Решение по делу № 2а-1164/2017 от 08.02.2017

В окончательной форме решение суда принято 02 мая 2017 года

Дело № 2а-1164/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 27 апреля 2017 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием истцов – Макаровой В.М., Макарова А.Е., представителя истцов – Глекова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Макаровой В. М., Макарова А. Е. к Администрации города Ялта Республики Крым, Главе Администрации города Ялта Республики Крым Ростенко А. О., Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта, начальнику Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Молостовой Л. В., Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Ялта, начальнику Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Приступе В. И. о признании решения незаконным, понуждении рассмотреть заявление,

у с т а н о в и л :

Макарова В.М., Макаров А.Е. обратились в суд с иском к Администрации города Ялта Республики Крым, Главе администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, начальнику Департамента имущественных и земельных отношений Республики Крым, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Ялта, начальнику Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта о признании недействительным постановления администрации города Ялта за № 2735-п от 09 ноября 2015 года «О рассмотрении заявления ФИО 1 о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав»; возложении на администрацию города Ялта обязанности повторно рассмотреть заявление истцов на завершение оформления права собственности на земельный участок общей площадью 0,0138 га, с к.н. , расположенный по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания хозяйственных строений и сооружений.

Исковые требования мотивированы тем, что решением Симеизского посСовета № 119 от 22 августа 2012 года ФИО 1 было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0138 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>, с последующей передачей в собственность. 23.06.2015 года Макарова В.М. обратилась в интересах ФИО 1 в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав, предоставив все необходимые документы. Вместе с тем, постановлением Администрации города Ялта № 2735-п от 09 ноября 2015 года ФИО 1 было отказано в предоставлении в собственность земельного участка в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта. Считают постановление незаконным, поскольку проектируемый к отводу земельный участок находится в зоне индивидуальной жилой застройки. ФИО 1 умер <дата>. Истцы являются его наследниками первой очереди по закону, в связи с чем считают, что право на завершение процедуры оформления в собственность земельного участка перешло к ним в порядке универсального правопреемства.

Истцы и представитель истцов в судебном заседании исковые требования поддержали.

Ответчики в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. От представителя Администрации города Ялта поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований просит отказать.

Ранее представителем Администрацией города Ялта были представлены письменные возражения на иск, в которых указано, что истцами без уважительных причин пропущены сроки на обращение в суд. Кроме того, считает, что в связи со смертью ФИО 1 у истцов отсутствует право на приобретение земельного участка по процедуре завершения оформления прав, поскольку указанное право являлось личным не наследуемым правом ФИО 1

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта причин неявки суду не сообщил. Ранее предоставил письменные пояснения на иск, в которых просил рассмотреть дело без их участия, и отказать в удовлетворении иска, поскольку испрашиваемый истцами земельный участок согласно действующей градостроительной документации находится в функциональной зоне территории курортно – рекреационных учреждений.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков.

Выслушав истцов и их представителя, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением Симеизского поселкового Совета № 119 от 22 августа 2012 года ФИО 1 было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0138 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>, с последующей передачей в собственность, из земель жилой и общественной застройки.

Согласно ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года (далее – Договор) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.

В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В подпункте "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ отражено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены в том числе частью 1 ст. 12.1 № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, которой установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования в том числе земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Согласно статье 13 Закона № 38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1).

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5).

Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.

В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014г. N78 к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.

Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила № 37).

Пунктом 4 решения Ялтинского городского Совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).

В соответствии с пунктом 8 Правил, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил, Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:

1) В Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.

Сроки предоставления результатов проверки Департамента архитектуры, с момента получения межведомственного запроса от Департамента - десять дней.

2) В исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.

Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства, принятию Администрацией города Ялта решения по заявлению лица о предоставлении ему в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта, в обязательном порядке должно предшествовать направление копии его заявления в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым, а также в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий).

Судом установлено, что 23.06.2015 года Макарова В.М., действующая по доверенности от имени ФИО 1 обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 138 кв. метров, расположенного в <адрес> с видом разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка, индивидуальное жилищное строительство.

Заявление было принято Департаментом имущественных и земельных отношений к рассмотрению, направлен запрос о земельном участке в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым.

