Дело № 12-480/2017
РЕШЕНИЕ
г. Пермь 06 июня 2017 года
Судья Свердловского районного суда г. Перми Лучникова С.С.,
при секретаре Чернышевой К.Н.,
с участием представителей ООО «Областная продовольственная компания» ФИО19, ФИО8, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы директора ООО «Областная продовольственная компания» ФИО6 на постановления №, вынесенные должностными лицами Государственной инспекцией труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении ООО «Областная продовольственная компания» к административной ответственности ч. 1 ст.5.27, ч. 4 ст. 5.27, ч. 1 ст. 5.27.1, ч. 2 ст.5.27.1, ч. 3 ст.5.27.1 КоАП РФ,
установил:
Постановлениями должностных лиц Государственной инспекцией труда в Пермском крае № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от 10.04.2017г. ООО «Областная продовольственная компания» признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст.5.27, ч. 4 ст. 5.27, ч. 1 ст. 5.27.1, ч. 2 ст.5.27.1, ч. 3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО15 вынесено постановление № по результатам проверки в отношении ООО «Областная продовольственная компания», которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением административного штрафа в сумме -СУММА3-.
Согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Областная продовольственная компания» являясь юридическим лицом, юридический адрес: <адрес>, совершило нарушение норм действующего трудового законодательства, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: в нарушение требований ч. 1 ст. 57 ТК РФ в трудовых договорах, заключенных между работниками и ООО «Областная продовольственная компания», не указаны обязательные условия: место работы (адрес осуществления трудовой деятельности). Также, не указано время начала и окончания работы, время перерывов в работе. В трудовом договоре № б/н от ДД.ММ.ГГГГ., заключенном с работником ФИО9 установлен нормальный режим работы, который определен Правилами внутреннего трудового распорядка, Пунктом 5.3 Правил указано, что для работников компании устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье). Время начала работы 9-00 часов, время окончания работы 18-00 часов, обеденный перерыв с 13-00 часов до 14-00 часов. В случае, если время начала и окончания работы и время обеденного перерыва, отличается от указанного, данное отличие прописывается в трудовом договоре, которое заключается с работником. Согласно табелям учета рабочего времени установлено, что работником ФИО9 в ДД.ММ.ГГГГ отработано 196 часов. Режим работы указан в табелях две смены подряд по 14 часов, два дня выходной, и так на протяжении всего месяца. В табелях учета рабочего времени за ДД.ММ.ГГГГ. аналогичная ситуация. В трудовом договоре № от ДД.ММ.ГГГГ. заключенном с работником ФИО12 установлен нормальный режим работы, который определен п. 5.3 Правил. Согласно табелю учета рабочего времени за ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что работником отработано 168 часов, а также рабочие смены проставлены по 8 часов четыре дня подряд, два дня выходных. Фактическое время (режим работы), отработанное работником отличается от режима работы, указанного в трудовых договорах. В трудовых договора и в правилах внутреннего трудового распорядка не указана сменность (число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней), в нарушение ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО13 вынесено постановление № по результатам проверки в отношении ООО «Областная продовольственная компания», которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в сумме -СУММА4-.
Из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ООО «Областная продовольственная компания» нарушает трудовые права работников, а именно: не разработан и не утвержден перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте. Вновь принятым в ДД.ММ.ГГГГ. работникам общества не организовано проведение стажировки, в том числе электромонтеру ФИО1 Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте используется не типовой формы, отсутствует раздел «стажировка». Производственному не электротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, не проведен инструктаж и не присвоена 1 группа по электробезопасности, принятых на работу в общество в ДД.ММ.ГГГГ в количестве 72 чел. Не разработана инструкция по охране труда для электромонтера в соответствии с требованиями Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок. Медицинская аптечка в офисе общества укомплектована лекарственными средствами. Учет и выдача средств индивидуальной защиты электромонтеру ведется в документах не установленной формы. Не организован учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств. Не предоставлена личная карточка учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств. Нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, в том числе электромонтера, не указываются в трудовом договоре работника. Не проводятся общие осмотры производственных зданий и сооружений по безопасной эксплуатации. Название должности инженера по охране труда общества не соответствует требованиям Федерального Закона № 197-ФЗ с доп. и изм. от 30.06.2006 N 90-ФЗ по состоянию на 01.07.2013г. и нормативных документов. Во время мокрой уборки полов в помещении общества (офис) не устанавливаются предупреждающие знаки (предупреждающие таблички) о наличии мокрого пола. Для исключения травматизма убираемые площади должны быть ограждены специальными предупреждающими знаками (табличками), в нарушение п. 8.7, 9, ГОСТ 12.0.004-2015, приложения А5 ГОСТ 12.0.004-2015, п. 1.4.4 Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, приказа Минтруда и соцзащиты РФ от 24.07.2013 г. № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 217 ТК РФ, приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 года № 559н., п.п. 6.1., 6.10 ГОСТ Р 51870-2002.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО18 вынесено постановление № по результатам проверки в отношении ООО «Областная продовольственная компания», которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в сумме -СУММА1-.
