Дело № 2-1703/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Продун Е.А.
при секретаре Петуховой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 05 октября 2017 года дело по иску Трифоновой М.А. к администрации муниципального района «Печора» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
У С Т А Н О В И Л:
Трифонова М.А. обратилась в суд с иском к ответчику о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения на состав семьи один человек, указывая, что дом ********** которого она и ее дочь Легостаева А.С. зарегистрированы по месту жительства и проживают, является аварийным и подлежащим сносу.
В судебном заседании истец Трифонова М.А., действующая также от имени привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица Легостаевой А.С. по доверенности от **.**.**., на иске настаивала.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя ответчика, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Из письменного отзыва ответчика следует, что администрация МР «Печора» иск не признает (л.д.28-29).
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не основан на законе и не подлежит удовлетворению.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч.1 ст.40). Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч.2 и 3 ст.40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В силу ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч.3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
По данным Печорского отделения Филиала по Республике Коми АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по адресу: ********** числится домовладение, 1948 года постройки, имеющее 66% износа по состоянию на **.**.**.
Согласно акту городской межведомственной комиссии №... от **.**.**. дом ********** является аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации МР «Печора» №...-р от **.**.**. «О признании многоквартирных домов аварийными, подлежащими сносу» определен срок расселения указанного дома - **.**.**
В настоящее время в квартире ********** зарегистрированы по месту жительства два человека: Трифонова М.А. и Легостаева А.С.
Как следует из материалов дела, указанная квартира не приватизирована, находится в муниципальной собственности. **.**.** заключен договор социального найма жилого помещения №....
В судебном заседании установлено, что Трифонова М.А. в администрации МР «Печора» на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, не состояла и не состоит, малоимущей с целью получения жилья в установленном порядке не признана, с подобными заявлениями к ответчику не обращалась.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости за Трифоновой М.А. числится зарегистрированным на праве собственности благоустроенное жилое помещение - **********, общей площадью 48,8 кв.м.
Таким образом, наличие одного лишь факта признания аварийным дома, в котором истец со своей дочерью занимают жилое помещение на условиях социального найма, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, при отсутствии иных предусмотренных законом условий.
На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В иске Трифоновой М.А. к администрации муниципального района «Печора» о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Продун
Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2017 года.