Дело №
Решение
(Заочное)
Именем Российской Федерации
город Шарыпово 31 марта 2016 года
Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Корнева И.А.,
при секретаре судебного заседания Прохоренко Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к Шней-Красикову ФИО7 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов,
Установил:
Истец - Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с первоначальным иском к ответчику - администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.
В обоснование своих требований истец указал, что в ходе проведенного рейдового мероприятия по выявлению несанкционированных свалок мусора на территории Шарыповского района, ДД.ММ.ГГГГ установлено наличие несанкционированной свалки в Шарыповском районе при въезде в <адрес> слева от главной дороги <адрес> – <адрес>, координаты свалки по GPS навигатору: № Ссылаясь на нормы природоохранного законодательства, истец полагает, что администрацией Парнинского сельсовета, которая на своей территории несет ответственность за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых отходов. Таким образом, ответчиком - администрацией Парнинского сельсовета не исполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека. При таких обстоятельствах, Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края просило суд, возложить на администрацию Парнинского сельсовета Шарыповского района обязанность в 2-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на территории Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края.
В ходе рассмотрения дела ненадлежащий ответчик – администрация Парнинского сельсовета Шарыповского района, был заменен на надлежащего – Шней-Красикова О.А., при этом истец уточнил исковые требования и просил обязать Шней-Красикова ФИО8 в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную при въезде в <адрес>, слева от главной дороги <адрес> – <адрес>, в границах земельного участка №, координаты по GPS навигатору: №л.д. 113).
Представитель истца - Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела истец извещен надлежащим образом. Действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО3 в своем ходатайстве просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, исковые требования с учетом последующего уточнения, поддержала (л.д. 114).
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Шней-Красиков О.А. судом извещался по месту регистрации по адресу: <адрес> <адрес> (л.д. 87), однако, неоднократно направленные конверты с судебными извещениями, возвращены почтовым отделением в связи с истечением срока хранения (л.д. 91, 110).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе в реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Учитывая вышеизложенное и то, что ответчик Шней-Красиков О.А. злоупотребив своим правом на защиту от иска, уклонился от получения судебного извещения и от явки в судебное заседание, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и с учетом мнения представителя истца, определил рассмотреть дело в соответствии со ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица – администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района ФИО4, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, отзыв на заявленные требования с учетом уточнения не направил, ранее направлял отзыв, в котором указывал на то, что несанкционированная свалка бытовых отходов находится на земельном участке с кадастровым номером № принадлежащем Шней-Красикову О.А. (л.д. 24).
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица – администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:
На основании ч. 1 ст. 46 ГПК РФ органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Постановлением Правительства каря от 31 августа 2008 года № 12-п (в редакции от 27 ноября 2013 года) образовано Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, действующее на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края и установления предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, Министерство осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, а именно осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому надзору.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1).
Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды), регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в числе принципов, на которых должна осуществляться деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и в ст. 11 Закона об охране окружающей среды.
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона об охране окружающей среды каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как следует из ч. 2 ст. 51 Закона об охране окружающей среды запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п. 2 ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В п.п. 3.1, 4, 5.2 постановления Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 года № 26-П «По делу о проверке конституционности п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ» разъяснено, что по смыслу взаимосвязанных положений ст. 42 и ст. 58 Конституции РФ конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
Как установлено судом и следует из акта обследования № от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами (л.д. 7-14), в ходе проведенной главным специалистом – государственным инспектором отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края ФИО5, проверки по выявлению несанкционированной свалки на территории Шарыповского района, было установлено наличие несанкционированной свалки расположенной при въезде в <адрес> слева от главной дороги <адрес> – <адрес>, координаты: № (л.д. 7-14).
Земельный участок с кадастровым номером №, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, площадью №.м., адрес (местоположение): <адрес>, восточнее <адрес>, трапеция № часть контура № контур №, в границах которого находятся координаты по GPS навигатору: №, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности Шней-Красикову ФИО9 (л.д. 90).
Наличие несанкционированной свалки на территории указанного земельного участка ответчика Шней-Красикова О.А. ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а так же здоровью людей.
Учитывая, что земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, принадлежит на праве собственности Шней-Красикову О.А., суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению несанкционированной свалки (независимо от характера отходов) лежит на ответчике как на владельце земельного участка, поскольку непринятие мер по ликвидации свалки отходов приводит к захламлению, порче земли, снижению плодородия земельного участка сельскохозяйственного назначения, а также создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что в судебном заседании установлены допущенные ответчиком Шней-Красиковым О.А. нарушения природоохранного законодательства, исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Как следует из ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Министерство природных ресурсов и экологии красноярского края освобождено от уплаты государственной пошлины.
Сведений о том, что ответчик освобожден от уплаты судебных расходов, суду не представлено.
В соответствии с п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
В силу п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия.
Из содержания данных норм следует, что при обращении в суд общей юрисдикции государственная пошлина должна быть уплачена в местный бюджет по месту нахождения соответствующего суда.
При таких обстоятельствах, поскольку судом удовлетворены исковые требования, учитывая, что отсутствуют основания для освобождения ответчика Шней-Красикова О.А. от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования «Шарыповский район Красноярского края», государственная пошлина в размере 300 рублей, исходя из размера, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края удовлетворить.
Обязать Шней-Красикова ФИО10 в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную при въезде в <адрес> слева от главной дороги <адрес> – <адрес>, координаты свалки по GPS навигатору: №, в границах принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №
Взыскать с Шней-Красикова ФИО11 государственную пошлину в доход муниципального образования «Шарыповский район Красноярского края» в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано истцом в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его вынесения.
Ответчик вправе в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения суда подать в Шарыповский районный суд заявление об отмене заочного решения суда, которое должно соответствовать требованиям ст. 238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: И.А. Корнев