дело №2-703/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
судьи Баудер Е.В.,
при секретаре судебного заседания Козловой Л.С.,
рассмотрев 3 октября 2013 года в с.Выльгорт в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрации муниципального образования сельского поселения «Нювчим» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрации муниципального образования сельского поселения «Нювчим» о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной напротив <адрес> с.Нювчим на территории МО МР «Сыктывдинский» в срок до <дата>. В обоснование требований указано, что проведенной Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения санитарного законодательства в лесах на территории Нювчимского участкового лесничества ГУ Республики Коми «Сыктывкарское лесничество» выявлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов напротив <адрес> с.Нювчим.
В судебном заседании прокурор Липина С.М. поддержала исковые требования к администрации муниципального образования сельского поселения «Нювчим», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Уточнила исковые требования, просила суд возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «Нювчим» обязанность произвести сбор и вывоз твердых бытовых отходов с несанкционированного места размещения на территории МО МР «Сыктывдинский» в срок до <дата>; на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» – обязанность в срок до <дата> принять меры по утилизации и переработке отходов с места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов.
Представитель ответчика, администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Трефилова В.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что полномочия муниципального района и сельского поселения по утилизации и переработке бытовых отходов предусмотрены Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Однако обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена, в том числе, на ГУ Республики Коми «Сыктывкарское лесничество», поскольку несанкционированная свалка располагается на землях лесного фонда.
Представитель ответчика, администрации муниципального образования сельского поселения «Нювчим», Лыфарь Н.В., действующая на основании решения от 29.10.2012, иск прокурора не признала. Пояснила, что обязанности сельского поселения по сбору и вывозу мусора исполняются надлежащим образом, однако указанная свалка находится на землях лесного фонда, сформирована населением, не проживающим на территории сельского поселения, соответственно обязанность по ее ликвидации у сельского поселения не возникает.
Представитель третьего лица, ГУ Республики Коми «Сыктывкарское лесничество», Королева М.П., действующая на основании доверенности, требования прокурора поддержала. Указала, что уборка места образования бытового мусора на участках земель лесного фонда производится за счет нарушителя, а обнаруженные на свалке отходы относятся к отходам бытового происхождения, соответственно образованы от деятельности жителей, проживающих в ближайших населенных пунктах, а организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.
Представитель третьего лица, Сыктывдинского районного комитета по охране окружающей среды, Голомидова Е.В., действующая на основании приказа, требования прокурора поддержала, указав, что сбор и вывоз, утилизация и переработка мусора относится соответственно к полномочиям поселения и муниципального района.
Заслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков и представителей третьих лиц, не возражавших против рассмотрения дела после уточнения иска прокурором, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что напротив <адрес> с.Нювчим расположена несанкционированная свалка отходов 4 и 5 классов опасности для окружающей среды, объемом не менее 10 м3, общая площадь загрязнения составляет не менее 100 м2. Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждаются актом обследования от 31.05.2013, а также заключением специалиста №21 от 03.06.2013.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон).
Согласно статье 11 Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу статьи 51 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулируются законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В силу ч.1 ст.22 названного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. С указанными положениями корреспондирует статья 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В силу статьи 13 Федерального закона ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов относится к вопросам местного значения поселения. Вопросы утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в силу п.14 ч.1 ст.15 этого же Закона отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Таким образом, положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Кроме того, согласно п.17 ст.7 Устава муниципального образования сельского поселения «Нювчим», принятого решением Совета сельского поселения «Нювчим» № 17/01-5-23 от 17.01.2006, администрация сельского поселения обеспечивает организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п.13 ст.8 Устава муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», принятого решением Совета муниципального образования «Сыктывдинский» №29/2–2 от 17 февраля 2006 года, к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из анализа изложенного следует, что в целях обеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду законодателем закреплено, что публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципальных образований.
Материалами дела подтверждается, что несанкционированная свалка расположена на территории сельского поселения «Нювчим», земли которого входят в состав территории Муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» (ст. 3 Устава муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», принятого Советом МО «Сыктывдинский район» 17.02.2006 в ред. от 28.03.2013).
Установить собственника данных бытовых отходов не представилось возможным.
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
При таком положении дела, являются несостоятельными доводы представителей ответчика о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на ГУ Республики Коми «Сыктывкарское лесничество» либо на виновное в образовании свалки лицо, поскольку они не основаны на законе.
По убеждению суда, создание несанкционированной свалки подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиками прав на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, приведенные положения действующего законодательства, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «Нювчим» обязанность в срок до <дата> произвести сбор и вывоз твердых бытовых отходов с несанкционированного места размещения, расположенного напротив <адрес> с.Нювчим Сыктывдинского района Республики Коми.
Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность в срок до <дата> года принять меры по утилизации и переработке отходов с несанкционированного места размещения, расположенного напротив <адрес> с.Нювчим Сыктывдинского района Республики Коми.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 8 октября 2013 года.
Судья Е.В. Баудер