Дело №12-488/2017
Р Е Ш Е Н И Е
«05» июля 2017 года г. Челябинск
Судья Советского районного суда г. Челябинска Ишимов И.А,
при секретаре Кадыкееве К.П.
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ЗАО «ЧСДМ» - Малеевой О.М., представителя Управления Росприроднадзора по Челябинской области – Мелешко В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу защитника ЗАО «ЧСДМ» - Малеевой О.М. на постановление государственного инспектора РФ по охране окружающей среды Челябинской области Речкаловой Л.Р. от 22 марта 2017 года №71-2017 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Обжалуемым постановлением ЗАО «ЧСДМ» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 Кодекса РФ об администратиных правонарушения (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
В своей жалобе защитник ЗАО «ЧСДМ» - Малеева О.М. просит постановление изменить, назначить наказание в виде предупреждения, ссылаясь на то, что должностное лицо назначило наказание без учета обстоятельств смягчающих наказание, а именно признания обществом своей вины в совершении вмененного правонарушения, оказания содействия в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу, совершения правонарушения впервые, добровольного исполнения до вынесения обжалуемого постановления предписания природоохранной прокуратуры, а также без учета отсутствия причинения вреда.
Защитник ЗАО «ЧСДМ» - Малеева О.М. в судебном заседании поддержала жалобу на постановление по изложенным в ней основаниям.
Представитель Управления Росприроднадзора по Челябинской области – Мелешко В.Ф. возражала против удовлетворения жалобы.
Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу требований ст. 58 Конституции РФ каждый гражданин обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Челябинской природоохранной прокуратурой проверки исполнения ЗАО «ЧСДМ» природоохранного законодательства в процессе ведения производственно-хозяйственной деятельности выявлено несоблюдение экологических требований при эксплуатации объектов капительного строительства, в связи с чем прокуратурой в отношении общества было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ.
Статьей 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Рассмотрев постановление прокурора и материалы дела, должностное лицо Управления Росприроднадзора по Челябинской области установило, что проектом предельно допустимых выбросов для ЗАО «ЧСДМ» сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным приказом Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 04 апреля 2014 года № 198 об утверждении нормативов выбросов, предусмотрено проведение производственного экологического контроля на источниках выбросов загрязняющих веществ №№ 35, 39 по веществу масло минеральное нефтяное и источниках выбросов загрязняющих веществ №№ 208, 209 по веществу циклогексанон инструментальным методом раз в год.
Между тем ЗАО «ЧСДМ» в 2016 году в полном объеме не произведен производственный экологический контроль за соблюдением установленных нормативных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на указанных выше стационарных источниках выброса загрязняющих веществ.
Данные обстоятельства подтверждаются проектом предельно допустимых выбросов для ЗАО «ЧСДМ» 2013, свидетельством о состоянии измерений в лаборатории от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельством о состоянии измерений в лаборатории от ДД.ММ.ГГГГ №, журналами учета работы газоотчистных и пылеулавливающих установок на источниках выбросов загрязняющих веществ №№ 35, 39, протоколами отбора проб промышленных выбросов в атмосферу промышленной лабораторией ЗАО «ЧСДМ» от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями начальника отдела промышленной экологии ЗАО «ЧСДМ» ФИО1, другими документами, защитником ЗАО «ЧСДМ» - Малеева О.М. ни в ходе рассмотрения дела должностным лицом, ни в ходе рассмотрения дела судьей по жалобе не оспаривались.
Пункт 2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий: иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 34 указанного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и, ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, (восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству (природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В пунктах 1, 2 ст. 39 упомянутого выше Федерального закона предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1, 2 ст. 25 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
В силу ст. 30 этого же Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (пп. 1, 2 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Указанными нормативными актами предусмотрены обязательные требования к организациям в части соблюдения экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, которые, как установлено выше, ЗАО «ЧСДМ» выполнены не были, что не отрицалось его защитником. При этом у общества имелась возможность соблюдения требований закона, но оно не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению таких требований.
Следовательно, совершенное ЗАО «ЧСДМ» деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Часть 2 ст. 3.4 КоАП РФ также предусматривает, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом указанных положений закона возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех приведенных выше обстоятельств.
В рассматриваемом случае из материалов дела и приложенных к жалобе документов указанная совокупность обстоятельств не усматривается, поскольку непроведение производственного экологического контроля за соблюдением установленных нормативных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на стационарных источниках выброса загрязняющих веществ создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.
При указанных обстоятельствах должностное лицо правомерно назначило ЗАО «ЧСДМ» наказание в виде административного штрафа, т.е. в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ. Оснований для замены назначенного наказания предупреждением не имеется.
Ссылка в жалобе, что должностным лицом не было учтено наличие смягчающих обстоятельств, не влечет изменение постановления в части определения размера наказания, поскольку административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.1 КоАП РФ.
Предусмотренные ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ основания для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 8.1 КоАП РФ, также отсутствуют.
Юридическое лицо привлечено к административной ответственности в установленный законом срок.
Каких-либо нарушений норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неверному разрешению дела, не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ по охране окружающей среды Челябинской области Речкаловой Л.Р. от 22 марта 2017 года №71-2017 о назначении административного наказания оставить без изменения, а жалобу защитника ЗАО «ЧСДМ» - Малеевой О.М. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение десяти суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья И.А. Ишимов