Дело № 2-358/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Родионова А.В.,
при секретаре судебного заседания Михеевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Объячево
16 октября 2017 года гражданское дело по иску Патракеева С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента за ее обращением,
установил:
Патракеев С.В. обратилась в суд к ГУ УПФР в Прилузском районе (межрайонное) с иском о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период службы в рядах Советской Армии СССР в период времени с 03.07.1986 по 05.06.1988 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что Патракеев 13.03.2017 года обращался в ГУ УПФР в Прилузском районе (межрайонное) за досрочным назначением пенсии, в связи с наличием специального трудовой стажа 25 лет педагогической деятельности, однако в назначении пенсии было отказано, в связи с недостаточностью педагогического стажа. В льготный стаж, в том числе не был включен период службы в армии, что противоречит постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №. Не согласившись с решением пенсионного фонда, истец обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец на доводах искового заявления настаивает.
Представитель ответчика иск не признает по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев пенсионное дело Патракеева С.В., суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ст. 55 Конституции).
Судом установлено, что с 01 сентября 1985 года Патракеев С.В. зачислен в число студентов 1 курса Индустриально-педагогического факультета Коми педагогического института. 22 июня 1986 года Патракееву С.В. предоставлен академический отпуск в связи с призывом в ряды Советской Армии с 22.06.1986 по 01.07.1988 года. 15 августа 1992 года Патракеев С.В. окончил Коми педагогический институт и в этот же день был принят на работу на должность учителя технического труда в Визиндорскую среднюю школу Сысольского района, в которой Патракеев С.В. продолжает работать уже в должности преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности.
13 марта 2017 года Патракеев С.В. обратилась в ГУ УПФР в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) за установлением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При решении вопроса об установлении досрочной пенсии истцу Управлением были рассмотрены следующие документы: диплом серии ФВ №, военный билет серии НЮ №, трудовая книжка серии АТ-V № от 28.02.1989 года; справка с военкомата от 13 марта 2017 года №, уточняющие справки от 10.03.2017 года; сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за период после 21.10.1997 года.
Между тем, решением ГУ УПФ РФ в Прилузском районе (межрайонное) № от 13 июня 2017 года Патракееву С.В. отказано в установлении пенсии в связи с недостаточностью стажа педагогической деятельности. При этом, продолжительность стажа работы по педагогической деятельности определен в 24 года 01 месяц 17 дней.
В стаж работы по педагогической деятельности истца УПФР не засчитан период службы в рядах Советской Армии СССР с 03.07.1986 по 05.06.1988 года, оспариваемый истцом.
Как следует из смысла ст. 37 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Исходя из подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 ст. 30 ФЗ № 400, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ст. 3 Закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ст. 4 Закона).
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Списком № 781, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года среди учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, предусмотрены «школы всех наименования», должность – «учитель».
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
Таким образом, учитель Визиндорской средней школы Патракеев С.В. является лицом, который имеет право на досрочную страховую пенсию.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О изложил правовую позицию, согласно которой положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения истцом службы в армии являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №.
В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях. Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия.
Согласно справке военного комиссара Сысольского, Койгородского и Прилузского районов Республики Коми от 21.09.2017, младший сержант запаса Патракеев С.В. проходил службу по призыву с 03.07.1986 по 05.06.1988 года в должности командира отделения артиллерийской разведки.
Данные обстоятельства не оспариваются и представителем ответчика.
Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеуказанных правовых норм, поскольку для назначения пенсий за выслугу лет учителям в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, в стаж работы истца в связи с педагогической деятельностью, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит включению служба в Армии с 03.07.1986 по 05.06.1988 года, в связи с чем в данной части требования истца подлежат удовлетворению.
Довод ответчика в обоснование отказа включить период военной службы в стаж работы по специальности, который сводится к утверждению о том, что истцом на момент утраты силы Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 (на 01 октября 1993 года) не было выработано 2/3 стажа, основан на неправильном толковании закона.
Анализируя пенсионное законодательство, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П указал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ряда статей Конституции Российской Федерации.
В связи с изложенным, при решении вопроса о досрочном назначении пенсии по старости работникам просвещения в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года №, наличие требуемых 2/3 специального стажа необходимо устанавливать на момент обращения работника с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, для назначения пенсии.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент обращения (13.03.2017) Патракеева С.В. в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) требуемые 2/3 специального стажа у истца имелись в наличии.
Доводы ответчика о том, что период службы истца в рядах Советской Армии не может быть включен в педагогический стаж из-за того, что после указанного периода истец осуществил деятельность, не связанную с педагогической, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку истец в период академического отпуска проходил службу в армии, а после окончания института был принят на работу на должность школьного учителя.
Рассматривая требования истца о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, суд руководствуется следующим.
С учётом включения в стаж педагогической деятельности периода службы в армии, который, по мнению суда, необоснованно исключен пенсионным органом из стажа истца, стаж педагогической деятельности Патракеева С.В. на момент его обращения за назначением пенсии (13.03.2017г.) составит 26 лет 20 дней, что дает право на назначение досрочной трудовой пенсии, в связи с чем, требования Патракеева С.В. в данной части подлежат удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать понесенные по делу судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Патракеева С.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента за ее обращением – удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) № от 13 июня 2017 года в части исключения из стажа работы Патракеева С.В. в связи с педагогической деятельностью, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода службы в рядах Советской Армии СССР с 03.07.1986 по 05.06.1988 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) включить Патракееву С.В. в стаж работы в связи с педагогической деятельностью, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном исчислении, период службы в рядах Советской Армии СССР с 03.07.1986 по 05.06.1988 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) назначить Патракееву С.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента за её обращением, т.е. с 13 марта 2017 года.
Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми в пользу Патракеева С.В. судебные расходы в виде расходов по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 18.10.2017