Судья Перченко Н.Л. Дело № 33а-687/2019
Докладчик Качура И.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2019 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Качура И.О.,
судей Лихачевой С.А., Неволиной Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства материал по частной жалобе Региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина», Сахалинской областной общественной организации «Группа помощи морским животным «Друзья океана», Сахалинской областной общественной организации «Клуб «Бумеранг», Малыгиной Ю.В. , Козлова В.А. на определение судьи Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о возврате административного искового заявления в части требования об оспаривании Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в Приказ Минсельхоза России ДД.ММ.ГГГГ №».
Изучив представленный материал, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина», Сахалинская областная общественная организация «Группа помощи морским животным «Друзья океана», Сахалинская областная общественная организация «Клуб «Бумеранг», Малыгина Ю.В., Козлов В.А. обратились в Южно-Сахалинский городской суд с административным иском к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральному агентству по рыболовству, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования о признании незаконными и нарушающими права и законные интересы граждан: Приказа Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в Приказ Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №», Приказа Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ №, Приказа Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями, внесенными Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ) «О распределении между пользователями, в отношении которых принято решение о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов Волжско-Каспийского и Дальневосточного рыбохозяйственных бассейнов для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях в 2018 году», решения заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству С. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении изменений № в Планы работ при осуществлении рыболовства в культурно-просветительских целях на 2018 год ООО «А. », решения заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству С. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении изменений № в Планы работ при осуществлении рыболовства в культурно-просветительских целях на 2018 год ООО «Б. », решения заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству С. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении изменений № в Планы работ при осуществлении рыболовства в культурно-просветительских целях на 2018 год ООО «Д. », решения заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству С. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении изменений № в Планы работ при осуществлении рыболовства в культурно-просветительских целях на 2018 год ООО «С. »; признании незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы граждан бездействия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, выразившегося в непринятии решения о безвозмездном изъятии из незаконного владения ООО «А. », ООО «Б. », ООО «Д. », ООО «С. » незаконно добытых (выловленных) 11 косаток и 87 белух и выпуске их в естественную природную среду; возложении обязанности на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования устранить нарушение прав, свобод и законных интересов граждан путем принятия решения о безвозмездном изъятии из незаконного владения ООО «А. », ООО «Б. », ООО «Д. », ООО «С. » незаконно добытых (выловленных) 11 косаток и 87 белух и выпуске их в естественную природную среду в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; возложении обязанности на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования сообщить административным истцам об исполнении решения суда по административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 31 января 2019 года административное исковое заявление в части требования о признании незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы граждан Приказа Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в Приказ Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №» возвращено административным истцам.
Не согласившись с определением судьи, представителем административных истцов Лисицыной Н.А. подана частная жалоба, в которой просит определение судьи отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований к возврату административного иска в части. Настаивает на том, что оспариваемый Приказ Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в Приказ Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №» не является нормативным правовым актом, в связи с чем требование по его оспариванию подлежит рассмотрению Южно-Сахалинским городским судом в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Письменных возражений на частную жалобу не поступило.
На основании части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства, без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения судьи.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление в случае, если дело не подсудно данному суду.
Частью 4 статьи 2 Федерального конституционного закона от 05 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен перечень административных дел, подсудных Верховному Суду Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, в том числе, об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
На основании статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Возвращая административное исковое заявление в части, судья исходил из того, что административное исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта, принятого Министерством сельского хозяйства Российской Федерации подлежит рассмотрению Верховным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции.
Судебная коллегия находит выводы судьи правильными, основанными на нормах процессуального права.
Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов, производства, переработки и реализации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, а также в сфере охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации.
Как верно указано судом первой инстанции Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в общий допустимый улов водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийских морях на 2018 год, утвержденный Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ №. Таблица 6 «Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн» в разделе «Охотское море» дополнена строкой, предусматривающей объемы улова косатки, и является нормативным правовым актом.
Согласно постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года № 17-П и 31 марта 2015 года № 6-П нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.
Признаки нормативного правового акта приведены в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Учитывая, что Приказ Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> «О внесении изменения в Приказ Минсельхоза России ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» обладает нормативными свойствами, позволяющими применять его в качестве акта общего характера, распространяющего свое действие на определенной территории, адресованного неопределенному кругу лиц и являющегося обязательным для неопределенного круга лиц, принят федеральным органом исполнительной власти, административное дело в указанной части не подсудно Южно-Сахалинскому городскому суду.
Доводы, изложенные в частной жалобе основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы судьи первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного постановления, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
определение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 31 января 2019 года оставить без изменения, частную жалобу представителя Региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина», Сахалинской областной общественной организации «Группа помощи морским животным «Друзья океана», Сахалинской областной общественной организации «Клуб «Бумеранг», Малыгиной Ю.В. , Козлова В.А. - Лисицыной Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Качура И.О.
Судьи Лихачева С.А.
Неволина Е.В.