Из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ООО «Областная продовольственная компания» нарушает трудовые права работников, а именно: работники общества не прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда, в том числе директор, специалисты и должностные лица. Не представлен протокол проверки знаний, не проведено обучение работникам общества по оказанию первой помощи пострадавшим; не организовано проведение за счет собственных средств общества обязательных периодических медицинских осмотров. Заключительный акт о проведении периодического медицинского осмотра работниками общества не предоставлен, не организовано проведение психиатрического освидетельствование электромонтеру ФИО1, в нарушение требования п.1.5. постановления Минтруда и соцразвития РФ и Минобразования РФ от 13.01.20103г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»; п.6.11. ГОСТ 12.0.004-2015; ст. ст. 212, 213, 225 Трудового кодекса РФ, приказа Минздрава и соцразвития РФ от 12.04.2011 г.№302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"), постановления Правительства № 28.04.1993 г. № 377 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», постановления Правительства от 23.09.2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельности, связанной с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО14 вынесено постановление № по результатам проверки в отношении ООО «Областная продовольственная компания», которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением административного штрафа в сумме -СУММА2-
Из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ООО «Областная продовольственная компания» нарушило нормы действующего трудового законодательства, а именно: в день прекращения трудового договора работодатель не выдал работнику ФИО16 (<адрес>) трудовую книжку, трудовая книжка отправлена работнику ДД.ММ.ГГГГ почтой, в нарушение ст. 22, ч. 4 ст. 84.1, 136 Трудового кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО11 вынесено постановление № по результатам проверки в отношении ООО «Областная продовольственная компания», которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в сумме -СУММА5-.
Из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ООО «Областная продовольственная компания» нарушает трудовые права работников, а именно: специальная оценка условий труда рабочих мест не проведена, в нарушение ст. 212, 213 Трудового кодекса РФ, требований Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Определением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дела об административных правонарушениях по жалобам на постановления Государственной инспекции труда в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ объединены в одно производство.
Не согласившись с указанными постановлениями, директор ООО «Областная продовольственная компания» ФИО6 подала жалобы, в которых просит признать незаконными и отменить вышеуказанные постановления должностных лиц Государственной инспекции труда в <адрес>.
В судебном заседании защитники общества жалобы поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административного органа в судебное заседание не явилась, извещалась о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст.25.15 КоАП РФ.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.
Выслушав защитников общества, изучив доводы жалоб, проверив дело об административном правонарушении в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Часть 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).
В соответствии с требованиями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В силу ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).
В силу ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 136 Трудового кодекса РФ работодатель обязан при выплате заработной платы в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, и об общей денежной сумме, подлежащей выплате, при этом заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором и выплачивается непосредственно работнику (ч. 3 и ч. 5 ст. 136 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
создание и функционирование системы управления охраной труда;
применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
В силу ч. 2 ст. 213 Трудового кодекса РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ч. 1 ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Статье 225 ТК РФ предусмотрено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
Постановления должностных лиц Государственной инспекции труда в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ основаны на анализе имеющихся в деле доказательств в их совокупности, а именно: протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права с указанием сроков выполнения, акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ №, табелей учета рабочего времени по сотрудникам подразделений ООО «Областная продовольственная компания», а именно: склада <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ, склада <адрес> за периоды с ДД.ММ.ГГГГ, склада <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ, склада <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ, склада <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ, склада <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ, платежными ведомостями, приказом о прекращении (расторжении) трудового договора с работником ФИО2, приказа о приеме ФИО10 на работу от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Областная продовольственная компания» и ФИО10, приказа о предоставлении отпуска работнику ФИО17, приказа о принятии на работу ФИО4, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, приложения к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, приказа о предоставлении отпуска работнику, приказа о приеме ФИО12 на работу, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Областная продовольственная компания» и ФИО12, приказа о приеме ФИО9 на работу, трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Областная продовольственная компания» и ФИО9, Правил внутреннего трудового распорядка, приказа о приеме ФИО5 на работу, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, приказа о приеме ФИО7 на работу, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Областная продовольственная компания» и ФИО7, приказа о приеме ФИО16 на работу, приказа о прекращении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО16, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Областная продовольственная компания» и ФИО16, приказа о приеме ФИО17 на работу -ДОЛЖНОСТЬ3- на склад <адрес> ООО «Областная продовольственная компания», трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Областная продовольственная компания» ФИО17, приказом о приеме ФИО3 -ДОЛЖНОСТЬ2- в офис Пермь ООО «Областная продовольственная компания», трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Областная продовольственная компания» и ФИО3, графиками отпусков, книги учета движения книжек и вкладышей в них, должностной инструкцией ДОЛЖНОСТЬ1-, приказом о назначении ДОЛЖНОСТЬ1- ФИО8 ответственным за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек, письменных согласий сотрудников ООО «Областная продовольственная компания» на разделении отпуска на две части по 14 календарных дней.
Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, должностным лицом им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт нарушения юридическим лицом ООО «Областная продовольственная компания» статей 22, 57, 84.1, 100, 136, 212, 213, 217, 225 Трудового кодекса Российской Федерации установлен. ООО «Областная продовольственная компания», являясь юридическим лицом, имея возможность для соблюдения закона, за нарушение которого Кодексом Российской Федерации административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры, тем самым, допустило нарушение действующего законодательства.
Доводы жалобы о том, что в трудовых договорах, заключенных с сотрудниками с ДД.ММ.ГГГГ, место работы указано, а также, при заключении договоров до ДД.ММ.ГГГГ имеется дополнительное соглашение, кроме того, в трудовых договорах время работы указано в п. 8.1, где имеется ссылка на Правила внутреннего трудового распорядка, являются не состоятельными, поскольку опровергаются исследованными судом материалами дела.
В силу п. 8.7 ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала самостоятельной работы инструктируемых лиц:
- со всеми вновь принятыми на работу лицами, в том числе для выполнения краткосрочных, сезонных и иных временных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;
- с работающими, переведенными в установленном порядке из другого подразделения, либо с работающими, которым поручается выполнение новой для них работы;
- с командированным на работу у организатора обучения персоналом других организаций;
- с персоналом подрядчиков (субподрядчиков), выполняющим работы на подконтрольных организатору обучения территории и объектах;
- с обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и с другими лицами, участвующими в производственной деятельности предприятия - организатора обучения.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводит руководитель подразделения или непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда как инструктор по охране труда.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят либо по программам (приложение Б, программа Б.2), разработанным и утвержденным организатором обучения в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов, инструкций по охране труда на рабочем месте и по безопасному выполнению работ, иной необходимой для обеспечения безопасности технической и эксплуатационной документации, либо непосредственно по инструкциям по охране труда и (или) безопасному выполнению работ на данном рабочем месте или по иным необходимым для инструктажа локальным нормативным актам и документам.
Первичный инструктаж на рабочем месте с персоналом подрядных (субподрядных) организаций, выполняющих работы на подконтрольных предприятию - организатору обучения территории и объектах, проводит непосредственный руководитель (производитель) работ - представитель подрядной (субподрядной) организации совместно с руководителем подразделения или с ответственным за проведение подрядных работ на рабочих местах (в рабочей зоне, территории) данного подразделения. Порядок безопасного выполнения этих работ, включающий порядок инструктирования работающих, может быть оформлен отдельным документом, являющимся неотъемлемой частью договора на выполнение подрядных (субподрядных) работ (оказания услуг).
Лица, трудовые обязанности которых не связаны с применением, эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного механизированного ручного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться решением организатора обучения от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается руководителем организатора обучения.
Довод заявителя о том, что образец журнала регистрации инструктажа на рабочем месте содержится в приложении к ГОСТ 12.0.004-90 и носит рекомендованный характер, является не состоятельным в силу следующего.
