РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск 22 октября 2020г.
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании решения об отказе в назначении страховой пенсии необоснованным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании решения об отказе в назначении страховой пенсии необоснованным.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что он осуществлял трудовую деятельность, начиная с 1987 года. Мехколонна № 131 с 25.07.1987г. по 05.11.1987г. принят слесарем 3-го разряда; с 12.11.1987г. по 03.12.1989г. - служба в армии; с 06.03.1990г. по 11.07.1996г. Крайний Север Мехколонна № 131, принят машинистом бульдозера 3-го разряда; с 25.11.1996г. по 25.10.1999г. ООО «Запбамстроймеханизация» принят машинистом автогрейдера 5-го разряда; с 09.11.1999г. по 29.08.2000г. ОАО «РУСИА Петролиум»; с 05.09.2000г. по 01.12.2000г. ООО «Автокомтех» водитель экспедитор; с 09.01.2001г. по 31.12.2003г. ОАО «ТРЕСТ ЗБСМ» Мехкалонна № 131 водителем бульдозера 5-го разряда; с 05.01.2004 г. по 29.04.2005г. ООО ЗБСМ-131, принят водителем 3-го класса; с 03.05.2005г. по 26.09.2007г. ООО «Буровая компания ОАО «Газпром» Филиал «Кубаньбургаз», принят водителем 1 класса; с 10.11.2007г. по 25.12.2007г. ООО ЗБСМ-131, водитель 1-го класса; с 20.01.2008г. по 15.10.2009г. ООО «НафтаБурСервис»; с 19.02.2010г. по 14.03.2011г. ООО «ГазпромБурение» оператор котельной 3-го разряда; с 09.10.2011г. ЗАО «ИНК Сервис» по настоящее время. Таким образом, общий размер его трудового стажа по состоянию на 26.06.2020г. составляет более 26 лет в районах Крайнего Севера. 26.06.2020г. он обратился в УПФР по Иркутскому району Иркутской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. Однако им был получен отказ. В соответствии с п. 6 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую, граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Согласно п. 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. В силу требований ст. 21 ФЗ РФ «О страховых пенсиях», назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. В соответствии с п.15 Правил пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Заявление о назначении пенсии, заявление о переводе с одной пенсии на другую рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии в порядке, предусмотренном пунктом 20 указанных Правил. По результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение. В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П исследовал вопросы соответствия норм Конституции Российской Федерации, вступивших в силу с 1 января 2002г. Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые напрямую не предусматривали возможности льготного исчисления некоторых периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж, а также не позволяли учитывать в стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, которые ранее, до введения в действие Закона № 173-ФЗ, в него включались. В результате КС РФ признал нормы Закона № 173-ФЗ в той части, в какой они при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключали льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяли учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Основанием для такого решения явилась выработанная Судом правовая позиция, исключительно важная для пенсионного правоприменения, о том, что соответствующие нормы Закона № 173-ФЗ по своему конституционно - правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Тем самым эти нормы не препятствуют гражданину исчислить стаж по нормам ранее действовавшего законодательства. При этом КС РФ установил, что конституционно-правовой смысл рассмотренных норм Закона № 173-ФЗ, выявленный в Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике. В этой связи, фактически во исполнение рассмотренной выше правовой позиции Суда, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, в письме от 4 июня 2004 г. № M3-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П» сообщило в адрес органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о том, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Закона № 173-ФЗ, может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату). В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам. Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч. ст.17, статей 18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Просит суд назначить ФИО2 досрочную пенсию по старости в связи со специальным страховым стажем более 26 лет 2 месяцев в районах Крайнего Севера (страховая пенсия назначается с уменьшением возраста Федерального закона № 400-ФЗ); признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области № необоснованным.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание ответчик не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве на исковое заявление полагал исковые требования ФИО2 необоснованными, просил в их удовлетворении отказать.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел гражданское дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
ГУ - Управлением ПФР в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) были рассмотрены следующие документы:
- заявление о назначении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ.;
- выписка из ИЛС.
На ДД.ММ.ГГГГ. стаж работы ФИО2 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 26 лет 02 месяца, при требуемом стаже 20 лет. Страховой стаж составил: 30 лет 11 месяцев 28 дней. Требуемый возраст 60 лет (с учётом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к Закону № 400-ФЗ).
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с тем, что заявление подано ранее возникновения права.
Обращаясь с иском в суд, истец полагает решения ответчика незаконными, нарушающим право на пенсионное обеспечение.
Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", установлено, гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчиком было отказано истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости, на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с тем, что заявление подано ранее возникновения права. При этом указано, что требуемый возраст для возникновения права у истца – 60 лет.
На момент обращения ФИО2 в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, он достиг возраста 51 года (ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
С учётом вышеназванных норм закона, ответчиком обоснованно было принято решение об отказе истцу в установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку ФИО2 не достиг требуемого возраста (60 лет), в связи с чем, у него не возникло такого права.
Таким образом, нарушений прав истца со стороны ответчика, судом не установлено.
Ссылку истцу на Постановление Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004г. суд считает несостоятельной, поскольку правовая позиция, изложенная в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, не относится ни к предмету, ни к основанию заявленного ФИО2 иска.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании решения об отказе в назначении страховой пенсии необоснованным, у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании решения об отказе в назначении страховой пенсии необоснованным – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья О.В. Луст
Мотивированный текст решения изготовлен 30.10.2020г.
Судья О.В. Луст