Решение
Именем Российской Федерации
06 июня 2017 года пос. Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Смольской Т.С.,
при секретаре Парчевской О.В.,
с участием: ответчика Джигель Л.П., представителя ответчиков Мохова Д.В., помощника прокурора Нижнеингашского района Костюкевич Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-127/2017 по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Джигель П. Е., Джигель В. А., Джигель Л. П. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, возложении обязанности о сдаче жилого помещения установленным порядком, снятии с регистрационного учета,
установил:
Истец Министерство обороны Российской Федерации обратился в суд с иском к ответчикам в котором просят (с учетом уточнений): признать Джигель П. Е., Джигель В. А., Джигель Л. П. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; обязать ответчиков сдать в установленном порядке жилое помещение; снять указанных лиц с регистрационного учета по данному адресу.
Заявленные требования мотивированы тем, что спорное жилое помещение относится к собственности Министерства обороны РФ. В целях реализации п. 8 приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года №1888 «Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» в части осуществления проверки использования по назначению жилых помещений специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ и в целях выявления лиц, незаконно их занимающих, работниками ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ проведена проверка использования служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно сведениям ООО «<данные изъяты>» от 20.01.2016 года исх. №, финансово-лицевой счет № открыт на имя Джигель П.Е., расчет коммунальных услуг производится на трех человек, задолженность по оплате коммунальных услуг по состоянию на 01.01.2016 года составляет 9 582,46 рублей. 14.05.2016 года работниками ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации проведено обследование с целью установления фактического проживания граждан в спорном жилом помещении, по результатам которого составлен акт, в котором отражено, что в жилом помещении, расположенном по вышеуказанному адресу дверь никто не открыл, со слов соседей в квартире проживает Джигель П.Е., но долгое время в ней не появляется. Согласно сведениям миграционного пункта УФМС России в Нижнеингашском районе от 13.05.2016 года (исх. №) Джигель П.Е. зарегистрирован в спорном жилом помещении с 1994 года и по настоящее время. Также в ходе проверки установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено Джигель П.Е. на период прохождения военной службы в войсковой части 21223. Согласно копии выписки из приказа командира войсковой части 21223 от 19.06.2002 года № следует, что прапорщик Джигель П.Е., инструктор военной команды противопожарной защиты и спасательных работ, уволен с военной службы приказом командующего Военно-воздушными силами от 23.04.2002 года №-ПМ в запас по истечении срока контракта прохождения военной службы. Из акта об отказе получения уведомления об освобождении служебного жилого помещения Министерства обороны РФ от 01.03.2016 года следует, что вручить уведомление Джигель П.Е. не представляется возможным в связи с тем, что данный гражданин не проживает по адресу: <адрес>, с 01.01.2016 года на территорию войсковой части 58661 через КПП № не проходил. Поскольку в настоящее время Джигель П.Е. перестал проходить действительную военную службу и утратил связь с Министерством обороны РФ, то ответчики подлежат выселению.
Истец - Министерство обороны Российской Федерации, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направил; согласно ходатайству просят рассматривать дело в отсутствие представителя истца, иск (с учетом уточнений требований) поддерживают в полном объеме.
Ответчики Джигель П.Е. и Джигель В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в своем ходатайстве просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик Джигель В.А. и представитель ответчиков Мохов Д.В. в судебном заседании исковые требования не признали, предоставили суду возражения, согласно которых считают, что жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. Решением Нижнеингашского районного суда от 25.06.2003 года установлено, что на момент предоставления ответчикам квартира не была признана служебным жилым помещением. Таким образом, на момент предоставления спорное жилое помещение не имело статуса служебного и прекращение права Джигель П.Е., Джигель В.А., Джигель Л.П. пользования данным жилым помещением с передачей его собственнику по основаниям, указанным в исковом заявлении недопустимо.
Третьи лица: ФКГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ; ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Отделение (территориальное г. Красноярск) ФГКУ «Центральное Региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, о причинах неявки не сообщили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора Нижнеингашского района Костюкевич Я.С., полагавшей, что требования истца подлежат полному удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 9 ГК РФ гражданин по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быт произвольно лишен жилища.
Статьями 92, 93 ЖК РФ установлено, что служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда; предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В соответствии с ч.1 ст. 102 ЖК РФ, договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Договор найма служебного жилого помещения в силу ст. 104 ЖК РФ, заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пп. "м" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053, Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Таким образом, Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Судом установлено, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства обороны России и передано на баланс ФГКУ «Сибирское управление имущественных отношений» Министерства обороны России, о чем представлены передаточный акт от 01.04.2011 года с приложенным к нему перечнем имущества, где значится жилой <адрес>.
Постановлением администрации Нижнеингашского района Красноярского края № от 28.12.2004 года (изданным на основании ходатайства Красноярской квартирно – эксплуатационной части Министерства обороны РФ, а также действовавшего в указанное время жилищного законодательства), вышеуказанному жилому помещению, расположенному на территории закрытого военного городка № 3 в/ч 21223 в п. Нижний Ингаш – 2 Нижнеингашского района Красноярского края, присвоен статус служебного жилого помещения (л.д. 16).
Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений уполномоченным органом не принималось.
В связи с прохождением военной службы Джигель П.Е., в период с 1992 года по 19.06.2002 года, по устному распоряжению командира войсковой части 21223 была предоставлена спорная квартира. Таким образом, Джигель П.Е. в период службы в в/части 21223 приобрел право на проживание в указанном жилом помещении, что подтверждается представленной суду копией решения Нижнеингашского районного суда от 25.06.2003 года, вступившего в законную силу. При этом как следует из указанного выше решения суда договор найма спорного жилого помещения был подписан сторонами не ранее 04.05.1999 года.
Согласно финансово – лицевого счета № (л.д. 15) Джигель П.Е. по-прежнему является квартиросъемщиком <адрес> военный городок № 3; дата прибытия в жилое помещение – 01.11.2010 года; основание заселения – разрешение командира в/части; за квартиросъемщиком числится задолженность по оплате жилищно – коммунальных услуг. Членами семьи Джигель П.Е. являются жена – Джигель В. А. и дочь Джигель Л. П..
Согласно справке ОУФМС России по Красноярскому краю в Нижнеингашском районе от 06.06.2017 года ответчик Джигель П.Е. в период с 27.09.1994 года по 04.05.2017 года был зарегистрирован в спорном жилом помещении, и с 16.05.2017 года имеет регистрацию по адресу: <адрес>; ответчик Джигель В.А. была зарегистрирована в спорном жилом помещении в период с 14.10.1994 года по 16.05.2017 года, с 16.05.2017 года имеет регистрацию по месту жительства в <адрес>; ответчик Джигель Л.П. зарегистрирована в спорном жилом помещении с 01.06.2001 года по настоящее время.
Доводы иска о предоставлении спорной квартиры Джигель П.Е. как военнослужащему, проходящему военную службу по контракту в в/части 21223, на основании разрешения командира части, на время службы, из государственного жилищного фонда, находящегося в ведении Минобороны РФ, ответчиками не оспарено, доказательств обратного суду не представлено.
Поэтому, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, в силу которой признание стороной обстоятельств на которых другая сторона основывает свои требования и возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств, суд признает доказанными вышеуказанные фактические обстоятельства.
Таким образом, на момент предоставления Джигель П.Е. квартиры по <адрес>, последний состоял в трудовых отношениях и проходил службу в войсковой части 21223 до июня 2002 года, спорная квартира располагалась на территории закрытого военного городка № 3 в/ч 21223 п. Нижний Ингаш.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Военный городок № 3 п. Нижний Ингаш, где расположено спорное жилое помещение, имел статус закрытого военного городка вплоть до 11.10.2011 года, что подтверждается Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 N 1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р».
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 21223 от 19.06.2002 года № 5 (л.д. 14) - прапорщика Джигель П.Е., инструктора военной команды противопожарной защиты и спасательных работ войсковой части 21223 по истечении срока контракта уволили с военной службы с зачислением в запас с 19 июня 2002 года (подпункт «б» п. 1 ст. 51 ФЗ).
В настоящее время ответчики не имеют права на обеспечение специализированным жилым помещением от Министерства обороны России, так как в организации, относящейся к Министерству обороны России, они не работают. Документов, подтверждающих наличие у ответчиков законных оснований для сохранения права пользования служебным жилым помещением, в материалах дела не содержится, суду не представлено.
Сами ответчики на протяжении длительного периода времени проживают – Джигель П.Е., Джигель В.А. в <адрес>, в квартире которая является их собственностью, что подтверждается представленными суду документами; Джигель Л.П. в г. <адрес>, работает ИП <адрес>, продавцом - консультантом. Судьбой квартиры не интересовались, ремонты в ней не проводили, жилищно-коммунальные услуги в полном объеме не оплачивали, из чего следует, что ответчики фактически не проявляли интереса к спорной квартире.
На основании пп. "к" п. 14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. № 25 в качестве пользователя специализированным жилым помещением наниматель обязан при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
С учетом установленных обстоятельств, Джигель П.Е. и члены его семьи ответчики Джигель В.А. и Джигель Л.П. после увольнения в 2002 году со службы, более не работали в организациях, относящихся к Минобороны России. На учете в качестве нуждающихся в получении жилья по договору социального найма из фонда Министерства обороны РФ он не состоят, право пользования жилым помещением, предоставленное на период военной службы, ответчиками утрачено.
При этом ответчики Джигель П.Е. и Джигель В.А. в настоящее время в мае 2017 года, после подачи иска в суд снялись с регистрационного учета.
Однако ответчик Джигель П.Е. прекратив службу в Вооруженных силах РФ, ключи от служебного жилья собственнику не передал. Ответчик Джигель Л.П., которая является дочерью ответчика Джигель П.Е. сама длительное время с 2009 года не проживает в служебном жилом помещении в <адрес>, однако сохраняет регистрацию в нем до настоящего времени, считая, что ввиду отсутствия у неё другого жилья на каком – либо праве, она имеет право пользования спорным жилым помещением, а кроме того заселение ее как члена семьи нанимателя, было произведено в спорное жилое помещение когда оно не имело статуса служебного жилого помещения.
Учитывая вышеизложенное в совокупности, оценив представленные в дело доказательства, суд полагает ошибочной, основанной на неверном толковании норм жилищного законодательства и ФЗ "О статусе военнослужащих", позицию ответчика Джигель Л.П. о наличии у нее права пользования спорным служебным жилым помещением, в том числе ввиду отсутствия прав на другое жилье и отсутствие статуса служебного помещения на момент заселения. Обстоятельство, связанное с тем, что у ответчика отсутствует иное жилое помещение, в котором она могла бы проживать, правового значения для разрешения данного спора не имеется. Как и не состоятелен довод ответчика Джигель Л.П. и ее представителя относительно отсутствия статуса служебного жилого помещения на момент заселения, по изложенным выше нормам закона.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 35,101,103 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что истец, которому принадлежит спорное жилое помещение вправе истребовать его из чужого незаконного владения, поскольку в связи с расторжением трудовых отношений с МО РФ Джигель П.Е., и отсутствием каких – либо трудовых отношений с Джигель В.А. и Джигель Л.П., последние утратили право пользования служебным жилым помещением, а Джигель Л.П. к тому же подлежит снятию с регистрационного учета по данному адресу, с возложением на них обязанности по акту приема – передачи жилого помещения сдать жилье собственнику, в связи с чем требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлина в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцом и ответчиков.
Суд считает необходимым в соответствии п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ взыскать с ответчиков в доход местного бюджета сумму государственной пошлины, от уплаты которой истец в силу действующего законодательства освобожден, в размере 600 рублей, в равных долях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Министерства обороны Российской Федерации, удовлетворить частично.
Признать Джигель П. Е., Джигель В. А. и Джигель Л. П. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Снять Джигель Л. П. с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Обязать Джигель П. Е., Джигель В. А. и Джигель Л. П. сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику отделения (территориальное г. Красноярск) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Джигель П. Е., Джигель В. А. и Джигель Л. П. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) рублей, в равных долях, с каждого по 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: