Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-410/2016 (2-3840/2015;) ~ М-2505/2015 от 07.09.2015

Дело № 2-410/2016

                     

    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2016 года                       п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего Ежелевой Е.А., при секретаре Ключук И.С., с участием помощника прокурора Емельяновского района ФИО11, с участием представителей истца ФИО14, ФИО15, представителя ответчика ФИО12, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к Администрации п. ФИО9, ФИО7 (ФИО22) ФИО8, ФИО4 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, по встречному иску Администрации поселка ФИО9 Красноярского края к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7 (ФИО22) ФИО8 о выселении из жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с иском к Администрации п. Кедровый о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью 61.50 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, ссылаясь на то, что в указанном жилом помещении они зарегистрированы с 1999 года; ДД.ММ.ГГГГ МУП «Производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест» заключил с ними договор социального найма; согласно ответу Администрации п. Кедровый от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное жилое помещение в числе служебных не значится; по мнению истцов, они имеют право на приватизацию спорного жилого помещения на основании п.п. 1, 4 Постановления -п от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении условий для осуществления гражданами права на жилище в п. Кедровый», а также ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»; другие члены его семьи – ФИО4, ФИО7 от участия в приватизации отказались (л.д. 83-87).

Возражая против иска, Администрация п. Кедровый предъявила встречный иск, в котором просит выселить ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7 из вышеуказанного жилого помещения, ссылаясь на то, что ФИО2 Министерством обороны РФ как бывшему военнослужащему в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был выдан жилищный сертификат и предоставлено жилье на состав семьи из 4 человек в <адрес> В, <адрес>, из трех комнат общей площадью 75,8 кв.м.; согласно информации, полученной их Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ следует, что ФИО2 вместе с членами семьи вселился в указанное жилое помещение; после получения ГЖС ФИО2 обязан был сдать занимаемое им жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, и вместе с семьей выехать из него; однако обязанность по сдаче спорной квартиры Администрации п. Кедровый ФИО2 не исполнена.

По мнению Администрации п. Кедровый, приобретенное военнослужащим-гражданином и членами его семьи жилого помещения с использованием предоставленной за счет федерального бюджета субсидии по государственному жилищному сертификату влечет безусловную обязанность этих граждан освободить ранее занимаемое жилое помещение не зависимо от вида прав на него.

Ссылка истцов на Постановление -п от ДД.ММ.ГГГГ главы поселка Кедровый ФИО13 «Об обеспечении условий для осуществления гражданами права на жилище в п. Кедровый» является, по мнению Администрации п. ФИО9, несостоятельной, поскольку данное постановление противоречит действующему законодательству, а именно ФЗ № 76 от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» и Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми после приобретения жилья по государственным жилищным сертификатам граждане – участники Программы «Государственные жилищные сертификаты» исключаются из списков очередников на улучшение жилищных условий; таким образом, данный акт не подлежит применению; кроме того, Постановлением Администрации п. Кедровый Красноярского края № 55-п от 05 февраля 2014 года Постановление № 74-п от 01 апреля 2009 года отменено, о чем имеется публикация в газете «Вести Кедрового» 06 февраля 2014 года (л.д. 114-19).

В судебном заседании представители истцов ФИО14, ФИО15 исковые требования поддержали, в обоснование привели доводы, изложенные в заявлении; дополнительно просили применить срок исковой давности, отвергнуть доказательства Администрации п. ФИО9 о получении ФИО2 жилищного сертификата, поскольку они являются сфальсифицированными, принять во внимание то, что ни решение о предоставлении ФИО2 спорного жилого помещения, ни договор социального найма в установленном порядке не оспорены, то есть требования о признании их недействительными не заявлены; учесть, что доказательств, подтверждающих факт получения ФИО2 жилищного сертификата, не представлено; сам ФИО2 отрицает его получение и настаивает на том, что он и его семья не были обеспечены жильем в <адрес>.

