Решение по делу № 2а-68/2019 от 18.02.2019

Дело № 2а-68/2019

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

р.п. Белый Яр 18 марта 2019 года

Верхнекетский районный суд Томской области в составе судьи Давыдчик Я.Ф., при секретаре Трегуб Т.А., с участием:

представителя административного истца, помощника прокурора Верхнекетского района Томской области Самодуровой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхнекетского района Томской области к Администрации Палочкинского сельского поселения Верхнекетского района Томской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец, прокурор Верхнекетского района Томской области, обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Палочкинского сельского поселения Верхнекетского района Томской области (далее – Администрация Палочкинского сельского поселения, административный ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии мер, направленных на исполнение требований законодательства о защите прав субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении муниципального контроля; возложении обязанности разработать и принять Программу профилактики нарушений обязательных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 2019 год в срок до 01.06.2019 года; возложении обязанности в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» разместить на официальном сайте Администрации Верхнекетского района в разделе «Поселения района» «Палочкинское сельское поселение» обобщение практики осуществления муниципального контроля, разработать руководства по соблюдению обязательных требований, провести разъяснительную работу в средствах массовой информации и организовать профилактические семинары для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которых Администрацией Палочкинского сельского поселения осуществляется муниципальный контроль за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района в мае 2018 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля. В ходе проверки установлено, что Администрацией Палочкинского сельского поселения в нарушение ч. 1 ст. 8.2 Федерального закона N 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не в полном объеме обеспечено проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, которые устанавливаются программой профилактики нарушений; указанная программа не разработана и не утверждена. Административным ответчиком не осуществляется информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами, не подготавливаются и не распространяются комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований; не обеспечивается регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности муниципального контроля и размещение на официальном сайте в сети «Интернет» соответствующих обобщений.

По данному факту в адрес главы Палочкинского сельского поселения прокурором 31.05.2018 года внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое было рассмотрено и частично удовлетворено. По результатам мониторинга сайта Администрации Верхнекетского района 13.02.2019, а также из ответов Администрации поселения следует, что обязанность устранить указанные выше нарушения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля не исполнена.

Представитель административного ответчика – юрисконсульт Администрации Верхнекетского района Томской области Д., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании административные исковые требования признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление.

В судебном заседании помощник прокурора Самодурова Е.Е. поддержала требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Пунктом 4 ч.1 ст.2 Федерального закона № 294-ФЗ определено, что муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 294-ФЗ к основным принципам защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля относится, в том числе принцип открытости и доступности для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2 ст.6 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится в том числе организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования.

Согласно ч.1 ст.8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

В ст.2 Федерального закона № 294-ФЗ разъяснено, что обязательные требования – это требования, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 N 1680.

В ч.2 ст.8.2 Федерального закона № 294-ФЗ приведен перечень мероприятий органов муниципального контроля, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.

Уполномоченным органом в сфере осуществления муниципального земельного, жилищного контроля и муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования Палочкинского сельское поселение является Администрация Палочкинского сельского поселения, поэтому обязана выполнять требования частей 1, 2 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.

Вместе с тем, программа профилактики нарушений обязательных требований Администрацией Палочкинского сельского поселения на момент проведения проверки не разработана и не утверждена; не осуществляется информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами, не подготавливаются и не распространяются комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований; не обеспечивается регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности муниципального контроля и размещение на официальном сайте в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

По данному факту в адрес главы Палочкинского сельского поселения прокурором 31.05.2018 года внесено представление № 45-2018 об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.

Согласно сообщению Администрации Палочкинского сельского поселения от 29.06.2018 г. года представление рассмотрено на совещании при главе Администрации сельского поселения с участием прокурора Верхнекетского района, по итогам совещания приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

На требование прокурора района от 24.01.2019г. Администрация Палочкинского сельского поселения сообщила о том, что программы профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, осуществляемой органами муниципального контроля, не разрабатывались.

На требование прокурора от 05.02.2019 г. административный ответчик также сообщает, что Администрацией поселения обеспечивается размещение на официальном сайте сети «Интернет» перечней нормативно-правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных актов, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, проведение семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации не осуществляется, обобщение практики осуществления муниципального контроля и размещение соответствующих обобщений на официальных сайтах не проводится.

Результатами мониторинга официального сайта Администрации Верхнекетского района http://www.vkt.tomsk.ru от 13.02.2019 г. также подтверждается тот факт, что обязанность устранить нарушения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля Администрацией Палочкинского сельского поселения не исполнена, то есть мер направленных на устранение выявленных нарушений, изложенных в представлении прокурора Верхнекетского района от 31.05.2018 г. № 45-2018, не принято.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Администрацией Палочкинского сельского поселения Верхнекетского района Томской области не исполняются, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе организаций субъектов предпринимательской деятельности, на реализацию своих прав при осуществлении муниципального контроля, на обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления, возможность получения полной, актуальной и достоверной информации.

В соответствии с требованиями статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Представитель прокуратуры Верхнекетского района пояснил, что до настоящего времени требования, изложенные в административном иске, административным ответчиком не исполнены.

Представитель административного ответчика исковые требования признал, о чем представил письменное заявление. Последствия признания административного иска административному ответчику разъяснены и понятны. Признание административного иска принято судом, поскольку это не противоречит Кодексу административного судопроизводства РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.

Суд принимает признание административного иска административным ответчиком, совершенного им добровольно, признание административного иска не нарушает права и законные интересы других лиц, и на этом основании выносит решение об удовлетворении исковых требований.

Административным истцом предложен срок исполнения обязательства - до 01.06.2019 года, указанный срок административным ответчиком не оспорен, суд находит такой срок разумным.

В силу статьи 227 КАС РФ в случае признания действия (бездействия) незаконными орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и совершивший оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы, указанным судом способом, а также, сообщить об этом в течение одного месяца со дня исполнения решения в срок, установленный судом, административному истцу и в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 157, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Верхнекетского района Томской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Палочкинского сельского поселения Верхнекетского района Томской области, выразившееся в отсутствии мер, направленных на исполнение требований законодательства о защите прав субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении муниципального контроля.

Возложить на Администрацию Палочкинского сельского поселения Верхнекетского района Томской области обязанность разработать и принять Программу профилактики нарушений обязательных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 2019 год в срок до 01.06.2019 года.

Возложить на Администрацию Палочкинского сельского поселения Верхнекетского района Томской области обязанность в срок до 01.06.2019 года в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» разместить на официальном сайте Администрации Верхнекетского района в разделе «Поселения района», «Палочкинское сельское поселение» обобщение практики осуществления муниципального контроля, разработать руководства по соблюдению обязательных требований, провести разъяснительную работу в средствах массовой информации и организовать профилактические семинары для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которых, Администрацией Палочкинского сельского поселения осуществляется муниципальный контроль за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Об исполнении решения по настоящему административному делу сообщить в суд и прокуратуру Верхнекетского района Томской области в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Верхнекетский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья (подписано) Я.Ф. Давыдчик

На момент размещения на сайт не вступило в законную силу.

2а-68/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Верхнекетского района Томской области в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Палочкинского сельского поселения
Суд
Верхнекетский районный суд Томской области
Дело на сайте суда
verhneketsky.tms.sudrf.ru
18.02.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.02.2019[Адм.] Передача материалов судье
21.02.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.02.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
11.03.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2019[Адм.] Судебное заседание
18.03.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Регистрация административного искового заявления
19.03.2020Передача материалов судье
19.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Дело оформлено
19.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее