Дело № 2-903/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 апреля 2019 года г. Томск
Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Бутенко Г.Е.
при секретаре Маркиной Л.А.,
с участием истца Черненко О.Н.,
представителя истца Пучкова И.В., действующего на основании устного ходатайства,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области Драчевой СБ., действующей по доверенности от 09.01.2019 № 2 со сроком полномочий до 31.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Черненко О.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о возложении обязанности включить период работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
Черненко О.Н. В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской (далее ГУ-УПФР в г. Томск Томской области) о возложении обязанности включить период работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, назначить досрочную страховую пенсию по старости, указывая в его обоснование, что решением ответчика от 30.10.2018 № 4980 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения необходимой продолжительности. В специальный стаж не включены периоды работы с 03.02.1992 по 14.02.1992, с 15.09.1997 по 11.10.1997, с 05.02.2016 по 15.10.2018. Считает отказ в назначении страховой пенсии незаконным, в период с 05.02.2016 по 15.10.2018 она работала старшей медицинской сестрой в ... ее должностными обязанностями являлась лечебная деятельность по охране здоровья населения. Указывает, что характер ее работы подтверждается должностной инструкцией старшей медицинской сестры, справкой от 14.02.2019, Уставом ..., лицензией, штатным расписанием от 31.07.2016. Истец просит обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области включить в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в ... в качестве старшей медицинской сестры с 05.02.2016 по 15.10.2018; назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 16.10.2018.
В судебном заседании истец Черненко О.Н., ее представитель Пучков И.В. заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительных письменных пояснениях (л.д. 63, 126-129). Истец пояснила, что с 1990 года работала в отделении гемодиализа ... в качестве медицинской сестры. С февраля 2016 года врачи и медицинские сестры отделения перешли работать в ... В ... она была принята на должность старшей медсестры. Полагает, что должностные обязанности медицинской сестры, старшей медицинской сестры ... и медицинской сестры и старшей медицинской сестры в ... являются идентичными. В качестве медицинской сестры она работает в зале с пациентами, обучает вновь пришедших медицинских сестер, работает с дезинфицирующими средствами и иными препаратами, с кровью. Дополнительно в обязанности старшей медсестры ... входят административные функции. ... является социально значимым объектом здравоохранения, т.к. это единственная организация на территории Томской области, которая оказывает медицинскую помощь больным, страдающим заболеваниями почек в терминальной стадии. По мнению истца и ее представителя, ... является медицинской организацией, работающей на основании лицензии, основной деятельностью которой является оказание бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Томской области в рамках обязательного медицинского страхования.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области Драчева С.Б. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 99-101). В судебном заседании дополнительно пояснила, что согласно Уставу ... является коммерческой организацией, имеющей целью извлечение прибыли. Согласно п.7.1. Устава ... принимает решение о распределении прибыли между участниками общества, на основании чего Пенсионный фонд делает вывод, что общество не является учреждением здравоохранения. Штатным расписанием общества предусмотрена амбулатория, которую возглавляет заведующий врач-уролог, при этом в ... отсутствует главный врач, его руководителем является генеральный директор. В Пенсионный фонд было представлено Положение об организации деятельности Центра амбулаторного гемодиализа, однако в структуре такого Центра не имеется. Представитель ответчика полагает, что, несмотря на то, что занимаемая Черненко О.Н. должность старшей медсестры соответствует Списку, спорный период работы не может быть включен в специальный стаж, поскольку наименование организации, в которой работает истец, Списку не соответствует.
Заслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, который к данным правоотношениям подлежит применению в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ, т.к. Черненко О.Н. обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии 16.10.2018.
Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8).
Пунктом 20 части 1 статьи 30 закона установлено право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, на страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 30 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В судебном заседании установлено, что 16.10.2018 Черненко О.Н. обратилась в Клиентскую службу (на правах отдела) Октябрьского района г. Томска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения. В подтверждение права на досрочную страховую пенсию Черненко О.Н. были представлены трудовая книжка серии ...; справка от 17.10.2017 № 201/19-19/17, выданная ... за период работы с 21.08.1987 по 04.02.2016; справка от 16.10.2018 № 49, выданная ... за период работы с 05.02.2016 в должности старшей медицинской сестры в диализном отделении амбулатории на 1 ставку, в должности медицинской сестры в диализном отделении амбулатории на 0,5 ставки (л.д. 6-8).
Решением ГУ – УПФР в г. Томск Томской области от 30.10.2018 № 4980 Черненко О.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности. В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения засчитаны периоды работы суммарной продолжительностью 28 лет 4 мес. 6 дней (л.д. 6- 8).
В частности, из решения, отзыва ГУ – УПФР в г. Томск Томской области (л.д. 6-8, 99-101), пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы Черненко О.Н. с 05.02.2016 по 15.10.2018 в должности старшей медицинской сестры в диализном отделении амбулатории в ... не включен, т.к. указанная организация по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесена к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, а также не подтвержден факт работы в структурном подразделении, указанном в п. 6 Правил от 29.10.2002 (не подтверждено, что наименование «Амбулатория» присвоено подразделению в штатных расписаниях не по формальному признаку).
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд с доводами ответчика соглашается в силу следующего.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Названным Постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. Включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. Включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (ред. от 26.05.2009) утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктами 1-3 Правил предусмотрено, что они регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, названным нормативным актом регулируется порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в должностях и учреждениях, указанных в соответствующем списке, при соблюдении определенных условий.
В разделе «Наименование должностей» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, в подразделе «средний медицинский персонал» указаны должности «медицинская сестра, старшая медицинская сестра».
Вместе с тем, из Списка усматривается, что в разделе «Наименование учреждений» такое наименование учреждения здравоохранения, как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, не предусмотрено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 21.03.2019 общество с ограниченной ответственностью ... зарегистрировано ..., его учредителем является А. (л.д. 80-83).
В силу пунктов 1, 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Согласно пункту 3 названной статьи юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах (в числе прочих): учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Аналогичные нормы об учреждениях содержались и в ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.09.2014.
Статьей 66 Гражданского кодекса российской Федерации предусмотрено, что хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.
Обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 87 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для различных целей.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30).
Из Устава ... следует, что общество является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. ... осуществляет следующие виды деятельности: медицинскую деятельность; деятельность по оказанию медицинских услуг (работ), в том числе, но, не ограничиваясь, оказанием услуг по: анестезиологии и реаниматологии; гематологии; гериатрии; медицинской реабилитации; нефрологии, операционному делу и пр.; врачебную практику; закуп медицинских изделий; оптовую и розничную реализацию медицинских изделий; транспортировку грузов; оказанию услуг складского хозяйства и др. (пункты 2.1., 2.2. Устава, л.д. 17-22). Аналогичные виды деятельности указаны в выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 80-83).
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, общество с ограниченной ответственностью не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Доводы истца и ее представителя о том, что ... получена лицензия на осуществление медицинской деятельности (л.д. 24-25), общество является участником реализации областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 22.12.2017 № 442а, в части оказания заместительной почечной терапии методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, что подтверждается договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (л.д. 44-50), ее функции медицинской сестры, старшей медицинской сестры тождественны функциях медицинских сестер ... не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку ... не относится к учреждениям здравоохранения.
Медицинская деятельность законом отнесена к видам деятельности, которые подлежат лицензированию (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», вследствие чего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности само по себе не свидетельствует о тождественности занимаемых Черненко О.Н. в ... должностей должностям в учреждениях здравоохранения. Представленные истцом штатные расписания ... также не свидетельствуют о том, что Черненко О.Н. в спорный период времени осуществляла трудовую деятельность в учреждениях здравоохранения.
Согласно части 5 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 названной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08. 2014 № 869 «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости» на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
В отношении занимаемых Черненко О.Н. должностей в ... такая тождественность профессиональной деятельности Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не установлена.
Более того, ранее Черненко О.Н. работала в учреждении здравоохранения – ... которая не меняла организационно-правовой формы, была и остается учреждением здравоохранения, непосредственно сама Черненко О.Н. сменила место работы – государственное учреждение здравоохранения на коммерческую организацию. Как следует из материалов дела, в ... имеется нефрологический дневной стационар, отделение нефрологии и диализа. Рабочим местом медицинской сестры нефрологического дневного стационара является зал гемодиализа (л.д. 134-136). Согласно пояснениям истца в судебном заседании ... продолжает оказывать услуги по вводному гемодиализу первичным больным.
Согласно трудовой книжке Черненко О.Н. ..., с 21.08.1987 по 04.02.2016 она работала медсестрой в отделении урологии, оперативной нефрологии и хирургического гемодиализа, в отделении нефрологии стационара, отделении хронического гемодиализа стационара в .... С 05.02.2016 истец принята старшей медицинской сестрой в диализное отделение ... (л.д. 9-14). Справкой ... от 14.02.2019 № 3 подтверждается, что Черненко О.Н. работает в ... с 05.02.2016 по настоящее время в должности старшей медицинской сестры по основному месту работы (л.д. 26).
Вместе с тем, штатными расписаниями ... диализное отделение не предусмотрено, но заведующий диализным отделением имеется (л.д. 95).
Согласно штатным расписаниям, утвержденным 01.03.2016, 31.07.2016, 30.06.2018 (на период с 01.07.2018 по 31.12.2018), 01.08.2018 (на период с 01.07.2018 по 31.12.2018), 12.09.2018 (на период с 17.09.2018 по 31.12.2018), 29.12.2018 (на период с 01.01.2019 по 31.12.2019), в структуре ... предусмотрена амбулатория, которую возглавляет заведующий врач-нефролог, в составе амбулатории – врачи-нефрологи – 6 ед., старшая медсестра – 1 ед., медицинская сестра – 21 ед., младший медперсонал в количестве 7 ед. (л.д. 33, 88-94).
В соответствии с п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в специальный стаж для назначения пенсии в связи с лечебной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Таким образом, действующее законодательство позволяет включать в специальный стаж работу в качестве медицинской сестры в медицинских службах, амбулаториях, являющихся структурными подразделениями не только учреждений, но и иных организаций, например, воинских частей.
Вместе с тем, истцом положение об амбулатории, как о структурном подразделении ..., не представлено, а представлено Положение об организации деятельности Центра амбулаторного гемодиализа, утвержденное приказом генерального директора от 01.02.2016 № 11/2 (л.д. 85-87), согласно которому Центр амбулаторного гемодиализа является самостоятельным медицинским учреждением здравоохранения с правами юридического лица. В то же время в пунктах 8 и 9 Положения речь идет о работниках не Центра, а отделения (непонятно какого). Однако в судебном заседании установлено, что в ЕГРЮЛ данное медицинское учреждение не зарегистрировано, в штатных расписаниях ... Центр амбулаторного гемодиализа, как и диализное отделение (отделение гемодиализа) не значится.
В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 № 529н, амбулатории коммерческих организаций в качестве учреждений здравоохранения не указаны.
В любом случае амбулатория применительно к данному делу не является структурным подразделением государственной или муниципальной организации, в связи с чем положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», к спорным отношениям не применимы.
У суда не имеется оснований сомневаться в том, что Черненко О.С. занята осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, ее работа сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками и неблагоприятным воздействием различного рода факторов. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, должностной инструкцией старшей медицинской сестры (л.д. 27-29), справкой ... от 03.04.2019 б/н, согласно которой ... оказывает услуги по гемодиализу 268 пациентам, используя 46 аппаратов искусственной почки (л.д. 133). Однако только указанные обстоятельства не определяют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 1920-О).
Ссылку истца на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П суд считает несостоятельной. В названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации речь идет о праве лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являвшихся государственными (муниципальными). ... изначально создано не в форме учреждения, а в форме коммерческой организации, работа в которой не дает права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Таким образом, пенсионным органом обоснованно не включен в специальный стаж период работы истца с 05.02.2016 по 15.10.2018 в качестве старшей медицинской сестры в ...
На момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости, т.е. на 16.10.2018, специальный стаж истца составлял 28 лет 4 мес. 6 дней, указанной продолжительности специального стажа недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следовательно, судом не может быть удовлетворено требование Черненко О.Н. о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости с 16.10.2018.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Черненко О.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о возложении обязанности включить период работы с 05.02.2016 по 15.10.2018 в качестве старшей медицинской сестры в ... в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 16.10.2018 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Е. Бутенко