Дело №5-1539/2021
УИД 13RS0023-01-2021-004911-04
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
01 декабря 2021 года г. Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики МордовияЧибрикин А.К.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества "Тандер", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Леваневского, д. 185, ИНН № от 28.06.1996, ОГРН № от 12.08.2002,
установил:
02 октября 2021 г. в 10 часов 25 минут АО «Тандер» в здании магазина «Магнит» по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. 50 лет Октября, д.48, нарушило правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Республики Мордовия, введенные Указом Главы Республики Мордовия от 17 марта 2020 г. № 78-УГ «О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в частности пункт 9 Указа, а именно, осуществило обслуживание покупателя, находящегося без средств индивидуальной защиты (маска), работником, будучи ранее привлеченным за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть совершило правонарушение, предусмотренное частью второй статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (далее - КоАП Российской Федерации).
В судебном заседании защитник АО «Тандер» Гадеева Е.М., действующая на основании доверенности, представив письменные возражения относительно привлечения общества к административной ответственности, полагала, что АО «Тандер исполнило все требования Указа Главы Республики Мордовия от 17.03.2020г. №78-УГ в части соблюдения масочно-перчаточного режима.
Необходимости в допросе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, не усматриваю.
Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела не имеется.
Согласно части 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет привлечение к административной ответственности по части второй указанной статьи Кодекса – наложение штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 6 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в том числе, введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей; обеспечение своевременного информирования населения субъекта Российской Федерации о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях.
Согласно статье 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, находящегося на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
В силу пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ Правительство Российской Федерации издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение; принимает решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера; устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.)
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в Республике Мордовия принят Указ Главы Республики Мордовия от 17 марта 2020 г. № 78-УГ «О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Данным Указом Главы Республики Мордовия от 17 марта 2020 г. № 78-УГ «О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приняты определенные правила для граждан, юридических лиц при введении режима повышенной готовности.
Так, пунктом 9 Указа (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) с 13 мая 2020 г. на период действия режима повышенной готовности обязать организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в соответствии с частью первой настоящего пункта, производить обслуживание только при условии нахождения покупателей в средствах индивидуальной защиты органов дыхания (медицинских либо иных аналогичных им по защитным свойствам масках или респираторах) и средствах индивидуальной защиты рук (одноразовых перчаток), осуществлять обслуживание клиентов работниками, находящимися в средствах индивидуальной защиты органов дыхания (медицинских либо иных аналогичных им по защитным свойствам масках или респираторах) и средствах индивидуальной защиты рук (одноразовых перчатках), а также обеспечить путем продажи или безвозмездной раздачи на входе покупателям средств индивидуальной защиты органов дыхания (медицинских либо иных аналогичных им по защитным свойствам масок или респираторов) и средств индивидуальной защиты рук (одноразовых перчаток), обработку рук дезинфицирующими средствами.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что 02 октября 2021 г. в 10 часов 25 минут АО «Тандер» в здании магазина «Магнит» по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, пр. 50 лет Октября, д.48 осуществило обслуживание покупателя, находящегося без средств индивидуальной защиты (маска), работником, будучи ранее привлеченным за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Указанные действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации.
Ранее АО «Тандер» неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 20.6.1 КоАП РФ, что нашло свое подтверждение письменными материалами дела; защитником общества не оспаривалось.
Довод возражения о нарушении требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" нельзя признать состоятельным, поскольку проверка, порядок проведения которой регулируется указанным законом, в отношении общества не осуществлялась.
Факт совершения АО «Тандер» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности протоколом об административном правонарушении от 25.10.2021 (л.д. 5-10), актом фиксации нарушений № 70 от 02.10.2021 (л.д. 31), а также другими материалами дела оцененными судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений у суда не вызывает, поскольку они последовательны, согласованы между собой и получены с соблюдением норм действующего законодательства.
Таким образом, совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности общества в совершении вменённого ему деяния.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек. Оснований для прекращения дела об административном правонарушении не имеется, в том числе на основании п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ (в связи с малозначительностью).
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП Российской Федерации. При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания, суд, в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, учел характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, определил меру наказания в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП Российской Федерации в виде административного штрафа.
Назначение наказания в виде административного штрафа отвечает принципам административной ответственности и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Нарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП Российской Федерации влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Кроме того, необходимо принять во внимание, что многие отрасли российской экономики пострадали от вызванного пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19); в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы была приостановлена (ограничена). Указанное обстоятельство является общеизвестным фактом, не требующим документального подтверждения.
Приведенные данные, оцениваемые в совокупности, указывают на то, что в создавшихся условиях назначение АО «Тандер» административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей может свидетельствовать об избыточном государственном принуждении, необеспечении баланса основных прав юридического лица и общего интереса, состоящего в защите общества и государства от административных правонарушений.
С учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, финансового положения АО «Тандер» имеются основания для применения положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 20.6.1, ст.29.5, 29.9-29.11 КоАП Российской Федерации, судья
постановил:
признать акционерное общество «Тандер» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа: получатель: УФК по Республике Мордовия (Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, л/с №), ИНН №, КПП 132601001, ОКТМО 89701000, счет № № в Отделении НБ Республики Мордовия г. Саранск, БИК 018952501, код классификации дохода: 81111601202010000140, код администратора доходов: 811, ЕКС 40102810345370000076.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего кодекса.
На постановление судьи может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска или непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья А.К. Чибрикин