адм. дело № 2а-160/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 апреля 2017 года г. Сураж
Суражский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Зайцева С.Я., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суражского района Брянской области к Администрации Лопазненского сельского поселения Суражского района Брянской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению действий по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости – места захоронения (кладбища) по адресу: <адрес>,
установил:
прокурор Суражского района Брянской области обратился в суд с указанным административным иском ДД.ММ.ГГГГ.
Из него следует, что прокуратурой Суражского района проведена проверка исполнения законодательства по содержанию мест захоронения на территории Лопазненского сельского поселения Суражского района Брянской области. В ходе которой установлено, что на территории Лопазненского сельского поселения расположено бесхозяйное место захоронения (общественное кладбище) по адресу: <адрес>. Данное место захоронения административным ответчиком в собственность не оформлялось, и каких-либо мер для его регистрации им не предпринималось. Законом Брянской области от 05.12.2014 года № 80-З «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в том числе в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйное недвижимое имущество принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Отсутствие собственника указанного места захоронения (кладбища) влечет невозможность обеспечения сохранности данного объекта недвижимости, обеспечения санитарных условий в местах погребения. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Лопазненского сельского поселения Суражского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес> а также обязать администрацию Лопазненского сельского поселения Суражского района Брянской области принять меры по постановке бесхозяйного объекта недвижимого имущества – места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес> на учет в Межмуниципальном отделе по Суражскому и Мглинскому району Управления Росреестра по Брянской области.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству административный истец помощник прокурора Суражского района Брянской области Цыганок И.В. уточнил свои требования, просил обязать административного ответчика в течение шести месяцев принять меры по постановке бесхозяйного объекта недвижимого имущества – места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес> на учет в Межмуниципальном отделе по Суражскому и Мглинскому району Управления Росреестра по Брянской области.
Кроме того, административный истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика – глава Администрации Лопазненского сельского поселения Суражского района Брянской области Щигорцова Е.И. возражений относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства суду не предоставил.
На основании ст.ст. 291, 292 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Судом установлено, что на территории Лопазненского сельского поселения Суражского района Брянской области по адресу: <адрес> имеется бесхозяйное место захоронения – общественное кладбище.
Из уведомления Управления Росреестра по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что сведения о правообладателе на данный объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. (л.д. 5)
Согласно сообщению Лопазненской сельской администрации Суражского района Брянской области, на территории Лопазненского сельского поселения расположено общественное место погребения (кладбище) по <адрес>. Общественное место погребения состоит на балансе администрации сельского поселения, технический учет кладбища не проводился. (л.д.6-7)
Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Законом Брянской области № 80-З от 05 декабря 2014 года «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» предусмотрено, что за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Объект недвижимого имущества – место захоронения (кладбище), расположенное по <адрес> ни за кем не закреплен и фактически никто должных мер по его содержанию не принимает, не обеспечивает сохранность данного объекта, то есть является бесхозяйным и подлежит постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Лопазненского сельского поселения Суражского района Брянской области никаких мер по постановке места захоронения (кладбища) на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества не предпринималось, что свидетельствует о бездействии административного ответчика.
Отсутствие собственника указанного места захоронения (кладбища) влечет невозможность обеспечения сохранности данного объекта недвижимости, обеспечения санитарных условий в местах погребения и может привести к нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц).
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Суражского района Брянской области законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая, что административному ответчику для исполнения настоящего решения необходимо оформить документы для регистрации указанного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, суд считает необходимым возложить на администрацию Лопазненского сельского поселения Суражского района Брянской области обязанность в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по постановке на учет вышеуказанного места захоронения (кладбища).
Суд считает, указанный срок исполнения решения разумным и достаточным для реализации требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 293-294 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление прокурора Суражского района Брянской области к Администрации Лопазненского сельского поселения Суражского района Брянской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению действий по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости – места захоронения (кладбища), удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Лопазненского сельского поселения Суражского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.
Обязать Администрацию Лопазненского сельского поселения Суражского района Брянской области в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по постановке бесхозяйного объекта недвижимого имущества места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес>, на учет в Межмуниципальном отделе по Суражскому и Мглинскому району Управления Росреестра по Брянской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд Брянской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Зайцев С.Я.