Дело № 5-134/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кемерово 28 апреля 2017 года
Судья Кемеровского районного суда Кемеровской области Колосовская Н.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «Ровер», юридический адрес: 659700, г. Горно-Алтайск ул. Чорос-Гуркина, 29,
установил:
В отношении юридического лица ООО «Ровер»шахта 24.04.2017 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указано, что 24.04.2017г. в 11-00 часов выявлены и обнаружены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно ООО «Ровер» эксплуатирует опасный производственный объект «разрез угольный № 1 «Глушинский» допустило нарушение требований промышленной безопасности, проектной документации «Техническое перевооружение участка разреза «Глушинский» ООО «Ровер» и плана развития горных работ на 2016г., утверждённого техническим директором ООО «Ровер» и согласованного Сибирским управлением Ростехнадзора.
В результате этого на горном участке при отработке угольного пласта Волковский в 1 квартале 2016 года на протяжении 600 метров в районе профильных линий 255 - 260, на горизонте +125, +130 образовалась опасная зона "Высокий уступ" высотой до 60 метров, при проектной высоте уступа по вскрыше - 15 метров, по добыче -10 метров. Добычные работы в объеме 21 тыс. тонн по пласту Волковский, производились в опасной зоне, что представляет угрозу для жизни и здоровья персонала ООО «Ровер» при обрушении, скатывании кусков породы с выше лежащих горизонтов.
В вышеуказанной опасной зоне также допущены следующие нарушения:
- заужена ширина рабочих площадок. Проектом предусмотрена ширина рабочих площадок не менее 36,7 метров, фактически на момент проверки ширина рабочих площадок местами составляет менее 27 метров;
- заужена ширина технологических автодорог. Проектом предусмотрена ширина проезжей части не менее 19,5 метров, фактически на момент проверки ширина проезжей части местами составляет менее 15 метров;
- отсутствуют бермы безопасности между уступами, предусмотренные проектом;
- углы откоса уступов не соответствуют проектным. По проекту угол откоса уступов должен составлять от 66 до 70 градусов, по факту углы откосов уступов высотой более 15 метров, местами достигают 75 градусов, что не обеспечивает устойчивость рабочего борта. Не выполняются согласованные ПРГР мероприятия по ликвидации отставания вскрышных и добычных работ, допущенных за 2015 год.
Все перечисленные нарушения требований промышленной безопасности представляют угрозу для жизни и здоровья обслуживающего персонала ООО «Ровер».
Работа экскаватора ЭКГ-10 № 244 по ликвидации опасной зоны была начата 01.06.2016 года, но до настоящего времени состояние рабочего борта не приведено к проектным параметрам, угроза для жизни и здоровья персонала ООО «Ровер» не устранена.
Нарушены: ст.9 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 11, 47, 77 "Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом" (ПБ 05-619-03).
Представитель ООО «Ровер» Цориев Т.И., действующий на основании доверенности, вину юридического лица и выявленные нарушения не оспаривал, пояснил, что в настоящее время выявленные нарушения не устранены ввиду отсутствия финансов.
Представители Сибирского управления Ростехнадзора Варламов Н.С., Доброва Ж.В..., действующие на основании доверенности, пояснили, что постановлением судьи Кемеровского районного суда от 25.01.2017г. ранее была приостановлена деятельность юридического лица в связи с выявленным нарушением и созданием угрозы жизни и здоровью людей, 24.04.2017г. проведена вновь проверка и было установлено, что выявленные нарушения имеют место и не устранены, таким образом в случае возобновления горных работ на пласту Волковский возникает непосредственная угроза для людей, в случае их попадания в опасную зону, может возникнуть обрушение откоса уступа, а также скатывание кусков породы с вышележащих горизонтов, что может привести к травмированную людей. В ходе проверки было установлено, что опасная зона на местности не обозначена предупредительными знаками. Действия и контроль со стороны Сибирского управления Ростехнадзора направлены на предупреждение возникновения угрозы жизни и здоровья людей.
Выслушав представителя юридического лица, представителей Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
С учетом изложенного, действия филиала АО «Черниговец» шахта «Южная» необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положением о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с использованием недрами, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
Вина юридического лица в нарушении требований промышленной безопасности подтверждается протоколом об административном правонарушении от 20.01.2017 г. № 30-02-004, актом проверки № 68-30-02-037 от 24.04.2017г.
В соответствии с п.п.11, 47, 77 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом (ПБ 05-619-03), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.05.2003 года № 45:
- отклонения от проектной документации в процессе строительства, эксплуатации, консервации и ликвидации разрезов не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию, подлежат экспертизе промышленной безопасности (п. 11);
- организации, занятые разработкой угольных месторождений открытым способом, обязаны обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов и норм по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов (программ) развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе пользования недрами и ее сохранность; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
выполнение лицензионных условий (п. 47);
- границы опасных зон на местности следует обозначать предупредительными знаками, ограждениями или предохранительными валами (п. 77).
В соответствии с ч.1 ст.9 Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положением о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с использованием недрами, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
С учетом изложенного, действия ООО «Ровер» необходимо квалифицировать по ч.1 ст.9.1 КРФ об АП, как грубое нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии с примечанием к ст.9.1 КРФ об АП под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Судья считает, что нарушения требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, допущенные ООО «Ровер», являются грубыми, поскольку отступления от проектной документации "Техническое перевооружение разреза "Глушинский" ООО «Ровер» и плана развития горных работ на 2016 год создают реальную угрозу обрушения горной породы с вышележащих горизонтов, что при имеющихся нарушениях требований промышленной безопасности, указанных в протоколе об административном правонарушении, создается реальная угроза жизни и здоровью людей.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность - повторное совершение однородного административного правонарушения, и считает, что в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей наказание должно быть назначено только в виде административного приостановления деятельности производственного участка.
Протоколом о временном запрете деятельности от 24.04.2017 г. № 30-02-054 запрещена эксплуатация опасного производственного объекта Разрез угольный № 1 ("Глушинский") регистрационный номер А 63-02046-0008 по ведению горных работ ниже горизонта +130 угольного пласта Волковский с 16-30 часов 24.04.2017 г.
Учитывая характер допущенных нарушений, то обстоятельство, что наказание не должно повлечь для юридического лица неблагоприятные последствия, а также мнение представителя Кемеровского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского Управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части сроков устранения нарушений, судья считает необходимым назначить срок административного приостановления деятельности в девяносто суток.
Судья считает, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В соответствии с ч.2 ст.3.12 КРФ об АП срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
В соответствии с п.23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась. В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности.
В соответствии с ч.3 ст. 32.12 КРФ об АП административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КРФ об АП судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ООО «Ровер», зарегистрированное по ул. Чорос - Гуркина, 29 г. Горно-Алтайск Республика Алтай, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.10.2002 года, идентификационный номер налогоплательщика ИНН 0411003512, осуществляющее деятельность на опасном производственном объекте Разрез угольный №1 ("Глушинский") регистрационный номер А 63-02046-0008 по ведению горных работ ниже горизонта +130 угольного пласта Волковский, расположенном в Кемеровском районе, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КРФ об АП и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта Разрез угольный №1 ("Глушинский") регистрационный номер А 63-02046-0008 по ведению горных работ ниже горизонта +130 угольного пласта Волковский, расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район на срок девяносто суток.
В срок административного приостановления деятельности зачесть срок временного запрета деятельности с 16-30 часов 24.04.2017 г.
Постановление подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: подпись