Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-142/2017 ~ М-53/2017 от 10.02.2017

Дело № 2- 142/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    

«14» июня 2017 года                  п. Мотыгино

Мотыгинский районный суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Петушковой О.Ю.

при секретаре Конобеевой Л.Н.,

    рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магомедкеримова З.М. к администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края о возложении обязанности предоставить другое жилое помещение на праве собственности взамен жилья, признанного аварийным,

                    

УСТАНОВИЛ:

Магомедкеримов З.М. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края о возложении обязанности предоставить другое жилое помещение на праве собственности взамен жилья, признанного аварийным, мотивируя тем, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>. 17.12.2013 года межведомственной комиссией, назначенной администрацией Новоангарского сельсовета было произведено обследование указанного жилого дома, введенного в эксплуатацию в 1983 году, обследование показало, что за длительный период эксплуатации строительные конструкции здания получили повреждения, обусловленные воздействием природных факторов, а так же отсутствием капитального и текущих ремонтов и надлежащего ухода за ними, неравномерными относительными просадками оснований и фундаментов. Физический износ конструктивных элементов – 47%, степень повреждения несущих балок – 100%, поражение гнилью элементов древесины до 100% поперечного сечения.

Межведомственная комиссия в результате обследования вынесла решение: дальнейшая эксплуатация данного здания невозможна по причине нарушения строительных норм ГОСТ 30494-96, СНиП 23-02 2003, СаПиН 2.1.2.2645-10.

17 декабря 2013 года заключением межведомственной комиссии за номером 002, жилой <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Данное заключение было вынесено на основании проведенного комиссией обследования, которым было установлено, что техническое состояние фундаментов стен здания и перекрытий соответствует категории аварийного.

17.12.20123 года администрацией Новоангарского сельсовета было издано постановление за номером 61-п, согласно которому муниципальный жилой дом 1983 года постройки, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Пунктом 2 названного постановления установлена обязанность администрации Новоангарского сельсовета расселить жильцов названного дома в течение 2015 - 2017 годов. Между тем, до настоящего времени администрацией Новоагарского сельсовета не было принято мер по расселению граждан из аварийного жилья. Исходя из содержания п. 2 постановления администрации Новоангарского сельсовета, указанный <адрес> должен быть включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и поэтому он имеет право требовать предоставления ему другого равноценного жилого помещения на праве собственности. В случае отсутствия такой программы он готов заключить с ответчиком соглашение о предоставлении ему другого жилого помещения на праве собственности взамен жилого помещения, признанного аварийным. Просит обязать администрацию Новоангарского сельсовета заключить с ним соглашение о предоставлении другого жилого помещения на праве собственности, равнозначное занимаемому, взамен занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, возложить на администрацию Новоангарского сельсовета обязанность по предоставлению ему другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности, равнозначному занимаемому, взамен занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>.

02.06.2017 года от истца и его представителя - Юринской Л.Н. поступили изменения исковых требований, согласно которым, просят обязать администрацию Новоангарского сельсовета предоставить другое жилое помещение взамен жилому помещению, признанному непригодным для проживания с зачетом его стоимости в выкупную цену или взыскать с администрации Новоангарского сельсовета выкупную цену согласно рыночной стоимости с зачетом стоимости на общедолевую собственность на земельный участок и общедолевую собственность общедомового имущества в их пользу.

В суде представитель истца - Юринская Л.Н. предоставила заявления об отказе от измененных заявленных требований, в связи с чем, определением Мотыгинского районного суда от 14.06.2017 года производство по делу в части требований об обязании администрацию Новоангарского сельсовета предоставить другое жилое помещение взамен жилому помещению, признанному непригодным для проживания с зачетом его стоимости в выкупную цену или взыскать с администрации Новоангарского сельсовета выкупную цену согласно рыночной стоимости с зачетом стоимости на общедолевую собственность на земельный участок и общедолевую собственность общедомового имущества в их пользу прекращено.

    В судебном заседании представитель истца Юринская Л.Н. на заявленных требованиях в части возложения обязанности предоставить другое жилое помещение на праве собственности взамен жилья, признанного аварийным, настаивала, суду пояснила, что Магомедкеримов З.М. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>. На основании акта обследования дом признан аварийным, участниками региональной программы по переселению граждан из аварийного жилья истец не является, земельный участок под домом администрацией Новоангарского сельсовета не изымался, в очереди на получение жилья, как малоимущий и нуждающиеся, он не вставал, просит обязать администрацию Новоангарского сельсовета заключить с истцом соглашение о предоставлении другого жилого помещения на праве собственности, равнозначное занимаемому, взамен занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, возложить на администрацию Новоангарского сельсовета обязанность по предоставлению ему другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности, равнозначному занимаемому, взамен занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Кузьмин А.В., действующий на основании доверенности исковые требования не признал, суду показал, что действительно, дом, в котором проживает истец, был признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с требованиями действующего законодательства, домов, признанных аварийными в поселке очень много. В крае была утверждена региональная адресная программа по переселению из аварийного жилья, в перечень аварийных домов, подлежащих расселению данный дом не включен, собственные средства в бюджете поселения для приобретения гражданам жилья взамен аварийного отсутствуют, в настоящее время ими в Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края направлены документы для включения всех граждан для переселения из аварийного жилья в иную региональную адресную программу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края не явился, согласно телефонограммы просили рассмотреть в их отсутствие, в отзыве указали, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 № 228-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2013 - 2017 годы. Целью Программы, в том числе, является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Разделом 5 Программы установлено, что Министерство является главным распорядителем средств субсидий, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, осуществляет руководство и контроль за ходом выполнения мероприятий Программы, организует систему непрерывного мониторинга. Министерство осуществляет перечисление субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на реализацию мероприятий Программы.

Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> <адрес>, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии, назначенной администрацией Новоангарского сельсовета Мотыгинского района, от 17.12.2013 г. № 002.

Учитывая, что дом признан аварийным после 01.01.2012, Программой не предусмотрена субсидия муниципальному образованию Новоангарский сельсовет Мотыгинского района для финансирования переселения граждан из дома.

Из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Согласно части 1 статьи 32 ЖК РФ в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Таким образом, обязанность по расселению граждан, проживающих в доме, возложена на органы местного самоуправления п. Новоангарск Мотыгинского района.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Кузьмина А.В, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

Из ст. 2 ЖК РФ следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

На основании ст. 15 Жилищного кодекса РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

В силу п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, дом подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи (п.10 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (п.1).

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещении, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п.2).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (п. 6).

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (п. 8).

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть путем выкупа жилого помещения).

В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Как установлено в судебном заседании, истец Магомедкеримов З.М. проживает по адресу: <адрес> <адрес> является собственником данной квартиры, что подтверждается материалами дела. 17.12.2013 года межведомственной комиссией было проведено обследование указанного жилого дома. На основании заключения межведомственной комиссии от 17.12.2013 года дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Новоангарского сельсовета от 17.12.2013 года признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Этим же постановлением на администрацию Новоангарского сельсовета возложена обязанность в течение 2015 -2017 годов расселить жильцов.

Из справки администрации Новоангарского сельсовета следует, что земельный участок под домом по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> не изымался и решений об изъятии земельного участка не принималось, данный факт также подтвердил представитель ответчика Кузьмин А.В. в судебном заседании.

В судебном заседании представитель истца подтвердила, что Магомедкеримов З.М. не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в администрации Новоангарского сельсовета и за решением данного вопроса в администрацию не обращался.

В суде представитель ответчика Кузьмин А.В. пояснил, что ими в Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края 27.01.2017 года были направлены списки граждан из домов, признанными аварийными после 01.01.2012 года, сведения об общей площади домов, признанных аварийными.

Представителем ответчика Кузьминым А.В. был представлен журнал регистрации граждан, которые проживают в аварийном жилье, но ни на какой учет жильцы этих домов не поставлены, а лишь составлены их списки, чтобы знать их количество для администрации сельсовета.

Из отзыва, представленного Министерством строительства и ЖКХ Красноярского края, следует, что данный дом признан аварийным после 01.01.2012 года, региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» не предусмотрена субсидия муниципальному образованию Новоангарский сельсовет Мотыгинского района для финансирования переселения граждан и вышеуказанного дома.

    Суд полагает, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению, так как у ответчика в отношении истца отсутствует обязанность по предоставлению последнему другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности, равнозначному занимаемому, несмотря на то, что спорная квартира, где проживает истец, находится в аварийном доме, непригодном для проживания, поскольку такая обязанность у ответчика возникает, только когда истец признан малоимущим и состоит на учете у ответчика, как лицо, нуждающееся в получении жилого помещения. Процедура изъятия земли под спорным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> <адрес> для муниципальных нужд не проведена. Истцом суду не представлено доказательств, что его проживание в занимаемом жилом помещении представляет угрозу его жизни и здоровью. В региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2013-2017 годы не предусмотрена субсидия муниципальному образованию Новоангарский сельсовет Мотыгинского района для финансирования переселения граждан и вышеуказанного дома.

     Кроме того, ответчик предоставляет жилые помещения взамен аварийных и непригодных для проживания на условиях социального найма, а не на праве собственности, что соответствует требованиям ЖК РФ.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Магомедкеримову З.М. к администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края о возложении обязанности предоставить другое жилое помещение на праве собственности взамен жилья, признанного аварийным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

    

Р Е Ш И Л :

    В удовлетворении искового заявления Магомедкеримову З.М. к администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края о возложении обязанности предоставить другое жилое помещение на праве собственности взамен жилья, признанного аварийным отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.Ю. Петушкова

2-142/2017 ~ М-53/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Магомедкеримов Загир Минажидинович
Ответчики
Администрация Новоангарского сельсовета
Суд
Мотыгинский районный суд Красноярского края
Судья
Петушкова Ольга Юрьевна
Дело на странице суда
motig--krk.sudrf.ru
10.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2017Передача материалов судье
14.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.03.2017Предварительное судебное заседание
14.03.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.04.2017Предварительное судебное заседание
14.06.2017Судебное заседание
14.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2017Дело оформлено
09.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее