№ 2-189/2020
.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2020 года ст. Боковская
Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Жаркова А.Л.,
при секретаре Поповой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Боковского межрайонного прокурора к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Пономаревский сельский дом культуры» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Боковского межрайонного прокурора Елховская Ю.А. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Пономаревский сельский дом культуры» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В иске указано, что межрайонной прокуратурой на основании приказа прокуратуры области от 22.08.2014 № 110 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности учреждений культуры Боковского и Советского районов.
В ходе осуществления деятельности в учреждении образуются отходы производства и потребления, относящиеся к 1 - 4 классам опасности, а именно: ртутьсодержащие люминесцентные лампы и трубки отработанные (код по ФККО 3533010013011); мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный (код по ФККО 9120040001004); отходы (мусор) от уборки территорий и помещений учебно- воспитательных учреждений (код по ФККО 9120130001005); отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 1871030001005), электрические лампы накаливания отработанные и брак (код по ФККО 9231010001995) и другие отходы.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещением отходов признается хранение и захоронение отходов.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе размещение отходов производства и потребления.
Как следует из пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 7-ФЗ и статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе: соблюдать экологические, санитарные и иные требования,
установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статьей 14 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1 - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ.
Согласно п. 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной настоящим постановлением. Копия паспорта, заверенного юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их, получения, или вручаются ими под роспись.
В силу ст. 15 Федерального закона 89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I - IV классов опасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Росстата от 12.12.2019 № 766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утвержден Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", согласно которому форму № 2-ТП (отходы) представляют юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.
Отчет по форме N 2-ТП (отходы) составляется на основании данных учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I - IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона № 7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1).
Однако, в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, должностными лицами МБУК «Пономаревский СДК» Боковского района не ведется надлежащим образом производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль), так как не принимаются надлежащие меры к соблюдению требований природоохранного законодательства - надлежащему хранению, учету и утилизации отходов производства, прежде всего 1 класса опасности, обучению работников и т.п. что является нарушением п. 1 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ.
В нарушение ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ отсутствуют согласованные с Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу в установленном порядке паспорта на отходы 1-4 классов опасности.
В нарушение ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ, лица, допущенные к работам, связанным с обращением с отходами 1 -4 класса опасности, не прошли профессиональной подготовки, подтвержденной соответствующими свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами.
В нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим организациям отходов: отсутствует журнал учета объемов образования, размещения и передачи отходов лицензированным организациям.
В нарушение ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ не предоставляется в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
По результатам проверки межрайонным прокурором 10.12.2019 в адрес указанного учреждения культуры внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами, производства и потребления. Представление межрайонного прокурора не удовлетворенно.
Указанные нарушения стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей лицами, ответственными за обращение с отходами производства МБОУ, что требует незамедлительного принятия мер организационно-кадрового и дисциплинарного характера, направленного на устранение нарушений и недопущение их в будущем, усиления контроля за соблюдением законодательства со стороны руководства учреждения.
Прокурор просит суд обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Пономаревский сельский дом культуры» не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- оформить документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I - IV классов опасности лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
- составить паспорт отходов 1 - IV классов опасности;
- вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Пономаревский сельский дом культуры» не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
- предоставить в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу отчетность в порядке, установленной Приказом Росстата от 12.12.2019 № 766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».
Заместитель Боковского межрайонного прокурора Елховская Ю.А. в суд не явилась. От неё поступило заявление, в котором она указывает, что иск поддерживает и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры.
Представитель ответчика МБУК «Пономаревский СДК» надлежащим образом уведомлённый о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился. От директора МБУК «Пономаревский СДК» Басюк И.В., поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело в её отсутствие и указывает, что иск признаёт полностью.
В соответствии с ч. 5 статьи 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Принимая во внимание, что ответчик иск признал полностью, в соответствии со ст. 173 ГПК РФ, суд данные требования не рассматривает по существу и приходит к выводу о его удовлетворении. При этом суд учитывает, что в силу ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании положений ст. 333.36 НК РФ, ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск заместителя Боковского межрайонного прокурора к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Пономаревский сельский дом культуры» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Пономаревский сельский дом культуры» не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- оформить документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I - IV классов опасности лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
- составить паспорт отходов 1 - IV классов опасности;
- вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Пономаревский сельский дом культуры» не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
- предоставить в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу отчетность в порядке, установленной Приказом Росстата от 12.12.2019 № 766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Пономаревский сельский дом культуры» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья подпись А.Л. Жарков