Дело № 3а-19/2017 29 марта 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Шепуревой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 29 марта 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Волова М.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Волов М.В. 29 декабря 2016 года обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФКП Росреестра) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012. Кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 2 532 846,40 руб. Указанная кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость земельного участка. В соответствии с отчетом об оценке № от 03 ноября 2016 года рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 05 июня 2012 года составляет 1 570 000 руб. В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ просит определить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
По определению суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра), Правительство Архангельской области, в качестве заинтересованных лиц - администрация МО «Котлас», Министерство имущественных отношений Архангельской области.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представители административных ответчиков ФКП Росреестра, Управления Росреестра, Правительства Архангельской области, заинтересованных лиц администрации МО «Котлас», Министерства имущественных отношений Архангельской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Из отзыва ФКП Росреестра на иск следует, что в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» филиал Учреждения с 01 января 2017 года не наделен полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Следовательно, ФКП Росреестра является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
Управление Росреестра в письменном отзыве сообщило, что в связи с установленной периодичностью проведения работ по государственной кадастровой оценке в 2012 году Росреестром было принято решение о проведении на территории Архангельской области работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Росреестром был заключен государственный контракт от 15.08.2012 № 85Д/2012 на выполнение работ по теме «Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель» с ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (исполнитель работ). В результате выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов исполнителем работ подготовлен отчет, дата оценки земельных участков 05 июня 2012 года. Экспертиза отчета осуществлена 14 ноября 2012 года саморегулируемой организацией оценщиков – НП «Кадастр-оценка». Поскольку исполнителем работ было представлено положительное экспертное заключение, то у Росреестра отсутствовали основания не принять результат работ. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп. Кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 2 532 846,40 рублей. Ни Россреестр, ни Управление не определяли кадастровую стоимость спорного земельного участка, не осуществляли сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки, не осуществляли проверку результатов работ. Управление Росреестра является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
В отзыве на иск Министерство имущественных отношений Архангельской области указало, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по итогам работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, заказчиком которых выступала Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, исполнителем - ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». Получив сведения о результатах государственной кадастровой оценки земель от Росреестра, Правительство Архангельской области утвердило их путем издания постановления от 18.12.2012 № 595-пп. Право административного истца установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости следует из положений ст. 66 Земельного кодекса РФ.
Правительство Архангельской области в отзыве на иск указало, что кадастровая стоимость земельного участка определена в результате работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, проведенных в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», заказчиком которых выступала Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, исполнителем – ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». Утверждая на территории Архангельской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, Правительство действовало в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий. Право административного истца установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости следует из положений ст. 66 Земельного кодекса РФ.
Выслушав пояснения представителя административного истца Солоницыной С.К., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Волов М.В. является собственником земельного участка с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Архангельской области № 595-пп от 18.12.2012 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, а также удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования и кадастровым кварталам.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно представленному истцом отчету об оценке, составленному ИП ФИО1, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № по состоянию на 05 июня 2012 года составляет 1 570 000 руб.
Данный отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности.
Административные ответчики, заинтересованные лица не оспорили отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, в связи с чем, оснований сомневаться в достоверности представленного истцом отчета у суда не имеется.
Кроме того, в материалы дела представлено положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», членом которой является оценщик ФИО1, составившая отчет об оценке, о подтверждении определенной в отчете стоимости объекта оценки и о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Таким образом, требование Волова М.В. об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
В соответствии с абз. 5, 6 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу п. 4 ч. 3 ст. 3 названного закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 данного закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи настоящего иска является 29 декабря 2016 года.
Новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная данным решением, в соответствии с абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» применяется с 01 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 570 000 рублей по состоянию на 05 июня 2012 года на период с 01 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 29 декабря 2016 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко