Дело № 2-2096 /2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 19 июля 2017 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
под председательством судьи Петровой Е.А.
при секретаре Рожковой Ю.В.,
с участием представителя истца М.А. – Чесноковой А.В., действующей на основании доверенности № от <дата>,
представителя ответчика Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Березники – Десятовой Н.С., действующей на основании доверенности от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Березники Пермского края гражданское дело по иску Можаева С.Ю. , Можаевой А.С. , действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних С.А. , М.А. , к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Березники о признании незаконным отказа в выдаче справки о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности выдать справку о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, о восстановлении в списках молодых семей,
у с т а н о в и л:
Можаев С.Ю., Можаева А.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних С.А. , М.А. , обратились в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Березники о признании незаконным отказа в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности выдать справку о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, о восстановлении в очереди. В обоснование иска указали, что являются участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» с 12.10.2011 под №. УИЗО администрации г. Березники 25.04.2017 уведомило, что семья Можаевых включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты. Письмом от 01.06.2017 № УИЗО администрации г. Березники отказало истцам в выдаче справки о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование отказа указано, что отец Можаева С.Ю. совершил действия, которые подпадают под положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ, а именно осуществил регистрацию в жилом помещении по адресу: <адрес>, чем намеренно ухудшил жилищные условия истцов. Отмечают, что с отказом УИЗО администрации г. Березники не согласны, поскольку жилое помещение по адресу: <адрес> находится в собственности М.Г. , которая в нем проживает, но не зарегистрирована. М.Г. по своему единоличному решению дала согласие на регистрацию в квартире М.Ю. Считают, что в данном случае ими не совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Просят признать незаконным отказ УИЗО администрации г. Березники в выдаче справки о признании молодой семьи, состоящей из Можаева С.Ю., Можаевой А.С., С.А. , М.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать УИЗО администрации г. Березники выдать молодой семье, состоящей из Можаева С.Ю., М.А. , С.А. , Можаева А.С., выдать справку о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признать незаконным решение УИЗО администрации г. Березники об исключении семьи Можаевых из списков молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы». Обязать УИЗО администрации г. Березники восстановить их молодую семью в прежней очереди участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».
Истец Можаев С.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Истец Можаева А.С. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя.
Представитель истца Можаевой А.С. – Чеснокова А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Указала, что истцы с 2013 года проживают отдельной семьей. В квартире по <адрес> проживают родители Можаева С.Ю. и его сестра. По адресу: <адрес> проживает брат Можаева С.Ю., отец истца лишь был зарегистрирован в данной квартире. В настоящее время квартира по <адрес> выставлена на продажу, в связи с чем отец истца – М.Ю. вынужден был сняться с регистрационного учета по данному адресу и встать на регистрационный учет по адресу: <адрес> С родителями истцы общее хозяйство не ведут, проживают отдельно разными семьями.
Представитель ответчика Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Березники – Десятова Н.С. с заявленными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отказе. Указал, что семья истцов не была исключена из списков молодых семей-претендентов. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края – Мартина Е.А., действующая на основании доверенности от <дата>, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в их отсутствие, представив письменные возражения.
Допрошенная в судебном заседании свидетель М.Е. пояснила, что Можаев С.Ю. приходится ей (свидетелю) родным братом. Указала, что Можаев С.Ю. со своей семьей проживает на съемной квартире. Около 10 лет назад Можаев С.Ю. перестал проживать в квартире по адресу: <адрес> С сентября 2016 года Можаев С.Ю. с семьей проживает на съемной квартире по адресу: <адрес>. В квартире по адресу: <адрес> проживают свидетель и их с братом родители. Отмечает, что отец всегда проживал по данному адресу, но зарегистрирован не был. Квартира по <адрес> была завещана бабушкой старшему брату Е. , который намерен ее продать. В связи с этим М.Ю. снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес> и встал на регистрационный учет по адресу: <адрес> Отмечает, что мать не признает за Можаевым С.Ю. право пользования квартирой по адресу: <адрес>
Свидетель З.А. в судебном заседании указал, что истцы Можаевы являются его друзьями. Ему (свидетелю) известно, что истцы всегда проживали на съемных квартирах. С конца 2016 года Можаевы проживают в квартире по адресу: <адрес>.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Спорные правоотношения сторон регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 (в ред. 25.08.2015 № 889).
Как следует из Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, участницей программы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Березниковской городской думы от 29.08.2006 № 197 установлена учетная норма площади жилого помещения – норма площади жилого помещения, применяемая для реализации данной программы, для постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в размере 12 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи – потенциального участника Программы.
Часть 1 статьи 51 ЖК РФ предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.
В соответствии с Постановлением Законодательного собрания Пермского края от 21.10.2010 № 2360 «О концепции долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» Правительством Пермского края была утверждена целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 – 2015 годы».
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1322-п была утверждена государственная программа «Семья и дети Пермского края».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 № 889 в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 были внесены изменения в части продления срока действия Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы.