На вышеуказанный запрос Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта был предоставлен ответ, в котором указано, что земельный участок площадью 0,0138 га, расположенный в <адрес> согласно Генеральному плану курортного района «Большая Ялта», утвержденному Постановлением СМ АР Крым № 136 от 15.06.1993 года находится в зоне функционального использования – территория курортно – рекреационных учреждений.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:

предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;

несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).

Пунктом 12 Правил № 37 установлено, что решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления.

Судом установлено, что постановлением Главы Администрации города Ялты № 2735-п от 09 ноября 2015 года ФИО 1 было отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 138 кв.м., в порядке завершения оформления прав, из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта (ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от <дата> -ЗРК).

Таким образом, судом установлено, что при принятии Администрацией города Ялта постановления № 2735-п от 09.11.2015 года были использованы данные Генерального Плана курортного района «Большая Ялта», утвержденного Постановлением СМ АР Крым № 136 от 15.06.1993 года.

Выкопировка из Генерального плана, на которой указано расположение земельного участка ФИО 1 с приведением экспликации, представлена в материалы дела.

По настоящему делу было назначено проведение землеустроительной экспертизы, в ходе которой экспертом также установлено, что согласно Генеральному плану курортного района Большая Ялта, утвержденному Постановлением СМ АР Крым № 136 от 15.06.1993 года, функциональная зона, в которой расположен земельный участок площадью 0,0138 га с к.н. – «госпиталь МО», то есть его функциональное назначение согласно условных обозначений к Генеральному плану – территория санаторно – курортных учреждений.

В тоже время, экспертом установлено, что исходя из планово – картографических материалов из проекта землеустройства, данных Публичной кадастровой карты Республики Крым, материалов осмотра и фотофиксации объекта исследования и окружающей застройки, фактическое целевое использование земельного участка, испрашиваемого в собственность ФИО 1 – строительство и обслуживание индивидуального жилого дома, строений и сооружений к нему; смежных земельных участков по отношению к объекту исследования – земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, в том числе для размещения индивидуального гаража; индивидуальное жилищное строительство.

Судом также установлено, что постановлением Совета Министров АР Крым № 618 от 09 октября 2007 года был утвержден проект корректировки генерального плана административного района Большой Ялты, в том числе его составная часть – «Историко – архитектурный опорный план административного района Большой Ялты» (пункт 1).

В соответствии с заключением Управления Главного архитектора Ялтинского городского Совета от 01 февраля 2010 года, земельный участок ориентировочной площадью 0,0236 га, расположенный по адресу: <адрес>, проектируемый к отводу ФИО 1, в соответствии с Генеральным планом Большой Ялты, утвержденным в 2007 году, был предназначен для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек.

Вместе с тем, как установлено судом, постановлением Хозяйственного суда АР Крым от 21 мая 2009 года, по административному иску Заместителя прокурора АР Крым в интересах государства, пункт 1 постановления Совета министров АР Крым № 618 от 09 октября 2007 года «Об утверждении проекта корректировки Генерального плана Большой Ялты» был признан недействительным.

Определением Севастопольского Апелляционного административного суда от 28 октября 2013 года постановление Хозяйственного суда АР Крым от 21 мая 2009 года было оставлено без изменения и вступило в законную силу.

Таким образом, с 09 октября 2007 года до 28 октября 2013 года единственным действующим Генеральным планом Большой Ялты, который использовался органами местного самоуправления при принятии решений о даче гражданам разрешений на составление проектов землеустройства в отношении земельных участков, расположенных на территории Большой Ялты (муниципальное образование городской округ Ялты), об определении категорий земельных участков, являлся Генеральный план ее застройки с учетом корректировок, утвержденных постановлением Совета Министров АР Крым № 618 от 09 октября 2007 года.

При этом судом установлено, что на момент принятия Симеизским поселковым Советом решения о даче ФИО 1 разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, его месторасположение соответствовало Генеральному плану населенного пункта; испрашиваемый земельный участок был в установленном законодательством порядке отнесен к категории земель жилой и общественной застройки.

Генеральный план развития курортного района Большой Ялты, утвержденный постановлением Совета Министров АР Крым № 136 от 15.06.1993 года был разработан в соответствии с СНИП 11-60-75 ** «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 11 сентября 1975 года № 147, в соответствие с которым генеральные планы городов и других населенных пунктов следует разрабатывать на расчетный срок 20 лет.

Таким образом, ответчик, при принятии оспариваемого решения руководствовался градостроительной документацией, расчетный срок которой истек в 2013 года, вследствие чего указанная документация не является актуальной и не определяет принципиальные решения развития, планирования, застройки и другого использования территории муниципального образования городской округ Ялта.

В связи с вышеизложенным суд считает, что ответчиком Администрацией города Ялта не была в полном объеме проведена проверка на предмет соответствия места расположения испрашиваемого ФИО 1 земельного участка градостроительной документации; не было учтено, что месторасположение земельного участка соответствовало действовавшей до 2013 года градостроительной документации, утвержденной в 2007 году; решение органа местного самоуправления об установлении категории земельного участка истца «земли жилой и общественной застройки», а также тот факт, что вид разрешенного использования земельного участка соответствует действующему законодательству.

В тоже время, в силу ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что <дата> ФИО 1 умер.

Копию постановления Администрации города Ялта от 09 ноября 2015 года, Макарова В.М. получила 04 марта 2016 года (л.д. 58).

Исковое заявление в суд подано Макаровой В.М. и Макаровым А.Е. 08 февраля 2017 года, то есть спустя 11 месяцев.

В соответствии с ч. 7 ст. 218 КАС РФ, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

В обоснование уважительных причин пропуска срока на обращение в суд истцы пояснили, что в установленном законом порядке приняли наследство после смерти ФИО 1, обратившись в шестимесячный срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства.

08 ноября 2016 года им было выдано нотариусом свидетельство о праве на наследство по закону, состоящее из земельного участка площадью 98 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>

При этом нотариус отказала им в выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный участок площадью 138 кв.м., расположенный в <адрес> рекомендовав обратиться в суд, в связи с чем истцы считают, что о нарушении своих прав им стало известно 08 ноября 2016 года.

Вместе с тем, суд не может согласиться с вышеуказанными доводами исходя из следующего.

В соответствии с нормами КАС РФ, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Истцами не оспаривается, что о вынесении оспариваемого постановления им стало известно 04 марта 2016 года.

В обоснование права на обращение в суд с иском истцы указывают, что являются правопреемниками ФИО 1, как его наследники по закону.

В соответствии с п. 1 ст. 1114 Гражданского Кодекса РФ, временем открытия наследства является момент смерти гражданина.

Статьей 1154 ГК РФ установлено, что срок принятия наследства составляет шесть месяцев со дня открытия наследства.

Для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1 ст. 1152 ГК РФ).

Пунктом 4 ст. 1152 ГК РФ установлено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства.

При этом срок оформления свидетельства о праве на наследство действующим законодательством не ограничен.

Судом установлено, что истцами пропущен срок на обжалование постановления администрации гор. Ялта от 09 ноября 2015 года как с момента получения его копии, так и с момента окончания срока на принятие наследства после смерти ФИО 1, который истек 10 августа 2016 года.

При этом неполучение истцами свидетельства о праве на наследство по закону никоим образом не препятствовало их своевременному обращению в суд с иском об обжаловании постановления Администрации гор. Ялта от 09 ноября 2015 года в случае, если они полагали, что данным постановлением нарушены их права как наследников ФИО 1

Доказательств наличия уважительных причин, объективно исключающих возможность подачи иска в установленный срок, суду не представлено.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, поскольку судом не установлено наличия уважительных причин пропуска истцами срока обращения в суд с требованиями об обжаловании ими постановления Администрации города Ялта от 09 ноября 2015 года, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска Макаровой В. М., Макарова А. Е. к Администрации города Ялта Республики Крым, Главе Администрации города Ялта Республики Крым Ростенко А. О., Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта, начальнику Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Молостовой Л. В., Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Ялта, начальнику Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Приступе В. И. о признании решения незаконным, понуждении рассмотреть заявление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова

2а-1164/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Макаров А.Е.
Макарова В.М.
Ответчики
Глава Администрация города Ялта РК Ростенко Андрей Олегович
Начальник Департамента архитектуры и градостроительства города Ялта Приступа В.И.
Департамент архитектуры и градостроительства города Ялта
Администрация города Ялта РК
Начальник Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Молостова Лилия Васильевна
Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта
Другие
Глеков А.М.
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
08.02.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.02.2017[Адм.] Передача материалов судье
10.02.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.02.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2017[Адм.] Судебное заседание
06.04.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
07.04.2017[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.04.2017[Адм.] Судебное заседание
02.05.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее