Дело №2 -2003 (2017)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2017 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего Ивановой И.Ю.
при секретаре Светлецкой М.В.,
с участием помощника прокурора Советского района г.Брянска Кузьменко М.В., представителя ответчика Брянской городской администрации Драпа А.И., представителя ответчика Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Некрасовой А.О., представителя третьего лица УМВД России по г.Брянску Гришина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации о понуждении привести в соответствие с требованиями ГОСТ автомобильные дороги и улицы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Брянска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Советского района г.Брянска совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Брянску проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в нарушение положений «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221, и «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, отсутствуют (слаборазличимы) линии горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.5, 1.6, разделяющие транспортные потоки встречных и попутных направлений на улицах: Авиационная, Арсенальная, Бежицкая, Глинки, Горбатова, Горького, Дуки, Емлютина, 3-го Июля, Калинина, Карла Маркса, Костычева, Крахмалева, Крыловская. Пересвета, пер. Пилотов, Ромашина, Советская, пер. 2-й Советский, Софьи Перовской, Спартаковская, пр-т Станке-Димитрова, Карачижская, Взлетная (Войстроченко), Фокина, Фрунзе, Щукина, Февральская, пер-к Осоавиахима, Малыгина, В.Сафроновой, пер-к Трудовой, пер-к 2-й Советский, Трудовая, Луначарского, Пионерская, Бр.Фронта, Октябрьская Дамба, Объездная а\д Советский-Бежицкий район, пер. Урицкого, Красноармейская, пр-т Ленина, Октябрьская, 7-я Линия, Репина, Степная, Гражданская, Некрасова, 2-я Почепская. Указывает, что данные нарушения отрицательно влияют на безопасность дорожного движения, снижая степень защищенности его участников, в том числе и несовершеннолетних, от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Ссылаясь на требования ст. ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ просит суд обязать Брянскую городскую администрацию, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации в рамках полномочий привести в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221, и «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, и нанести горизонтальную дорожную разметку 1.1, 1.3, 1.5, 1.6, разделяющую транспортные потоки встречных и попутных направлений на улицы Советского района г.Брянска: Авиационная, Арсенальная, Бежицкая, Глинки, Горбатова, Горького, Дуки, Емлютина, 3-го Июля, Калинина, Карла Маркса, Костычева, Крахмалева, Крыловская. Пересвета, пер. Пилотов, Ромашина, Советская, пер. 2-й Советский, Софьи Перовской, Спартаковская, пр-т Станке-Димитрова, Карачижская, Взлетная (Войстроченко), Фокина, Фрунзе, Щукина, Февральская, пер-к Осоавиахима, Малыгина, В.Сафроновой, пер-к Трудовой, пер-к 2-й Советский, Трудовая, Луначарского, Пионерская, Бр.Фронта, Октябрьская Дамба, Объездная а\д Советский-Бежицкий район, пер. Урицкого, Красноармейская, пр-т Ленина, Октябрьская, 7-я Линия, Репина, Степная, Гражданская, Некрасова, 2-я Почепская.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Брянска помощник прокурора Кузьменко М.В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить, указала, что в ходе проверки прокуратурой Советского района г.Брянска совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Брянску проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что отсутствуют (слаборазличимы) линии горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.5, 1.6, разделяющие транспортные потоки встречных и попутных направлений на вышеуказанных улицах, что подтверждается актом обследования улично-дорожной сети Советского района г. Брянска от 14.03.2017 года.
Представитель третьего лица УМВД России по г. Брянску по доверенности старший лейтенант полиции Гришин А.В. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора Советского района г.Брянска и просил их удовлетворить.
Представители ответчиков Брянской городской администрации по доверенности Драп А.И., Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации по доверенности Некрасова А.О. исковые требования не признали, ссылаясь на отсутствие финансирования. Просили суд в случае удовлетворения исковых требований установить срок проведения указанных работ до 01 июля 2017 года.
Представитель третьего лица МБУ «ЦОДД г.Брянска» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
В силу требований ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении дорожного движения.
Обеспечение безопасности в области дорожного движения осуществляется органами местного самоуправления, в частности посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, которые в силу ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.121995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п. 4.2.Дорожная разметка "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221) разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
Согласно п. 3.8 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст) разметка дорожная (далее - разметка): линии, стрелы и другие обозначения на проезжей части, дорожных сооружениях и элементах дорожного оборудования, служащие средством зрительного ориентирования участников дорожного движения или информирующие их об ограничениях и режимах движения.
Согласно п.4.4. на участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки.
В соответствии с п. 6.1.1 разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения.
Пунктом 6.2 предусмотрены горизонтальные линии разметки. Линии, надписи, стрелы и другие обозначения горизонтальной разметки наносят на усовершенствованное дорожное покрытие, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом. В населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки проведенной с привлечением специалистов ОГИБДД УМВД России по г. Брянску установлено, что в нарушение положений «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221, и «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, отсутствуют (слаборазличимы) линии горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.5, 1.6, разделяющие транспортные потоки встречных и попутных направлений на улицах: Авиационная, Арсенальная, Бежицкая, Глинки, Горбатова, Горького, Дуки, Емлютина, 3-го Июля, Калинина, Карла Маркса, Костычева, Крахмалева, Крыловская. Пересвета, пер. Пилотов, Ромашина, Советская, пер. 2-й Советский, Софьи Перовской, Спартаковская, пр-т Станке-Димитрова, Карачижская, Взлетная (Войстроченко), Фокина, Фрунзе, Щукина, Февральская, пер-к Осоавиахима, Малыгина, В.Сафроновой, пер-к Трудовой, пер-к 2-й Советский, Трудовая, Луначарского, Пионерская, Бр.Фронта, Октябрьская Дамба, Объездная а\д Советский-Бежицкий район, пер. Урицкого, Красноармейская, пр-т Ленина, Октябрьская, 7-я Линия, Репина, Степная, Гражданская, Некрасова, 2- Почепская. Данный факт подтверждается предписанием № 688 от 19.11.2015г., протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ от 09.06.2016 года, постановлением о привлечении Брянской городской администрации к административной ответственности по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ от 12.07.2016 года, актом обследования от 14.03.2017 г.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения входят расходные обязательства муниципальных образований.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (п. п. 6, 11 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Соответственно, содержание автомобильных дорог города Брянска относится к обязанности Брянской городской администрации.
Согласно ст. 44 Устава г. Брянска, городская администрация – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения. Уставом г. Брянска к полномочиям Брянской городской администрации отнесены, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Брянска; осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 45).
Положением о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.04.2006 № 403, одной из основных задач Комитета является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Брянска (п. 2.2).
Одной из основных задач Комитета, согласно Положению, является организация содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования.
Таким образом, ответственность за организацию безопасности дорожного движения, содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, возложена на Брянскую городскую администрацию, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации. Ответчики в пределах своей компетенции и уставных целей обязаны провести работы по устранению выявленных нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные требования обоснованными, поскольку указанные прокурором нарушения законодательства могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают риск аварийной ситуации в районе, угрожают здоровью и жизни неопределенного круга лиц, в частности - безопасности участников дорожного движения.
При этом суд, в порядке ст. 204 ГПК РФ, с учетом мнения представителя прокуратуры, представитель третьего лица УМВД России по г. Брянску считает необходимым установить срок выполнения работ по обустройству автомобильных дорог до 01 июля 2017 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации о понуждении привести в соответствие с требованиями ГОСТ автомобильные дороги и улицы удовлетворить.
Обязать Брянскую городскую администрацию, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации в срок до 01 июля 2017 в рамках полномочий в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №- 221, и «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, нанести на следующие улицы Советского района г.Брянска горизонтальную дорожную разметку 1.1, 1.3, 1.5, 1.6, разделяющую транспортные потоки встречных и попутных направлений: Авиационная, Арсенальная, Бежицкая, Глинки, Горбатова, Горького, Дуки, Емлютина, 3-го Июля, Калинина, Карла Маркса, Костычева, Крахмалева, Крыловская. Пересвета, пер. Пилотов, Ромашина, Советская, пер. 2-й Советский, Софьи Перовской, Спартаковская, пр-т Станке-Димитрова, Карачижская, Взлетная (Войстроченко), Фокина, Фрунзе, Щукина, Февральская, пер-к Осоавиахима, Малыгина, В.Сафроновой, пер-к Трудовой, пер-к 2-й Советский, Трудовая, Луначарского, Пионерская, Бр.Фронта, Октябрьская Дамба, Объездная а\д; Советский-Бежицкий район, пер. Урицкого, Красноармейская, пр-т Ленина, Октябрьская, 7-я Линия, Репина, Степная, Гражданская, Некрасова, 2- Почепская.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Ю. Иванова
Решение в окончательной форме изготовлено 15.05.2017 года.