Представитель ответчика Администрации п. Кедровый ФИО12 предъявленные к Администрации требования не признал, поддержал встречный иск о выселении, в обоснование привел изложенные в нем доводы; дополнительно пояснил, что имеющиеся у Администрации п. Кедровый доказательства, а также часть из представленных стороной истца, а именно договор об участии в долевом строительстве квартиры, договор уступки права требования, в своей совокупности подтверждают тот факт, что ФИО2 получал жилищный сертификат; иные документы, в частности, обязательство о сдаче жилого помещения Администрация предоставить не может по причине их утраты в период работы Главы ФИО16; что касается договора социального найма, то он является недействительным, поскольку заключен был в отсутствие законных оснований, так как ФИО2 никогда на учете нуждающихся в жилом помещении не состоял.

Истцы по первоначальному иску - ФИО2 и ФИО3, соответчики по встречному иску - ФИО17, ФИО4 в судебное заседание не явились, хотя были извещены о нем надлежащим образом (л.д. 130, 146, 147, 148), об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ нашел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы, заслушав заключение помощника прокурора ФИО11, полагавшего необходимым в удовлетворении иска о выселении отказать, суд пришел к следующему.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 КЭЧ 42 выдан был ордер на право занятия трехкомнатной квартиры общей площадью 57.13 кв.м. по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> (л.д. 9); согласно копии лицевого счета , выписки из домовой книги ФИО2 и члены его семьи ФИО4, ФИО3, ФИО7 зарегистрированы были в указанном жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14, 44).

Из сведений, полученных Администрацией п. Кедровый на свои запросы из ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО2 как военнослужащий реализовал государственный жилищный сертификат, получив трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес> В, <адрес>, общей площадью 75.8 кв.м.; дата утверждения списка ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 103-105).

Из справки начальника 42 КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что ФИО2 была выделена квартира по адресу: <адрес> В, <адрес> на состав семьи: 4 человека (л.д. 161).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вновь выдают ордер на занятие того же жилого помещения на состав семьи: ФИО2 и его мать ФИО18 (л.д. 10).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился к Главе ЗАТО Кедровый с заявлением о заключении с ним договора социального найма на занимаемое жилое помещение, то есть квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и МУП «ПЖРЭТ» заключен был договор социального найма вышеуказанного жилого помещения на неопределенный срок (л.д. 12).

Согласно впискам из ЕГРП ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником жилого помещения – квартиры общей площадью 81.4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на основании Договора уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и Акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ; право собственности прекращено в связи с заключением договора дарения от 15 января 201 года, по которому ФИО2 вышеуказанную квартиру подарил ФИО7, то есть своей дочери (л.д. 140).

Согласно Договору «О долевом участии в строительстве жилого дома» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 финансировал строительство 3-х комнатной <адрес> общей площадью 75.8 кв.м. в жилом <адрес> «В»; срок предоставления квартиры определен был III квартал 2003 года; стоимость квартиры составляла <данные изъяты> рублей; оплата произведена была в момент заключения договора (л.д. 158-159).

Согласно Договору об уступке права требования от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уступил право требования <адрес> ФИО19, за что получил от последнего <данные изъяты> рублей (л.д. 160).

Из объяснений представителя ФИО12, справок Администрации п. Кедровый следует, что ФИО2 на учете нуждающихся в жилом помещении не состоял и не состоит (л.д. 164).

Данные обстоятельства не отрицали и представители ФИО2, пояснив, что договор социального найма был заключен со ФИО2 на основании ходатайства командира войсковой части 12313 ФИО21 от ДД.ММ.ГГГГ о сохранении за ФИО2 спорного жилого помещения, а также решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 10).

Таким образом, установлено, что ФИО2 и члены его семьи проживали в квартире по адресу: п<адрес>, <адрес>; в декабре 2003 года ФИО2 как военнослужащий получил государственный жилищный сертификата, который был реализован посредством получения квартиры по адресу: <адрес> В, <адрес>, общей площадью 75.8 кв.м.; однако ФИО2 и члены его семьи продолжили проживать в квартире в п. <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен договор социального найма.

В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется ГЖС.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

В частности, в соответствии с абзацем 1 пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Как следует из абзаца 4 этого же пункта, порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

В рамках указанной конституционной нормы, в соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации 21 марта 2006 года приняло Постановление N 153, утвердившее данные Правила.

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в "Собрании законодательства Российской Федерации" - 27 марта 2006 года (N 13, ст. 1405), в "Российской газете" - 5 апреля 2006 года (N 69).

Постановление принято уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликовано для всеобщего сведения.