Как следует из материалов дела, Можаев С.Ю. и Можаева А.С. с <дата> состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 8). Супруги имеют несовершеннолетнего ребенка М.А. , <дата> года рождения (л.д. 9), М.А. имеет также несовершеннолетнюю дочь С.А. , <дата> года рождения (л.д. 10).
Судом установлено, что 12.10.2011 семья Можаевых в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 № 1119-П об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» на основании представленных документов была включена в сводный список молодых семей для участия в программе под номером 1617 (л.д. 7).
Письмом № от 25.04.2017 Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Березники уведомило семью Можаевых о включении в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (л.д. 13).
На основе представленных истцом документов Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Березники своим письмом № от 01.06.2017 отказало Можаевой А.С. в выдаче справки о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что в настоящее время в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы 4 человека, однако до 14.04.2017 в данной квартире было зарегистрировано 3 человека. Действия по регистрации М.Ю. в квартире по <адрес> признаны Управлением имущественных и земельных отношений администрации г. Березники умышленными, направленными на ухудшение жилищных условий.
Суд не может согласиться с решением Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Березники об отказе в предоставлении истцам справки, подтверждающей, что их семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании следующего.
Можаева А.С. и ее дочь С.А. зарегистрированы по адресу: <адрес> что подтверждается справкой ООО «ЖПЭТ» от 05.06.2007 (л.д. 12).
Постановлением администрации г. Березники № от 01.06.2016 дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 85-86).
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах Можаевой А.С., С.А. на объекты недвижимого имущества отсутствуют, что подтверждается уведомлениями от 29.05.2017 (л.д. 61-62).
Можаев С.Ю. зарегистрирован по адресу: <адрес> Совместно с ним по указанному адресу зарегистрированы М.А. с 30.05.2014 по настоящее время, М.Ю. с 10.04.2017 по настоящее время, М.Е. с 26.03.2004 по настоящее время (л.д. 11).
Как следует из уведомлений от 29.05.2017, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Можаева С.Ю., М.А. на объекты недвижимого имущества (л.д. 69, 71).
Квартира по <адрес> находится в собственности матери истца Можаева С.Ю. – М.Г. (л.д. 79).
По данному делу юридически значимым и подлежащим установлению с учетом заявленных исковых требований является выяснение следующих обстоятельств: является ли М.Ю. членом семьи истцов, были ли его действия по снятию с регистрационного учета в квартире по <адрес> намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий по месту его регистрации по <адрес>; факт проживания истцов в квартире по <адрес>
В ходе судебного заседания установлено, что М.Ю. постоянно проживал в квартре по <адрес>, по <адрес> имел лишь регистрацию. Истцы с 2013 года по настоящее время снимают жилье, проживают отдельно от родителей Можаева С.Ю., совместного хозяйства с ними не ведут, общего бюджета не имеют. Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей М.Е. , З.А. , договором аренды квартиры от 01.09.2016 (л.д. 30-33).
Таким образом, суд приходит к выводу, что М.Ю. членом семьи истцов не является, в связи с чем, его действия по постановке на регистрационный учет в квартире по адресу: <адрес>, не могут повлиять на право истцов по включению в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Часть 2 статьи 51 ЖК РФ предусматривает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Вместе с тем, исходя из положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Следовательно, Жилищным кодексом РФ в качестве критерия для включения лица в состав члена семьи собственника жилого помещения важен факт не только близких родственных отношений или отношений возникающих вследствие регистрации брака, но и факт их фактического совместного проживания в одном жилом помещении.
В Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 258-О-О, разъяснено, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Суд приходит к выводу о том, что доводы Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Березники об оценке действий М.Ю. по постановке на регистрационный учет в квартире по <адрес>, как намеренном ухудшении жилищных условий, являются несостоятельными. Сам факт регистрации М.Ю. не может считаться ухудшением жилищных условий, поскольку жилищные условия истцов в связи с этим не изменились.
Таким образом, Можаева А.С. и Можаев С.Ю. на момент подачи заявления о выдаче справки о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий отвечали требованиям, предъявляемым к участникам Программы.
Оснований для удовлетворения требований истцов о восстановлении в прежней очереди в списке молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы не имеется, поскольку доказательств исключения истцов из данного списка не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ,
р е ш и л:
признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники от 1 июня 2017 года в выдаче справки о признании молодой семьи в составе четырех человек: Можаева С.Ю. , Можаевой А.С. , М.А. , С.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Признать молодую семью в составе четырех человек: Можаева С.Ю. , Можаевой А.С. , М.А. , С.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать Управление имущественных и земельных отношений администрации города Березники выдать молодой семье в составе четырех человек: Можаева С.Ю. , Можаевой А.С. , М.А. , С.А. справку о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники об исключении семьи Можаева С.Ю. , Можаевой А.С. из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, о восстановлении семьи в составе четырех человек: Можаева С.Ю. , Можаевой А.С. , М.А. , С.А. в прежней очереди в списке молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме (21.07.2017).
Судья (подпись) Е.А. Петрова
Копия верна. Судья