дело № 2-1-14/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2020 года г. Сенгилей
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Бессольцевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Черкасова В.М. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Черкасова В.М. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что в связи с обращением Черкасова В.М. о нарушении руководством ООО «Сенгилеевский цементный завод» законодательства при расселении жителей из санитарно-защитной зоны прокуратурой Сенгилеевского района Ульяновской области проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области выдано ООО «Сенгилеевский цементный завод» разрешение на строительство объекта капитального строительства - завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1200000 тон в год по адресу: <адрес>
Срок действия данного разрешения неоднократно продлевался и действует до ДД.ММ.ГГГГ.
Строящейся цементный завод относиться к предприятиям 2 класса опасности.
Согласно экспертному заключению, утвержденному главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, санитарно - защитная зона для проектируемого цементного завода предварительно установлена в 300 м. Жители домов, подпадающие в границы предварительной санитарно – защитной зоны, подлежат расселению.
Черкасова В.М. является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>
Несмотря на то, что указанное домовладение входит в предварительную санитарно – защитную зону, но ООО «Сенгилеевский цементный завод» не принимает мер по переселению Черкасова В.М. из этой зоны.
Непринятие мер по переселению из санитарно – защитной зоны нарушает права Черкасова В.М. на благоприятную окружающую среду.
В связи с этим, прокурор просит возложить на ООО «Сенгилеевский цементный завод» обязанность переселить Черкасова В.М. из предварительной санитарно – защитной зоны завода путем предоставления благоустроенного жилого помещения с аналогичными или улучшенными условиями проживания.
В судебном заседании помощник прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области Нягусев Д.В. и истец Черкасов В.М. исковые требования поддержали, доводы привели в целом аналогичные тем, что изложены в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Сенгилеевский цементный завод» по доверенности Павлушкина О.А. исковые требования истца не признала, суду пояснила, что требования прокурора заявлены преждевременно, окончательная санитарно – защитная зона до настоящего времени не установлена, а кроме того, каких – либо объективных данных, свидетельствующих о нарушении прав Черкасова В.М. В. на благоприятную окружающую среду, не имеется.
Третьи лица – администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, ООО «Центр гигиены и экологии», ООО «Экологические системы», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвовавших в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду.
При этом, прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с п. 3 ст. 44, п. 2 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности, такие зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 5 октября 2011 года администрацией МО «Сенгилеевский район» ООО «Сенгилеевский цементный завод» выдано разрешение на строительство завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год по адресу: <адрес>
Срок действия данного разрешения с учетом неоднократного продления определен до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено и не оспаривается сторонами, до настоящего времени предприятие в эксплуатацию не введено.
Из экспертного заключения № от 21 июня 2010 года, утвержденного главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, следует, что проектируемый цементный завод относится к предприятиям II класса опасности, санитарно-защитная зона предварительно установлена в 300 м.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области выдано санитарно – эпидемиологическое заключение от 29 июня 2017 года на проект обоснования расчетной (предварительной) санитарно – защитной зоны для завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1,2 млн. тонн в год одной технологической линией размером 300 метров от границы территории промплощадки по всем направлениям для ООО «Сенгилеевский цементный завод», по адресу: <адрес>.
Черкасова В.М. является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>
Прокурора полагает, что указанное домовладение входит в предварительную санитарно – защитную зону, а поэтому Черкасова В.М необходимо переселить из этой зоны.
Данное жилое помещение находится в пределах расчетной (предварительной) трехсот метровой санитарно-защитной зоне завода.
Между тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила).
Согласно пункту 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Роспотребнадзор (пункт 3 Правил).
К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны (пункт 14 Правил).
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 25 Правил).
В силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.
Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.
До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.
Как следует из материалов дела, на данный момент санитарно-защитная зона ООО «Сенгилеевский цементный завод» в предусмотренном законом порядке не установлена, определялась лишь расчетная (предварительная) зона.
В настоящее время ведутся работы по согласованию границ санитарно-защитной зоны.
Поскольку до настоящего времени санитарно-защитная зона ООО «Сенгилеевский цементный завод» в предусмотренном законом порядке не установлена, то суд приходит к выводу о том, что требования прокурора заявлены преждевременно.
При таких обстоятельствах, заявленные требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить Черкасову В.А жилое помещение подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Черкасова В.М. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца.
Судья М.И. Шлейкин