Дело № 2-1917/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2017 года город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Воронове М.В., с участием представителя истца Семеновой Е.О., представителя ответчика администрации г. Чебоксары и третьего лица МКУ «Земельное управление» Веселовского В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлова Ю.Л. к Васильеву Д.М., администрации г. Чебоксары о признании права собственности на жилой дом,
установил:
Михайлов Ю.Л. обратился в суд с иском к Васильеву Д.М., администрации города Чебоксары о признании права собственности на жилой, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью СУММА.
Требования мотивированы тем, что по расписке от ДД.ММ.ГГГГ Михайлов Ю.Л. приобрел у Васильева Д.М. земельный участок площадью СУММА за две тысячи руб. С указанного времени Михайлов Ю.Л. с членами своей семьи пользовался земельным участком, построил на нем жилой дом с надворными постройками площадью СУММА, который был поставлен на кадастровый учет и присвоен учетный №. С момента постройки дома и по настоящее время Михайлов Ю.Л. владеет приобретенным земельным участком и построенным на нем жилым дом, несет бремя его содержания, но в полной мере не можетраспорядиться своими имущественными правами, а именно: встать на регистрационный учет, провести необходимые коммуникации, подарить либо продать. В настоящее время ему необходимо зарегистрировать свое право собственности на жилой дом с надворными постройками, однако в связи с отсутствием надлежаще оформленных документов он лишен этой возможности. По сведениям МУП «БТИ и ПЖФ» жилой дом и надворные постройки являются самовольно возведенными.
Просит признатьправо собственности на жилой, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью СУММА.
Истец Михайлов Ю.Л., надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, реализовав свое право на участие в деле через представителя.
Представитель истца Семенова Е.О. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, дополнительно пояснила, что имеются основания для признания за ее доверителем права собственности на спорный жилой домв силу приобретательной давности.
Представитель ответчика администрации города Чебоксары и третьего лица МКУ «Земельное управление» Веселовский В.Н. исковые требования не признал, полагал их не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Ответчик Васильев Д.М в судебное заседание не явился, со слов свидетеля ФИО1 ответчик умер.По данным отдела адресно-справочной работы УФМС России по Чувашской Республике гражданин Васильев Д.М. зарегистрированным либо снятым с регистрационного учета по месту жительства не значится.
В связи с отсутствием сведений, касающихся личности Васильева Д.М. (дата рождения), у суда отсутствовала возможность истребовать из отдела ЗАГС администрации г. Чебоксары актовую запись о смерти Васильева Д.М.
На основании части 1 статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации замена ненадлежащего ответчика, равно как и исключение из числа ответчиков, возможно только по ходатайству или с согласия истца.
Ходатайство об исключении Васильева Д.М. из числа ответчиков стороной истца не было заявлено.
Третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.
Как указано встатье 25Гражданского кодекса Российской Федерации,права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В силу статьи 39.1Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
На основаниипункта 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии со статьей 7названного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости в виде описания местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Таким образом, земельный участок, как объект права, возникает с момента его формирования и постановки на кадастровый учет.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, имеет общую площадь СУММАм, в разделе особые отметки указано, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, необходимо провести межевание земельного участка.
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При этом сведения о земельном участке подлежат внесению на основании межевого плана, составленного в соответствии с требованиями статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из приведенных положений правовых норм появление земельного участка в гражданском обороте как потенциального объекта прав привязано к моменту постановки его на кадастровый учет. До прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан объектом гражданских прав.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи, оформленного в виде расписки от ДД.ММ.ГГГГ,Михайлов Ю.Л.приобрел у Васильева Д.М. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Спорный земельный участок не сформирован с установлением границ и поставлен на кадастровый учет без определения уникальных характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно сообщению Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сведений о предоставлении кому-либо земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, не имеется.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность без проведения торгов имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно определены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе бесплатное предоставление допускается, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Указанный порядок применяется при наличии определенной совокупности условий: земельный участок должен был быть предоставлен гражданину, а не юридическому лицу; для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации; на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, а также в случаях, если в документах на земельный участок не указан вид права, на котором предоставлен участок, или его невозможно определить.
Однако сам факт длительного открытого владения и пользования спорным земельным участком не является основанием для признания права собственности на него, поскольку в установленном законом порядке спорный земельный участок ни истцу, ни Васильеву Д.М. (продавцу земельного участка) не предоставлялся, следовательно, положения части 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие добросовестное, открытое и непрерывное владение, на него не распространяются.
В материалах дела также отсутствуют доказательства, подтверждающие правовое основание для отчуждения Васильевым Д.М.данного земельного участка.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона или иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно статье 219 Кодексаправо собственности на вновь создаваемое недвижимое, имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации (статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, право собственности на новый объект недвижимого имущества -жилой дом, подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органом, осуществляющим соответствующую государственную регистрацию.
Согласно части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с частью 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Исходя из данной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации для признания права собственности на самовольную постройку необходимо доказать факты принадлежности земельного участка на одном из вещных прав, перечисленных в статье 222 Кодекса, отсутствия разрешения на строительство либо на ввод объекта в эксплуатацию, отсутствия нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Как разъяснил Верховный суд РФ в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель. Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
В пункте <данные изъяты>постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Отсутствие доказательств наличия у Васильева Д.М. вещного права на земельный участок и законных оснований для его продажи исключает возможность признания за Михайловым Ю.Л. права собственности на самовольную постройку, находящуюся на таком участке.
Впункте 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
По смыслу положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено и в том случае, если владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о передаче права собственности на данное имущество, однако по каким-либо причинам такая сделка в надлежащей форме и установленном законом порядке не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
В обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014, указано, что при рассмотрении споров о признании права собственности на самовольную постройку необходимо учитывать, что действующее законодательство разграничивает основания возникновения права собственности в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ) и в связи с осуществлением самовольного строительства (ст. 222 ГК РФ).
Как указано в пункте 16постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, по смыслу статей 225 и 234Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение, в том числе расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке, поскольку в подобной ситуации отсутствует такое необходимое условие, как добросовестность застройщика, так как, осуществляя самовольное строительство, лицо должно было осознавать отсутствие у него оснований для возникновения права собственности. Тогда как лишь совокупность всех перечисленных в статье 234Гражданского кодекса Российской Федерации условий (добросовестность, открытость и непрерывность владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет) является основанием для приобретения права собственности на это имущество в силу приобретательной давности.
В силу приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации ссылка представителя истца на приобретательную давность является несостоятельной.
Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Михайлова Ю.Л. о признании права собственности на жилой дом общей площадью СУММА, расположенный по адресу: <адрес>.
Руководствуясь изложенным, на основании статей 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Михайлова Ю.Л. о признании права собственности на жилой дом общей площадью СУММА, расположенный по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья А.Л. Михайлова
Мотивированное решение изготовлено 05 мая 2017 года.