дело № 2а-424/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2017 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Шинкаренко В.В.,
с участием:
истца – Минина М.В.,
представителя ответчика – Погребняк Д.С., доверенность б/н от 16.01.2017,
рассмотрев|розгледівши| в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по иску Минина М.В. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным отказа и об обязанности совершить определенные действия,
установил:
Минина М.В. обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным решения об отказе в регистрации права собственности на принадлежащую ей <адрес> в г.Севастополе, выраженное в сообщении об отказе в государственной регистрации и об обязанности зарегистрировать без обременений за истцом право собственности на квартиру, расположенную по вышеуказанному адресу, принадлежащую Мининой М.В.
Исковые требования мотивированы нарушением ответчиком требований Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», выразившимся в незаконном отказе в государственной регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру.
В судебном заседании истец уточнила исковые требования, просит признать незаконным решение об отказе в регистрации права собственности на принадлежащую ей <адрес> в г.Севастополе, выраженное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 24.12.2016 №, и об обязанности зарегистрировать за ней право собственности на вышеуказанную квартиру.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения административного иска, считая отказ государственного регистратора, изложенный в сообщении от 24.12.2016 №, законным и обоснованным.
Заслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 12 данного Закона права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Судом установлено, что Минина М.В. является собственником квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается регистрационной надписью КП «Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества» Севгорсовета на правоустанавливающем документе – договоре купли-продажи № 1750 от 10.08.2006.
20.03.2015 указанная квартира поставлена на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом помещения №.
27.10.2016 истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в соответствии с требованиями российского законодательства.
24.12.2016 государственным регистратором Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя отказано в государственной регистрации права собственности на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>, о чем указано в сообщении об отказе в государственной регистрации №.
Основанием для отказа в государственной регистрации права послужило наличие сведений, предоставленных Нотариальной палатой города Севастополя, о регистрации 10.08.2006, 29.05.2007 запрещения частным нотариусом Севастопольского государственного нотариального округа Водяхиной О.А. по вышеуказанному адресу. Также указано, что Мининой М.В. представлены уведомления АО «УкрСиббанк», согласно которым по кредитному договору № 11161128000 от 29.05.2007 кредитная задолженность составляет 465010,03 грн., сумма в размере 371996,34 грн. аннулирована; по кредитному договору № 11026988000 от 10.08.2006 кредитная задолженность составляет 500343,99 грн., сумма в размере 400275,14 грн. аннулирована. Информации о прекращении действия договоров ипотеки уведомления не содержат.
В государственной регистрации права собственности отказано на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 12-1 этого же Федерального конституционного закона установлено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частью 2 статьи 2 Закона города Севастополя от 22.07.2014 № 46-ЗС предусмотрено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона города Севастополя № 46-ЗС к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация ипотеки проводится на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя либо нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке или договор, влекущий за собой возникновение ипотеки в силу закона, после государственной регистрации вещных прав залогодателя на соответствующее недвижимое имущество или права, являющегося предметом ипотеки.
Вместе с тем Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» могут устанавливаться особенности государственной регистрации ипотеки (пункт 5 статьи 29 Закона о регистрации).
Пунктом 2 статьи 20 Закона об ипотеке установлено, что государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется на основании заявления залогодержателя или залогодателя либо нотариуса, удостоверившего договор, влекущий за собой возникновение ипотеки в силу закона, без уплаты государственной пошлины.
Таким образом, Законом об ипотеке установлены специальные нормы о порядке государственной регистрации ипотеки в силу закона. С учетом положений пункта 5 статьи 29 Закона о регистрации государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется на основании заявления залогодержателя или залогодателя либо нотариуса, удостоверившего договор, влекущий за собой возникновение ипотеки в силу закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона об ипотеке государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой, если иное не установлено федеральным законом.
В этой связи, непредставление заявления о регистрации ипотеки может явиться основанием для отказа в государственной регистрации права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации при условии, что из правоустанавливающего документа и иных представленных на государственную регистрацию права документов возможно установить, что объект недвижимого имущества является предметом ипотеки, возникающей на основании закона, и данный правоустанавливающий документ не содержит указание на то, что ипотека в силу закона не возникает.
При этом материалы дела таких сведений не содержат. В частности, ни договор купли-продажи квартиры от 10.08.2006, на основании которого истцу на праве собственности принадлежит квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, ни договоры ипотеки № 1755 от 09.08.2006, № 1005 от 29.05.2007, ни извлечения из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации ипотеки №№ 28757332, 28755573 от 29.10.2014 не содержат сведений о том, что зарегистрированное согласно представленным Нотариальной палатой города Севастополя сведениям частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Водяхиной О.А. запрещение, является ипотекой, возникшей в силу закона.
Кроме того, на вышеуказанных договорах ипотеки имеются отметки частного нотариуса Херсонского городского нотариального округа о снятии 29.10.2014 запрета отчуждения квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с прекращением ипотечных договоров.
Также, государственным регистратором не приняты во внимание положения статьи 4 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014, согласно которым ограничения (обременения) прав на территории города Севастополя сохраняются до 1 января 2017 года, а государственная регистрация ограничений (обременений) прав на объекты недвижимости, расположенные на территории города Севастополя, осуществляется по заявлению заинтересованного лица, которое и обязано представить документы, свидетельствующие о том, что основания, послужившие возникновению ограничения (обременения) не утратили своей актуальности на момент обращения с заявлением о государственной регистрации ограничений (обременений).
Пунктом 1 статьи 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых в государственной регистрации права может быть отказано, при этом наличие сведений об обременении, запрете или аресте, записи в договоре ипотеки в отношении недвижимого имущества таковым не является.
Таким образом, у государственного регистратора отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации права собственности на спорное недвижимое имущество.
С учетом изложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о признании незаконным отказа Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя № от 24.12.2016 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>, и об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя № от 24.12.2016 об отказе в государственной регистрации права собственности Минина М.В. на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя зарегистрировать право собственности на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>, за Минина М.В..
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято 03.04.2017.