Решение по делу № 33а-11247/2017 от 07.09.2017

Судья – Коновалова И.Е.

Дело № - 33а – 11247

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Судневой В.Н.,

судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.,

при секретаре Рогатневой А.Н.,

рассмотрела 04 октября 2017 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС № 18 по Пермскому краю на решение Чайковского городского суда Пермского края от 27 июля 2017 г., которым постановлено:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Пермскому краю к Рогожниковой Н.А. о взыскании страховых взносов и пеней в размере 30457,97 рублей, в том числе: недоимка по страховым взносам за 2015 год на страховую часть трудовой пенсии в размере 28963 рубля, пени по страховой части трудовой пенсии за период с 02.04.2016 года по 23.08.2016 года в размере 1494,97 рубля оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Межрайонная ИФНС № 18 по Пермскому краю обратилась в суд с административным иском к Рогожниковой Н.А. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени в размере 30457,97 рублей, из которых недоимка по страховым взносам за 2015 год на страховую часть трудовой пенсии в размере 28963 рубля, пени за период с 02.04.2016 года по 23.08.2016 года в размере 1494,97 рубля.

В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик является нотариусом, занимающимся частной практикой, а также плательщиком страховых взносов. Административный ответчик получил доход за 2015 год в размере 4 467 917,60 рублей, но обязанность по уплате страховых взносов в фиксированном размере, исчисленном с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, в установленный законодательством срок не исполнил. Недоимка за 2015 год на страховую часть пенсии составила 28 963 рубля., на
недоимку начислены пени за период с 02.04.2016 года по 23.08.2016 года в размере 1 494,97 рубля. Требование от 23.08.2016 года в указанный в нем срок не исполнено. 30.12.2016 года отменен судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки и пеней.

Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе административный истец, указывая, что Управление Пенсионного фонда РФ не привлечено к участию в деле заинтересованным лицом. Требование об уплате страховых взносов административный ответчик не обжаловала, за перерасчетом в орган контроля за уплатой страховых взносов не обращалась. Ходатайство административного истца о привлечении Управления Пенсионного фонда РФ к участию в деле и об истребовании документов из Управления судом не рассмотрено.

Проверив дело, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ч. 1, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (здесь и далее положения закона в редакции до 01.01.2017 г.) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, в силу п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального Закона, являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 16 указанного Федерального закона расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 этого Федерального закона.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлен порядок определения фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно этой норме права размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Частью 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Согласно ч. 2, 3 ст. 21 названого Федерального закона заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч. 9 ст. 21 указанного Федерального закона положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 3, ч. 7 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В настоящее время полномочия по взысканию недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, перешли к налоговым органам в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Разрешая спор, суд проверил порядок обращения с административным иском, и пришел к верному выводу, что срок на его подачу, установленный ст. 48 НК РФ, не пропущен.

Установив, что страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию за 2015 год уплачены нотариусом своевременно и в полном объеме, суд правильно отказал налоговому органу в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда.

Из материалов дела следует, что административный ответчик в 2015 году являлась нотариусом, занимающимся частной практикой, то есть плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Из декларации о доходах за 2015г. следует, что в отчетном периоде нотариус получила валовый доход 4 467 917,62 рубля.

Чистый доход, с учетом расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета в размере 1501882,74 руб., составил 2966024,88 руб. (4 467 917,62 руб. - 1501882,74 руб.)

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате нотариусом, берется доход, уменьшенный на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Таким образом, на основании подп. 2 ч. 1.1 ст. 14, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ административный ответчик была обязана уплатить:

- до 31.12.2015 года страховые взносы в размере 18610, 80 руб. (5554 (МРОТ) *26% * 12)

- до 01.04.2016 года страховые взносы в размере 26660,25 руб. (2966024,88 (чистый доход) – 300000) * 1%.

Платёжными поручениями от 08.12.2015 г. и от 31.03.2016 г. подтверждается, что нотариус Рогожникова Н.А. уплатила страховые взносы в суммах 18610, 80 руб. и 26660,25 руб. соответственно.

Таким образом, оснований считать, что у административного ответчика имеется задолженность за 2015 год по уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не свидетельствуют.

В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно содержать наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет.

Обязанность представить доказательства в обоснование административного иска, в силу требований ч. 4 ст. 289 КАС РФ, возлагается на административного истца.

В материалы дела расчет, из которого видно, каким образом возникла спорая недоимка, административным истцом не представлен.

Доказательства наличия недоимок за другие отчетные периоды отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд разрешил спор, при этом не разрешил ходатайство о привлечении заинтересованным лицом Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чайковском Пермского края, не истребовал из Управления документы о задолженности административного ответчика, не влекут необходимость отмены решения суда.

С учетом того, что по имеющимся материалам дела возможно сделать вывод о сумме страховых взносов, подлежащих уплате административным ответчиком в 2015 г., доказательства уплаты также имеются, оснований выяснять наличие либо отсутствие задолженности ответчика у Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чайковском Пермского края суд обоснованно не усмотрел.

Тот факт, что суд не рассмотрел ходатайство административного истца, не является существенным нарушением норм процессуального права, исходя из которого возможна отмена судебного акта в апелляционном порядке. В силу ч. 6 ст. 330 КАС РФ правильное
по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Если какие-либо вопросы имеются у налогового органа, он не лишен возможности прояснить их с Управлением в рамках межведомственного взаимодействия.

Ссылка в жалобе на то, что требование об уплате страховых взносов административный ответчик не обжаловала, за перерасчетом в орган контроля за уплатой страховых взносов не обращалась, не влияет на законность оспариваемого решения. Применение того или иного способа защиты нарушенного права не является обязанностью плательщика страховых взносов.

Исходя из изложенного, руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Чайковского городского суда Пермского края от 27 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС № 18 по Пермскому краю - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-11247/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Пермскому краю
Ответчики
Рогожникова Н.А.
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Овчинникова Наталья Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
04.10.2017[Адм.] Судебное заседание
09.10.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее