Дело № 2-3579/11
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2011 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Бирюкова Э.В.,
при секретаре Крыльцовой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К к ФГУ «<данные изъяты>», ФГУ «<данные изъяты>», Министерству Обороны РФ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, понуждении ФГУ «<данные изъяты>» передать жилое помещение в собственность истцу,
У С Т А Н О В И Л:
К обратился в суд с указанным исковым заявлением, указав следующее.
На основании решения жилищной комиссии ему была распределена однокомнатная <адрес>, которая предоставлена Министерством обороны РФ согласно требованиям ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». ДД.ММ.ГГГГ между К и начальником ФГУ «<данные изъяты>» заключен договор социального найма данного жилого помещения. В ДД.ММ.ГГГГ истец в установленном законом порядке вселился в квартиру, и был зарегистрирован в ней по месту жительства. Согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» он имеет право на приватизацию вышеуказанной квартиры. В ФГУ «<данные изъяты>» было направлено заявление о передаче в собственность занимаемого жилого помещения. Однако заявление удовлетворено не было, в связи с тем, что органы военного управления в настоящее время не уполномочены на заключение договоров приватизации. Таким образом, он лишен возможности реализовать свое право на безвозмездное получение в собственность жилого помещения. На основании изложенного просит признать за ними право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - <адрес>
Истец К в судебном заседании требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ФГУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не прибыл, о месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом, об отложении судебного заседания ходатайства не заявлял.
Ответчик ФГУ «<данные изъяты>», о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, об отложении дела слушанием ходатайств не заявлено.
Ответчик Министерство обороны РФ, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, об отложении дела слушанием ходатайств не заявлено.
Ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, об отложении дела слушанием ходатайств не заявлено.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что истец проживает в <адрес>, что подтверждается лицевым счетом и поквартирной карточкой на данную квартиру, договором социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «<данные изъяты>» в лице начальника <адрес> КЭЧ района И, действующего на основании Устава (наймодатель) и К, (наниматель), заключили договор социального найма № на отдельную однокомнатную квартиру общей площадью 40,8 кв.м., жилой-25,1 кв.м., по адресу <адрес>, после чего истец был зарегистрирован в указанном жилом помещении.
Согласно данным ФГУП «<данные изъяты>», квартира по адресу: <адрес>, учтена за ФГУ «<данные изъяты>», право собственности не зарегистрировано. Указанный дом сдан в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма.
Частью 1 закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со ст. 2 данного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Из представленных стороной истца документов следует, что своим правом на приватизацию жилищного фонда в РФ
К до настоящего времени не воспользовался, иных жилых помещений от Министерства обороны РФ ему не предоставлялось.
Таким образом, учитывая, что квартира является государственной собственностью, учтена за ФГУ «<данные изъяты>», получена К на основании ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», истец ранее своим правом на приватизацию не воспользовался, занимает указанную квартиру по договору социального найма, право истца на приватизацию вышеуказанной квартиры не оспаривается, суд приходит к выводу, что он имеет право на приватизацию занимаемой им квартиры.
Вместе с тем, ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 6 данного закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно письму руководителя Департамента имущественных отношений МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Командующего <данные изъяты> флотом, при желании нанимателя обратиться с просьбой получить согласие на оформление жилого помещения в собственность в индивидуальном порядке, он должен представить копии документов, подтверждающих его право на это помещение, а также информацию, является ли он военнослужащим, о продолжительности военной службы, причины увольнения, относится ли жилое помещение к специализированному жилищному фонду.
Как следует из представленных документов, истец в установленном законом порядке к собственнику жилого помещения, в данном случае -Министерству обороны РФ, с заявлением (а также документами, подтверждающими факт неучастия их в приватизации жилых помещений) о предоставлении им занимаемой квартиры в собственность в порядке приватизации не обращались, органами военного управления по заявлению истцов указанные документы для получения согласия собственника жилого помещения на приватизацию жилого помещения не направлялись.
Сам по себе факт обращения в ФГУ «<данные изъяты>» и получение отказа вследствие отсутствия у ФГУ «<данные изъяты>» права на заключение договоров приватизации, не является подтверждением нарушения права истца на приватизацию жилого помещения.
То обстоятельство, что ФГУ «<данные изъяты>» в настоящее время реорганизуется либо упраздняется, а Министерство обороны РФ не передало полномочия на заключение и подписание договоров приватизации от имени собственника другому лицу, также не может служить основанием для изменения или отмены установленного законом порядка приватизации жилья, и осуществления приватизации в судебном порядке.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных и оспоренных гражданских прав.
Суд приходит к выводу, что в данном случае право К на приватизацию занимаемого жилого помещения не оспаривается и не нарушается, а имеет место несоблюдение порядка приватизации, прямо установленного Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Такая процедура, при наличии собственника жилья, не может быть подменена признанием права собственности в ином порядке, в том числе судебным решением. Реорганизация структурных подразделений МО РФ, отсутствие органа, уполномоченного собственником жилья, не является основанием для отказа исполнять возложенные в силу закона функции (полномочия) по передаче жилья в порядке приватизации как собственника.
При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения исковых требований К не имеется.
Отказ в удовлетворении исковых требований не исключает права истца обратиться в установленном законом порядке за приватизацией занимаемого ими жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований К к ФГУ «<данные изъяты>», ФГУ «<данные изъяты>», Министерству Обороны РФ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, понуждении ФГУ «<данные изъяты>» передать жилое помещение в собственность истцу отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти дней.
Судья Э.В. Бирюков