Дело № 1-61/2017
ПРИГОВОР ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Волжск 29 марта 2017 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Кузнецова С.Н.,
при секретаре судебного заседания Евдокимовой Л.Р.,
с участием помощника Волжского межрайонного прокурора Беляковой О.Н.,
потерпевшей Е.Л.А.,
подсудимого Буслаева В.И.,
его защитника – адвоката Груниной Л.В., представившей удостоверение №
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:
Буслаева В.И., родившегося ДД.ММ.ГГГГ ранее не судимого, |
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.264 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Буслаев В.И., управляя механическим транспортным средством, совершил нарушение правил дорожного движения в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах.
18 мая 2016 г. около 21 часа 00 минут водитель Буслаев В.И., имеющий водительское удостоверение тракториста-машиниста на право управления тракторами категории «B, C, D, E, F», находясь в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, управляя технически исправным механическим транспортным средством - экскаватором-погрузчиком марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак № (по техническим характеристикам которого предусмотрено только водительское сиденье), с находящимся в кабине слева от водителя пассажиром В.И.В., двигался задним ходом по грунтовой дороге у <адрес> в условиях ограниченной видимости, обусловленной наличием в кабине пассажира, при ясной погоде без осадков в вечерние сумерки.
Осуществляя заезд задним ходом с грунтовой дороги <адрес> на прилегающую территорию к дому <адрес>, Буслаев В.И. проявил неосторожность в форме преступной небрежности, так как при необходимой внимательности и предусмотрительности, должен был и мог предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, нарушил пункты 1.5, 2.7, 8.1, 8.12, 10.1, 22.8 Правил дорожного движения РФ (утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090), а именно п.1.5 «участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда», п.2.7 «водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения», п.8.1 «перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения», п.8.12 «движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам дорожного движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц», п.10.1 «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства», п.22.8 «Запрещается перевозка людей: вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения; сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства». Располагая возможностью избежать наезда на пешехода, при условии полного и своевременного выполнения им требований вышеуказанных пунктов Правил дорожного движения РФ, двигаясь задним ходом по грунтовой дороге в направлении площадки <адрес>, совершил наезд левым передним колесом экскаватора-погрузчика марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, на пешехода О.А.А., который находился слева от указанного транспортного средства у левого края проезжей части <адрес>
В результате дорожно-транспортного происшествия из-за неосторожных действий водителя Буслаева В.И. наступила смерть пешехода О.А.А. от следующих телесных повреждений: разрушения вещества головного мозга, возникшего вследствие закрытой черепно-мозговой травмы, о чем свидетельствуют кровоизлияния в мягкие покровы головы с внутренней поверхности, множественные переломы костей свода и основания черепа, лицевого скелета, разрушение вещества головного мозга, признаки быстро наступившей смерти и данные судебно-гистологического исследования: участки деструкции в веществе головного мозга в виде разрывов и отрывов, с неровными краями, кровоизлияниями в них, мелкоочаговые кровоизлияния в веществе головного мозга без реактивных появлений. Данные телесные повреждения в совокупности повлекли за собой вред здоровью опасный для жизни человека и по этому критерию относятся к повреждениям, причинившим тяжкий вред здоровью человека, стоят в прямой причинной связи с наступлением смерти.
Действия Буслаева В.И. органами предварительного расследования квалифицированы по ч.4 ст.264 УК РФ. Наказание за совершение данного преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом Российской Федерации, не превышает 10 лет лишения свободы.
Подсудимым Буслаевым В.И. заявлено ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. Подсудимый в судебном заседании пояснил, что понимает существо предъявленного обвинения и соглашается с ним в полном объеме, полностью признаёт себя виновным. Своевременно, добровольно, в присутствии защитника и после предварительной консультации с ним при ознакомлении с материалами уголовного дела заявил ходатайство об особом порядке. Осознает характер и последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства.
Остальные участники процесса согласились с ходатайством подсудимого и не возражали против постановления приговора без проведения судебного разбирательства.
Таким образом, суд удостоверился в соблюдении условий постановления приговора без проведения судебного разбирательства.
Суд приходит к выводу, что предъявленное обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно, полностью подтверждается собранными по уголовному делу доказательствами, в связи с чем квалифицирует действия Буслаева В.И. по ч.4 ст.264 УК РФ как нарушение лицом, управляющим механическим транспортным средством, правил дорожного движения, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.
Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого, суд признает:
- в соответствии с ч.1 ст.61 УК РФ: совершение впервые преступления по неосторожности, активное способствование расследованию преступления, выразившееся в даче признательных показаний в ходе следствия, добровольное частичное возмещение морального вреда потерпевшей во исполнение соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, а также добровольное возмещение материального вреда, связанного с похоронами О.А.А.;
- в соответствии с ч.2 ст.61 УК РФ: признание вины, раскаяние в содеянном, состояние здоровья подсудимого, имеющего ряд хронических заболеваний, а также состояние здоровья его родных и близких, мнение потерпевшей Е.Л.А., просившей не назначать наказание, связанное с реальным лишением свободы.
При назначении наказания подсудимому, наряду с обстоятельствами, смягчающими наказание, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, также влияние назначенного наказания на исправление подсудимого и на условия жизни его семьи.
Буслаев В.И. ранее не судим, в зарегистрированном браке не состоит. Проживал по месту жительства совместно с матерью, за которой осуществлял уход, в г. Казани – совместно с С.Е.Н., являющейся <данные изъяты> На учетах у нарколога и психиатра не состоит. По месту жительства со стороны соседей характеризуется положительно. Оказывал помощь жителям деревни в строительстве домов и подводке коммуникаций. В период времени с июня 2014 г. по май 2016 г. работал машинистом-экскаваторщиком в ООО «<данные изъяты>», где зарекомендовал себя с положительной стороны. Нарушений трудовой дисциплины не имел. Имеет <данные изъяты>
Учитывая изложенное, а также характер и степень общественной опасности преступления, суд приходит к выводу, что в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений, подсудимому необходимо назначить наказание только в виде реального лишения свободы, считая, что данное наказание будет соразмерно содеянному и обеспечит надлежащее его исправление.
Оснований для назначения более мягких видов наказаний не имеется.
При определении срока наказания суд руководствуется положениями ч.5 ст.62 УК РФ, так как уголовное дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ, а также руководствуется требованиями ч.1 ст.62 УК РФ, поскольку при отсутствии отягчающих обстоятельств установлено наличие смягчающих обстоятельств, предусмотренных п.п. «и, к» ч.1 ст.61 УК РФ.
С учетом фактических обстоятельств совершенного преступления и степени его общественной опасности суд не находит оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую в соответствии с положениями ч.6 ст.15 УК РФ.
Суд не усмотрел оснований для назначения Буслаеву В.И. наказания с применением правил ст.64 УК РФ, поскольку исключительных смягчающих наказание обстоятельств, а также обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, не установлено.
Санкция ч.4 ст.264 УК РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Принимая во внимание то, что суд не установил оснований для применения положений ст.64 УК РФ, а также обстоятельства дела, суд считает необходимым назначить дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на определенный срок.
Суд обсуждал вопрос о возможности назначения Буслаеву В.И. наказания с применением правил ст.73 УК РФ. Однако достаточных оснований для применения не усмотрел. Суд пришел к твердому выводу, что условное наказание не обеспечит необходимого воспитательного и исправительного воздействия.
В соответствии со ст.81 УПК РФ вещественное доказательство: экскаватор-погрузчик марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, переданный на ответственное хранение Е.Д.В., подлежит оставлению у последнего по принадлежности.
В соответствии с п. «а» ч.1 ст.58 УК РФ отбывание наказания Буслаеву В.И. необходимым назначить в колонии-поселении.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 307 - 309, 316, 317 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Буслаева В.И. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.264 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 2 года с отбыванием наказания в колонии-поселении, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 года.
Меру пресечения, избранную в отношении Буслаева В.И. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, в целях обеспечения исполнения приговора изменить на заключение под стражу, взяв его под стражу в зале суда.
Срок отбывания наказания Буслаеву В.И. исчислять с момента его заключения под стражу, то есть с 29 марта 2017 года.
Вещественное доказательство: экскаватор-погрузчик марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, переданный на ответственное хранение Е.Д.В., считать возвращенным по принадлежности.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня его постановления с соблюдением требований ст.317 УПК РФ, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения его копии. В случае подачи апелляционной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Судья С.Н. Кузнецов