Статьей 13 Правил установлено, что субсидия предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации или средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации определяется в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В ст. 44 Правил указаны документы, которые предоставляет гражданин - участник подпрограммы для получения сертификата и, в частности, в соответствии с п. "ж" этой статьи им предоставляется обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.

Исключительный перечень отношений, регулируемых жилищным законодательством, установлен статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, к которым обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, государственным жилищным сертификатом не относится. Не предусматривал правовых оснований для обеспечения граждан жильем посредством жилищных сертификатов и Жилищный кодекс РСФСР.

Из содержания оспариваемого Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 следует, что утвержденные им Правила входят в состав подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (далее - Подпрограмма), и регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими - гражданами, связанных не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется ГЖС.

Об этом прямо указано в п. 2 Правил, согласно которому предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

В этом же пункте и пункте 6 Правил говорится, что участие в Подпрограмме является добровольным, участвовать в ней могут граждане, изъявившие такое желание.

Органы исполнительной власти, осуществляющие выдачу сертификатов, обязаны проинформировать граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане - дать согласие на участие в ней на этих условиях.

Поэтому, изъявив желание участвовать в Подпрограмме и улучшить свои жилищные условия с помощью жилищного сертификата - путем получения субсидии для приобретения жилья, гражданин соглашается со всеми ее условиями.

Соглашаясь на участие в Подпрограмме, гражданин избирает способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления права на субсидию, удостоверенного государственным жилищным сертификатом, а не путем получения бесплатного жилья на условиях социального найма.

Поскольку гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно, государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения, в том числе и только за счет средств федерального бюджета.

Гражданин никоим образом не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и месторасположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье как на первичном, так и на вторичном рынке с использованием либо без использования собственных или кредитных денежных средств.

В случае если получатель государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить свою жилищную проблему и не воспользовался выделенной ему безвозмездной субсидией, он сохраняет право на улучшение жилищных условий как очередник на получение жилья на условиях социального найма.

Таким образом, закрепив за гражданами - участниками Подпрограммы право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, путем получения ГЖС, Подпрограмма не исключает возможность решения военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, жилищной проблемы в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то есть улучшения жилищных условий как очередника на получение государственного или муниципального жилья по договору социального найма.

Пункт п. "ж" ст. 44 Правил предусматривает, что для получения сертификата гражданин - участник Подпрограммы дает обязательство о сдаче (передаче) занимаемого жилья в случае реализации им сертификата.

Об этом же говорится в п. 30 Правил: граждане - участники Подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им и членам их семей на праве собственности, под роспись уведомляются, что сертификат выдается им только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность.

Следовательно, граждане, соглашаясь с условиями участия в Подпрограмме, обязаны передать ранее занимаемые жилые помещения в государственную собственность, независимо от того, на основании чего осуществляется владение жилым помещением. В противном случае гражданин отстраняется от участия в Подпрограмме.

Данный пункт полностью соответствует п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", фактически устанавливающей, что одним из условий обеспечения военнослужащих-граждан жилым помещением, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов, является сдача ими жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по прежнему месту жительства при получении жилого помещения по избранному месту жительства (Решение Верховного Суда РФ от 30.08.2006 N ВКПИ06-48 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими статьи 13, пункта "а" статьи 14 и пункта "ж" статьи 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153>)

В Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 272-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО6 на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 14 статьи 15 Федерального Закона "О статусе военнослужащих» разъяснено, что Федеральным законом "О статусе военнослужащих" определен особый порядок реализации военнослужащими права на жилище, в том числе определяющий специальные условия для реализации этого права теми из них, кто ко времени увольнения с военной службы не был по каким-либо причинам обеспечен жилым помещением или изъявил желание переехать в другую местность. При этом в целях недопущения нарушения жилищных прав указанных граждан оспариваемой нормой устанавливается, что документы о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства ими предоставляются лишь при получении жилой площади по избранному месту жительства.

Таким образом, пункт 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в том числе в части, предусматривающей сдачу указанными гражданами документов об освобождении жилого помещения и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства, по своему содержанию направлен на обеспечение реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на жилище, т.е. на защиту их социального положения, и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и на жилище.

