского кодекса Российской Федерации, если наследник не примет наследство, откажется от наследства, не указав при этом, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), не будет иметь права наследовать или будет отстранен от наследования по основаниям, установленным статьей 1117 настоящего Кодекса, либо вследствие недействительности завещания, часть наследства, которая причиталась бы такому отпавшему наследнику, переходит к наследникам по закону, призванным к наследованию, пропорционально их наследственным долям.
Наследники Попова Г.Ф. отказалась от причитающейся ей обязательной доли, а Попов О.Б. – отказался от доли наследства и не претендует на наследственное имущество умершего отца П.Б.М. в виде спорного жилого дома. Доказательств обратному суду представлено не было.
В соответствии со ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В судебном заседании установлено что, истец Сидорова Н.Б. в предусмотренный законом срок фактически вступила в управление наследственным имуществом в течение шести месяцев со дня смерти отца П.Б.М. Сидорова Н.Б. пользуетсяобъектаминедвижимого имущества по назначению, как своими. Дом возведен на отведенном для этой цели земельном участке. Обстоятельства того, что истец фактически приняла наследство после смерти наследодателя, подтверждаются материалами дела. Следовательно, в судебном заседании установлен факт принятия наследства после смерти наследодателя наследником на спорный объект недвижимости.
Судом учтено, что ответчики и иные лица каких-либо прав на спорный объект недвижимости на момент рассмотрения спора не заявили. При этом ответчики по существу не возражают относительно удовлетворения заявленных истцом исковых требований и доводов в их обоснование.
В ходе рассмотрения дела установлено, что пропуск установленного шестимесячного срока препятствует истцу вступить в права наследования и зарегистрировать право на вышеуказанный жилой дом.
Частью 2 ст.14Федерального закона 13 июля 2013 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и отсутствие возражений ответчиков относительно заявленных исковых требований, суд считает, что исковые требования Сидоровой Н.Б. основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Статьей 93 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера подлежащего оценке при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей государственная пошлина уплачивается в размере 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Истец обратилась с исковым заявлением о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, стоимость которого согласно представленной справке, выданной ** ЧЧ.ММ.ГГ, составляет *** руб.
В соответствии с кадастровой стоимостью объекта недвижимости государственная пошлина подлежала уплате в размере ** руб. ** коп.
Вместе с тем, при подаче искового заявления истцом была произведена уплата государственной пошлины в размере * руб., что подтверждается квитанцией № ** от ЧЧ.ММ.ГГ.
В связи с тем, что размер уплаченной истцом при подаче искового заявления государственной пошлины превышает размер государственной пошлины, установленный пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 376 руб. 96 коп. подлежит возврату Сидоровой Н.Б.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования заявлению Сидоровой Н.Б. к администрации муниципального образования «Усть-Шоношское», Поповой Г.Ф., Попову О.Б. о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования - удовлетворить.
Признать за Сидоровой Н.Б. право собственности на жилой дом с инвентарным номером **, общей площадью * кв.м., расположенный по адресу: **, в порядке наследования после П.Б.М., умершего **в **.
Возвратить Сидоровой Н.Б. излишне уплаченную государственную пошлину в размере ** руб. ** коп., и перечисленную ЧЧ.ММ.ГГ на счет получателя платежа - **, наименование платежа – оплата в Вельский районный суд.
Копию решения суда в трехдневный срок со дня вступления в законную силу направить нотариусу нотариального округа: Вельский район Архангельской области Саврицкой Л.П.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Н.В. Сидорак