№ 12-377/2020
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
19 мая 2020 г. г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова Ирина Александровна, при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «КарелДезСервис» Овечкиной Н.А. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии № от 15 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «КарелДезСервис»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии № от 15 апреля 2019 г. ООО «КарелДезСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
С таким постановлением не согласна законный представитель ООО «КарелДезСервис» Овечкина Н.А., в жалобе просит его отменить. Указывает, что ООО «КарелДезСервис» не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Полагает, что в действиях ООО «КарелДезСервис» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку 1 февраля 2019 г. между ООО «КарелДезСервис» и ФИО1 был заключен договор на уборку №, согласно пункту 1.1. которого исполнитель обязуется выполнять работы по уборке помещений заказчика, расположенных по адресу: <адрес>. Кроме того, согласно Техническому заданию (которое является неотъемлемым приложением к договору) указан полный перечень услуг, который включает в себя сбор мусора, замену мусорных пакетов в баках, корзинах с периодичностью 1 раз в день. Таким образом, ООО «КарелДезСервис» приняты все зависящие от него меры к недопущению нарушения требований закона в данной области, соответственно, отсутствует вина в совершении административного правонарушения. Кроме того просит восстановить срок обжалования постановления, поскольку ООО «КарелДезСервис» узнало о постановлении от 15 апреля 2019 г. только из постановления о возбуждении исполнительного производства и после ознакомления с материалами дела у пристава 26 декабря 2019 г.
Защитник ООО «КарелДезСервис» Петровская Ю.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы и ходатайства поддержала в полном объеме.
Законный представитель ООО «КарелДезСервис» Овечкина Н.А. и представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просили провести судебное заседание в свое отсутствие. Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия согласно представленному отзыву полагало жалобу ООО «КарелДезСервис» не подлежащей удовлетворению.
Заслушав объяснения защитника, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
Положениями части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен общий срок для подачи жалобы, который составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении.
В целях проверки доводов жалобы, учитывая возврат по истечении срока хранения копии постановления, направленной в адрес ООО «КарелДезСервис», подачу жалобы через 15 дней (в первый рабочий день в 2020 г.) после ознакомления с копией оспариваемого постановления в службе судебных приставов, судья находит заявленное ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование обоснованным и подлежащим удовлетворению в соответствии с частью 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 17.06.2019 №141-ФЗ, подлежащей применению в соответствии с положениями статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о недопустимости ухудшения положения лица, совершившего административное правонарушение) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100000 до 250000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно статье 1 которого отходы производства и потребления определены как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, к твердым коммунальным отходам также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пунктам 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.
В феврале 2018 г. на территории Республики Карелия в соответствии с требованиями законодательства статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами наделено ООО «АВТОСПЕЦТРАНС».
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 к группе «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) отнесен, в том числе отход с кодом 7 33 100 00 00 0 «Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам».
Основанием для привлечения ООО «КарелДезСервис» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что 25 января 2019 г. в нарушение пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» ООО «КарелДезСервис», оказывающим услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации зданий, промышленного оборудования и других услугах на территории Республики Карелия, не были приняты исчерпывающие меры по обеспечению исполнения природоохранного законодательства, а именно не исполнена обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором при осуществлении деятельности.
Указанные обстоятельства и вина ООО «КарелДезСервис» в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, письмом ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» №189 от 23 января 2019 г., телефонограммой ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» от 15 апреля 2019 г., выпиской из ЕГРЮЛ, другими материалами дела.
Доводы жалобы о наличии заключенного между ООО «КарелДезСервис» и ФИО1 договора на уборку № от 1 февраля 2019 г. не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку ФИО1 не является региональным оператором, более того, указанным договором предусмотрен лишь сбор мусора, его дальнейшая судьба не определена.
Кроме того, согласно части 6 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Доказательства соблюдения ООО «КарелДезСервис» таких условий материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о том, что ООО «КарелДезСервис» не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении опровергаются материалами дела, согласно которому протокол об административном правонарушении, содержащий информацию о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и направленный заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 18503533910611) был получен ООО «КарелДезСервис» 29 марта 2019 г., то есть заблаговременно и до рассмотрения дела об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, обоснованность привлечения ООО «КарелДезСервис» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Оснований для освобождения ООО «КарелДезСервис» от административной ответственности, в том числе на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств допущенного нарушения не имеется.
Существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления должностного лица по делу об административном правонарушении, допущено не было.
Дело рассмотрено, наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основания для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют ввиду отсутствия всех совокупности условий, предусмотренных указанной статьей.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь положениями статей 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии № от 15 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «КарелДезСервис» оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Кузнецова