Как видно из встречного искового заявления, объяснений представителя Администрации Кедровый, требование о выселении ФИО2 и членов его семьи было заявлено по основаниям неисполнения им письменного обязательства об освобождении и сдаче жилого помещения в связи с реализацией им своего права на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года.

Соответственно, при рассмотрении спора подлежат применению правовые нормы, в сфере которых находится регулирование вопроса обеспечения граждан государственными жилищными сертификатами, толкование которых сводится к тому, что, получая право на улучшение жилищных условий за счет бюджетных средств, гражданин принимает на себя определенные обязательства. При этом реализация прав ставится в зависимость от принятых обязательств.

В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно п. 1 ст. 408 Гражданского кодекса РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.

По мнению суда, у ФИО2 обязанность по сдаче жилого помещения по адресу: п. <адрес>, <адрес>, возникла в силу ст. 309 ГК РФ и Постановления Правительства РФ от 19 марта 2002 года № 168 «О совершенствовании деятельности по реализации федеральной программы «Государственные жилищные сертификаты», поскольку он получил жилищный сертификат и распорядился ими по своему усмотрению путем оплаты своих обязательств по договору о долевом участии в строительстве жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Получив и реализовав государственный жилищный сертификат, ФИО2 должен был исполнить свою часть обязательства – освободить занимаемое жилое помещение в п. <адрес>, учитывая, что письменное обязательство об освобождении занимаемого жилья входит в круг документов, необходимых для подачи заявления о выдаче государственного сертификата, и такое обязательство, как основанное на праве гражданина на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, дается всего один раз, как и само право.

После дачи такого обязательства и после того, как право ФИО2 на обеспечение жилым помещением было реализовано путем приобретения другого жилья по жилищному сертификату, ФИО2 утратил статус нанимателя спорной квартиры, стал пользоваться квартирой как временный жилец.

То обстоятельство, что спорное жилое помещение не было сдано истцом в установленный обязательством двухмесячный срок, не свидетельствует о его прекращении, поскольку до настоящего времени данное обязательство надлежащим образом не исполнено.

К справке начальника КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89), где указано, что квартира по адресу: п. <адрес>, <адрес> сдана органам МО, суд относится критически, считает ее недостоверной, поскольку сами представители истца в судебном заседании пояснили, что фактически вышеуказанное жилое помещение не освобождалось и что истец продолжил в ней проживать вместе с остальными членами семьи.

По мнению суда, данная справка выдана была только для получения жилищного сертификата, однако содержащаяся в ней информация не отражала истинное положение вещей.

Что касается договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, то суд при оценке данного документа исходит из следующего.

Согласно ст. 28 ЖК РСФСР, действовавшей на момент заключения договора социального найма, право на получение жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда имели только те граждане, которые нуждались в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

В силу ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.

В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (статья 151 ГПК РФ).

Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:

а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);

б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);

в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;

г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 168 ГК РФ, действовавшей на момент заключения вышеназванного договора социального найма, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу части 3 статья 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно п. 4 ст. 166 ГК РФ суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

Как установлено в судебном заседании, спорное жилое помещение в результате передачи в муниципальную собственность объектов Министерства обороны РФ, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию п. <адрес> так как статус <данные изъяты> упразднен в соответствии с Указом Президента РФ от 03.08.2006 г. N 836; ранее семья ФИО22 занимала указанное жилое помещение на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ ; в декабре 2003 года ФИО2 получил от Министерства обороны РФ государственный жилищный сертификат, который был реализован посредством предоставления квартиры в <адрес>; на основании п. 14 ст. 15 ФЗ N 76 от 27.05.1998 г. "О статусе военнослужащих" ФИО2 обязан был сдать спорную квартиру Администрации п. <адрес> и сняться с регистрационного учета, однако данную обязанность не исполнил; несмотря на это, ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен договор социального найма в отношении этой же квартиры; при этом договор заключался не Администрацией <данные изъяты>, а МУП «ПЖРЭТ».

По мнению суда, вышеназванный договор является ничтожным, поскольку заключен был в отсутствие законных оснований – ФИО2 на момент его заключения статусом лица, названного в статьях 28, 29 ЖК РСФСР, не обладал, как лицо, нуждающееся в жилых помещениях, на учете не состоял, право состоять на данном учете не имел, так как реализовал свое право на обеспечение жилым помещением, получив государственный жилищный сертификат.

Ссылку истца на Постановление № 74-п от 01 апреля 2009 года «Об обеспечении условий для осуществления гражданами права на жилище в п. Кедровый» суд считает несостоятельной, поскольку данное постановление отменено было Постановлением Администрации п. Кедровый от 05 февраля 2014 года № 55-п (л.д. 120); кроме того, оно противоречило и Закону РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и Федеральному закону «О статусе военнослужащих».

Что касается доводов о том, что ФИО2 и другие члены его семьи до настоящего времени зарегистрированы в спорной квартире, то суд их также находит несостоятельными, поскольку наличие регистрации в спорной квартире после получения государственного жилищного сертификата, несение расходов по оплате коммунальных платежей, не является основанием для повторного возникновения у ответчика права пользования спорным жилым помещением; помимо этого, сама по себе регистрация по месту жительства не может служить основанием для реализации гражданина на жилое помещение.

Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Совершение стороной таких действий, свидетельствующих о злоупотреблении правом, является основанием для отказа судом в защите принадлежащего гражданину права.

В обоснование заявленных требований о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации, ФИО2 ссылается на наличие предусмотренных законом правовых оснований осуществления приватизации жилого помещения.

Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда установлены Законом РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии со ст. 2 данного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Как следует из преамбулы Закона его целью является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Между тем, ранее истцом был выбран иной способ удовлетворения потребностей в жилище путем получения государственного жилищного сертификата и использования денежной субсидии с целью приобретения жилья, что свидетельствует о надлежащем исполнении государством социальных обязательств.

Учитывая, что предоставление истцу государственного жилищного сертификата является социальным обязательством государства перед отдельной категорией граждан, указанное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения настоящего спора, поскольку свидетельствует об удовлетворении потребностей истца в жилье в наиболее приемлемой для них форме.

Социальные обязательства гарантируют реализацию прав и законных интересов граждан в объеме, необходимом для удовлетворения их потребностей и не должны использоваться в целях получения преимуществ перед иными лицами даже при наличии формальных к тому оснований, установленных законом.

В указанном случае применение ст. 10 Гражданского кодекса РФ направлено на предотвращение использования правового механизма, регулирующего приватизацию жилья, в целях, противоречащих задачам социального обеспечения граждан и нарушения законных интересов других лиц.

В силу вышеприведенных норм права и с учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что ФИО2 и члены его семьи: ФИО4, ФИО17, ФИО3, с момента реализации государственного жилищного сертификата утратили право пользования спорной квартирой, а следовательно, утратили и право на приватизацию жилья в силу Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", законные основания для занятия жилого помещения у них отсутствуют,

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает такой способ защиты гражданских прав как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; прекращение или изменение правоотношения.

На основании вышеизложенного суд считает необходимым исковые требования Администрации п. Кедровый о выселении ФИО2 и членов его семьи из жилого помещения, расположенного по адресу: п. <адрес>, <адрес>, удовлетворить, в удовлетворении иска ФИО2 и ФИО3 о признании права собственности на данную квартиру в порядке приватизации отказать.

Доводы представителей истца о пропуске срока исковой давности суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Возникшие между сторонами правоотношения, являются длящимися, на которые положения о применении общего трехлетнего срока исковой давности не применяются в соответствии со ст. 208 ГК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО2, ФИО3 к Администрации п. ФИО9, ФИО7 (ФИО22) ФИО8, ФИО4 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации н квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, отказать.

Встречный иск Администрации поселка Кедровый Красноярского края о выселении из жилого помещения удовлетворить.

Выселить ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, без предоставления другого жилого помещения; снять указанных лиц с регистрационного учета.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 28 сентября 2016 года.

Председательствующий: подпись

Копия верна:

Судья Емельяновского РС            Е.А.Ежелева

2-410/2016 (2-3840/2015;) ~ М-2505/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Старченко Александр Александрович
Ответчики
Администрация п. Кедровый
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Ежелева Елена Анатольевна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
07.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2015Передача материалов судье
14.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2015Подготовка дела (собеседование)
10.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2016Судебное заседание
14.04.2016Судебное заседание
10.06.2016Судебное заседание
30.06.2016Судебное заседание
23.09.2016Судебное заседание
28.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2018Дело оформлено
22.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее