Дело № 2а-269/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кораблино Рязанской области 03 октября 2017 г.
Кораблинский районный суд Рязанской области в составе судьи Васильевой В.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску прокурора Кораблинского района Рязанской области в интересах неопределённого круга лиц к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о признании бездействия незаконным и побуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кораблинского района Рязанской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с названным административным иском, указав, что проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на участках автомобильной дороги «<данные изъяты>» проходящей по населенным пунктам – <адрес>. В ходе проверки установлено, что указанная автомобильная дорога, идентификационный номер № протяженностью 29,4 км включена в перечень автодорог общего пользования регионального и межмуниципального значения с присвоением им идентификационных номеров. При этом установлено, что участки автомобильной дороги «<данные изъяты>» проходящей по населенным пунктам – <адрес> не оборудованы стационарным электрическим освещением. Доказательством данных нарушений являются акты инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД «Кораблинский» от ДД.ММ.ГГГГ о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда и фототаблицы к ним. Указанные нарушения законодательства создают реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения. В связи с изложенным прокурор просил суд признать незаконным бездействие административного ответчика, связанное с непринятием мер по установлению стационарного электрического освещения по нормам, регламентированным СП 52.13390.2011 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95» на участках автомобильной дороги «Рязань-Ряжск-Ал.Невский-Данков-Ефремов», проходящих по населенным пунктам – <адрес>; возложить на административного ответчика обязанность устранить выявленные нарушения, установить стационарное электрическое освещение по нормам, регламентированным СП 52.13390.2011 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95» на участках автомобильной дороги «<данные изъяты>», проходящих по населенным пунктам – <адрес>, в течение 26 месяцев со дня вынесения решения.
Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении настоящего дела.
В силу ч. 1 ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Проверив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (часть 1); обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2).
Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст с 1 июля 2008 года введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст, в разделе 4 "Требования к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения" которого предусмотрена необходимость стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам (пп. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007).
Согласно пункту 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров. (регламентированы СП 52.13390.2011 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»).
Статьей 11 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.10.2007 г. N 257-ФЗ установлено, что осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения, установление классификации работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог отнесено к полномочиям Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 3 указанного Федерального закона N 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 6, 12 статьи 3 Закона). Под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 Закона).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом установлено, что участок автомобильной дороги «<данные изъяты>» Кораблинского района Рязанской области, идентификационный номер № протяженностью 29,4 км., автодорога общего пользования регионального значения находится в собственности Рязанской области и в оперативном управлении Минтранса Рязанской области (Постановление Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ №).
Имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, в том числе проведенная прокуратурой Кораблинского района Рязанской области совместно с инспектором ДПС гр. ДПС ОГИБДД МОМВД России «Кораблинский» ФИО1 проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, актов выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда обследования автомобильной дороги «<данные изъяты>» (68+490-97+890) протяженностью 29,4 км автодороги общего пользования регионального значения, на участках проходящих по населенным пунктам - <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствуют о том, что вдоль дороги на всем протяжении указанных населенных пунктов и за его пределами на расстоянии 100 метров от них отсутствует стационарное электрическое освещение, что свидетельствует о недостатках в содержании дороги, а именно об отсутствии искусственного освещения на всей протяженности участка.
При таких обстоятельствах, учитывая, что министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в соответствии с требованиями действующего законодательства и технических регламентов в настоящее время осуществляет сохранность автомобильных дорог, а также организацию дорожного движения транспортных средств и безопасных условий такого движения подобный факт является прямым нарушением ФЗ № 257-ФЗ, ФЗ № 196-ФЗ, что может повлечь за собой реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения на вышеуказанном участке автомобильной дороги. Жизнь и здоровье, которых являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством (ч.2 ст. 2 ГК РФ). Выявленные в ходе проверки нарушения не устранены.
Административный ответчик – Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области административный иск не признал, о чём указал в своём отзыве на административное исковое заявление. Указал, что для проведения требуемых мероприятий по освещению участка указанной автомобильной дороги необходимо 26 месяцев с момента открытия финансирования.
Как следует из материалов отзыва Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области согласно Постановления Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров» автомобильная дорога «<данные изъяты>» Кораблинского района Рязанской области, идентификационный № ОП РЗ 61К-006 протяженностью 29,4 км, автодорога общего пользования регионального значения находиться в собственности Рязанской области и в оперативном управлении Минтранса Рязанской области. Законом Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016-2017 годов», государственной программой Рязанской области «Дорожное хозяйство 2014-2022 годов» не предусмотрено финансирование работ по строительству, в том числе проектированию освещения на вышеназванном участке автомобильной дороги регионального значения, проходящей по населенным пунктам Кораблинского района, в связи с чем не был и разработан проект по устройству освещения. На сегодняшний день, в соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ № выполняются работы по выполнению проектно-изыскательских работ на устройство искусственного электроосвещения
Однако, при указанных выше обстоятельствах, стационарное электрическое освещение на участках автомобильной дороги «<данные изъяты>», соответствующее нормам, регламентированным СП 52.13390.2011 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95», не установлено, что свидетельствует о наличии бездействия со стороны административного ответчика. Анализируя установленные по делу обстоятельства, прихожу к выводу о том, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области должным образом не исполняет возложенные на него в соответствии с действующим законодательством обязанности по установлению стационарного электрического освещения на участках автомобильной дороги «<данные изъяты>», проходящей по населенным пунктам – <адрес>, в связи с чем нарушаются права граждан РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в соответствии с требованиями действующего законодательства и технических регламентов в настоящее время осуществляет сохранность автомобильных дорог, а также организацию дорожного движения транспортных средств и безопасных условий такого движения, суд приходит к выводу об удовлетворении требований, заявленных прокурором Кораблинского района о возложении на компетентный орган – Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области обязанности по устранению выявленных нарушений.
Решая вопрос об установлении срока для совершения вышеуказанных действий, суд полагает, что с учётом мнения административного ответчика, указанный срок может быть установлен в течение 26 месяцев со дня вынесения решения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 298 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Кораблинского района Рязанской области в интересах неопределённого круга лиц к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о признании бездействия незаконным и побуждении к совершению действий – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по установлению стационарного электрического освещения по нормам, регламентированным СП 52.13390.2011 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95» на участках автомобильной дороги «<данные изъяты>», идентификационный номер № проходящих по населенным пунктам – <адрес>.
Обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения, установив стационарное электрическое освещение по нормам, регламентированным СП 52.13390.2011 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95» на участках автомобильной дороги «<данные изъяты>», идентификационный номер № проходящих по населенным пунктам – <адрес>.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения
Судья подпись В.Н. Васильева
Копия верна.
Судья В.Н. Васильева