В соответствии с п. 1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13 января 2003 года N 1/29, обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.
В соответствии с п. 1.7 вышеуказанного Порядка обучения, ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций, несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Результаты проверки знаний и (или) навыков по охране труда и безопасности выполнения работ оформляют протоколом (приложение А, форма А.1) и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она применяется (приложение А, форма А.2). Лицу, успешно прошедшему проверку знаний и (или) навыков, выдают удостоверение на право самостоятельной работы (приложение А, форма А.3) (п. 6.11 ГОСТ 12.0.004-2015).
Пунктом 9 ГОСТ 12.0.004-2015 предусмотрено обучение безопасности труда в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте.
Неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается группа I по электробезопасности. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности, определяет руководитель Потребителя. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы; удостоверение не выдается (п. 1.4.4 Приказ Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей").
Ссылка заявителя о том, что стажировку на рабочем месте должны проходить только лица, поступающие на работу с вредными и (или) опасными условиями труда не может быть принята судом во внимание, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 225 ТК РФ все работники обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, соответственно лица, поступающие на работу в ООО «Областная продовольственная компания» обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.
Ссылка заявителя об утверждении перечня медикаментов на основании приказа по компании является несостоятельной, поскольку в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" аптечка для оказания первой помощи работникам подлежит комплектации изделиями медицинского назначения, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации.
П. 9 Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" установлено, что нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника.
Доводы представителя Общества о том, что работодатель вправе вести учет выдачи работникам средств индивидуальной защиты в электронном виде, который в учетной системе компании соответствует установленной форме учета выдачи СИЗ и вместо личной подписи работника указан номер и дата документа бухгалтерского учета о получении средств индивидуальной защиты, на котором имеется личная подпись работника, а также при проведении проверки была предоставлена ведомость, что личная карточка учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств в бумажном варианте находится на складе, где сотрудники фактически получают спецодежду не могут быть приняты во внимание на основании следующего.
В силу п. 24 Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки.
Сроки использования смывающих и (или) обезвреживающих средств исчисляются со дня фактической выдачи их работникам и не должны превышать сроков годности, указанных производителем.
Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.
Таким образом, учет и выдача средств индивидуальной защиты электромонтеру должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.
Иные доводы жалобы, на правильность выводов должностных лиц о виновности общества в нарушении действующего законодательства не влияют.
Устранение выявленных нарушений после проведения проверки должностными лицами Государственной инспекции труда в <адрес> не является основанием для освобождения ООО «Областная продовольственная компания» от административной ответственности.
Однако, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении ООО «Областная продовольственная компания» Государственной инспекцией труда в <адрес> не были учтены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно, совершенные нарушения в виде нарушения трудового законодательства, которые составляют одно административное правонарушение, ответственность за которые предусмотрены ч. 1 ст.5.27, ч. 4 ст. 5.27, ч. 1 ст. 5.27.1, ч. 2 ст.5.27.1, ч. 3 ст.5.27.1 КоАП РФ. Об этом свидетельствует также то обстоятельство, что нарушение выявлено должностным лицом Государственной инспекции труда в <адрес> в рамках одной проверки в отношении одного юридического лица.
Учитывая, что ООО «Областная продовольственная компания» совершило в результате бездействия пять административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст.5.27, ч. 4 ст. 5.27, ч. 1 ст. 5.27.1, ч. 2 ст.5.27.1, ч. 3 ст.5.27.1 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же органу, подлежало привлечению к административной ответственности с вынесением одного постановления по делам об административных правонарушениях и назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание, постановлений должностных лиц № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ООО «Областная продовольственная компания» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст.5.27, ч. 4 ст. 5.27, ч. 1 ст. 5.27.1, ч. 2 ст.5.27.1, ч. 3 ст.5.27.1 КоАП РФ, подлежат изменению с назначением Обществу административного наказания с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
решил:
Постановления №, №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные должностными лицами Государственной инспекцией труда в <адрес> о привлечении ООО «Областная продовольственная компания» к административной ответственности изменить, назначить ООО «Областная продовольственная компания» наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1,4 ст. 5.27, ч.ч. 1, 2, 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере -СУММА1-
Решение в течение 10 дней со дня получения или вручения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья С. С. Лучникова