Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2013 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего: Сергеева Ю.С.
при секретаре: Сафоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мироненко М.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Минусинского района о включении в специальный стаж периода работы и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
истица обратилась в Минусинский городской суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Минусинского района о включении в специальный стаж периода работы с 28 декабря 1998 года по 1 января 2006 года в должности воспитателя «<данные изъяты>» и возложении обязанности на ответчика предоставить истице в соответствии с Законом Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 мер социальной поддержки в размере 100% на отопление и освещение, как педагогическому работнику образовательного учреждения, вышедшему на пенсию.
Свои требования истица мотивировала тем, что 15 марта 2012 года она обратилась с заявлением в Управление социальной защиты населения администрации Минусинского района о предоставлении ей в соответствии с Законом Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691, мер социальной поддержки в размере 100% на отопление и освещение, как педагогическому работнику образовательного учреждения. Решением руководителя УСЗН администрации Минусинского района К. Л.В. от 24 сентября 2012 года № № было отказано истице по причине отсутствия специального стажа работы – 10 лет. Истица не согласна с позицией УСЗН администрации Минусинского района, так как её стаж составляет 15 лет 9 месяцев 3 дня. Не включенный в специальный стаж работы период работы истицы проходил в должности воспитателя в <данные изъяты>», который согласно Закона «Об образовании» относится к образовательным учреждениям. В соответствии с Положением районного муниципального учреждения «<данные изъяты>» на работников центра распространялись условия оплаты труда, продолжительность рабочего времени, ежегодных отпусков, а также льготы, установленные для аналогичных категорий работников образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истица на исковых требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика УСЗН администрации Минусинского района в суд не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии (л.д. 77). В суд представлен письменный отзыв на исковое заявление Мироненко М.А. (л.д. 68, 69). Ранее, в судебных заседаниях, представитель ответчика возражала против требований истицы, суду пояснила, что в настоящее время истица пользуется с 17 января 2005 года субсидией на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в полном объеме - 100% оплаты электроснабжения, в том числе приобретения и доставки твердого топлива. Указанный период работы истицы не может являться периодом работы истицы в образовательном учреждении как педагога, так как данное учреждение не является образовательным и не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности, как того требует Закон «Об образовании».
Представитель третьего лица (л.д. 36) Министерства социальной политики Красноярского края в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, в суд направил отзыв на исковое заявление (л.д. 41-43), в котором с исковым заявлением истицы не согласился, просил суд отказать в удовлетворении требований истицы. Также третье лицо в отзыве указало, что место работы истицы в спорный период относилось к учреждениям муниципальной системы социальной защиты населения и осуществляло на территории района социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, поэтому данное учреждение не является образовательным учреждением и не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности, как того требует Закон «Об образовании».
Представитель третьего лица – УПФ РФ по г. Минусинску и Минусинскому району по доверенности Рамбургер О.А. суду пояснила, что истица получает пенсию по старости, 25 лет педагогического стажа у истицы нет, поэтому пенсия назначена по общим основаниям, а по заявленным исковым требованиям оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Мироненко М.А. по настоящему гражданскому делу по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В соответствии с ч.4 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
К категории «другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс» законодатель относит в том числе:
- специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением;
- образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- санаторное детское дошкольное учреждение (группе) для ослабленных и часто болеющих детей.
Законом Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", статьей 1 установлено, что настоящий Закон устанавливает размер, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением (далее - денежные выплаты) педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края.
Судом установлен факт работы истицы в спорный период в МУ «<данные изъяты>», что не оспаривалось стороной ответчика и третьими лицами по делу и подтверждается данными трудовой книжки истицы (л.д. 12, 13).
Также не оспаривался факт проживания истицы в сельской местности – <адрес>.
Оценивая доводы истицы о том, что она работала в образовательном учреждении суд приходит к следующим выводам.
Согласно Положению о районном муниципальном учреждении <данные изъяты>» от 1998 года (л.д. 19) данное учреждение является учреждением муниципальной системы социальной защиты населения.
Основными задачами Центра согласно п. 1.2. Положения является: профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи в ликвидации трудной жизненной ситуации в семье, предоставление несовершеннолетним временного проживания, обеспечение несовершеннолетних квалифицированной медико-социальной помощью (л.д. 19).
Согласно Положению районного муниципального учреждения <данные изъяты>» от 2001 года (л.д. 23) данное учреждение является учреждением муниципальной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории Минусинского района социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Основными задачами центра является профилактика безнадзорности и беспризорности, социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и детей с ограниченными возможностями (п.1.2. – л.д. 24).
Таким образом, суд, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, установил, что оснований для предоставления истице компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в соответствии с требованиями ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» не имеется, так как истица не имеет необходимых для выплаты указанной компенсации 10 лет специального (педагогического) стажа работы в образовательных учреждениях.
Период работы истицы в районном муниципальном учреждении <данные изъяты>» действительно не может учитываться при подсчете специального стажа, необходимого для применения ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», так как указанное учреждение согласно правоустанавливающим документам (Положению) не является образовательным учреждением, а является учреждением муниципальной системы социальной защиты населения, то есть его нельзя отнести ни к одному виду образовательных учреждений, перечисленных в ч.4 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».
Суду не представлено доказательств того, что указанное учреждение относится к образовательным и в нем в соответствии с требованиями ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» осуществлялся образовательный процесс.
Кроме того, в ходе судебного заседания нашло свое подтверждение то обстоятельство, что истице с 17 января 2005 года начисляется и выплачивается по настоящее время субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в полном объеме - 100% оплаты электроснабжения, в том числе приобретения и доставки твердого топлива (л.д. 51-67).
Указанный факт истица не оспаривала в судебном заседании.
Таким образом, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований истицы.
Доводы истицы о том, что период работы истицы в районном муниципальном учреждении <данные изъяты>» (л.д. 12, 13) относится к педагогической работе и решением суда коллеге истицы – Крайновой О.В. этот период работы был включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, суд считает, не имеет правового значения в данном деле, так как законодатель определил, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Следовательно, для назначения досрочной пенсии по указанному основанию, необходимо осуществлять педагогическую деятельность в учреждении для детей, при этом вид такого учреждения Законом не ограничивается только образовательным, так Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утвержден СПИСОК должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, согласно которому, подлежит включению в специальный стаж периоды работы педагогов в специальных учебно-воспитательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания (реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками).
Поэтому, при наличии оснований для досрочного оформления пенсии как педагогу, не всегда имеются основания для применения ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в части предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, так как не всегда педагогический стаж, включенный в специальный стаж для назначении пенсии, может быть включен в стаж работы в образовательном учреждении, необходимый для получения компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, в силу того, что пенсионное законодательство позволяет оформить пенсию более широкому кругу педагогов, чем круг педагогов, имеющий право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, так педагоги, работающие в образовательных учреждениях, но не проживающие и не работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) такое право (получать указанную компенсацию) также не имеют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мироненко М.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Минусинского района о включении в специальный стаж периода работы и возложении обязанности - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 28.04.2013 года