Дело № 2-201/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2012 года с.Старое Шайгово
Старошайговский районный суд Республики Мордовия в составе
председательствующего судьи Акмайкина С.Ф.
с участием пом. прокурора Старошайговского района РМ Беськаевой О.А.
при секретаре Кувшиновой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Старошайговского района РМ в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Новоакшинского сельского поселения Старошайговского муниципального района РМ в части обеспечения пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах поселения и понуждении к исполнению обязанности по принятию мер пожарной безопасности
установил:
Прокурор Старошайговского района РМ обратился в суд в порядке ст.254 ГПК РФ с вышеуказанным заявлением, обосновав его тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности установлено, что на территории Новоакшинского сельского поселения имеется населенный пункт, расположенный в лесной зоне – с.Новое Акшино, однако предусмотренные законом меры пожарной безопасности, призванные предотвратить возникновение и распространение лесных пожаров, администрацией Новоакшинского сельского поселения в полной мере не принимаются: не проведены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; не разработан порядок оповещения населения при пожаре, порядок вызова пожарной охраны, отсутствует звуковая сигнализация; не разработан порядок установления особого противопожарного режима на территории поселения, не проводится обучение населения мерам пожарной безопасности.
Вышеуказанные полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности предусмотрены ст.19, 25 Федерального Закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 112, п.114 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313.
Прокурор в заявлении указывает, что отсутствие организованных, целенаправленных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности может причинить значительный вред жизни и здоровью граждан, проживающих на территории Новоакшинского сельского поселения, их имуществу, в связи с чем просит признать незаконным бездействие администрации Новоакшинского сельского поселения в части обеспечения пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах поселения и обязать администрацию этого поселения принять следующие дополнительные меры пожарной безопасности: - выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения путем устройства защитных противопожарных полос; - разработать в соответствии с п. 3 совместного Приказа МЧС РФ N428, МВД РФ N432, ФСБ РФ N321 от 31.05.2005г. «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций» порядок оповещения населения с.Новое Акшино при пожаре, а именно установить на территории населенного пункта информационный стенд, содержащий в доступной форме информацию о действиях, которые необходимо принять гражданам в случае возникновения пожара, указать контактные телефоны;
- провести противопожарный инструктаж неработающего населения с.Новое Акшино в соответствии с п.п. 9, 15 Положения об организации обучения населения Республики Мордовия мерам пожарной безопасности, утв. Постановлением Правительства РМ от 22.11.2010 г. № 455.
В судебном заседании помощник прокурора Старошайговского района Беськаева О.А. заявление прокурора поддержала по изложенным в нем основаниям.
И.о. главы администрации Новоакшинского сельского поселения Старошайговского муниципального района Емелькина В.В. в суде возражений относительно удовлетворения заявления не имела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В соответствии с п. 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2009 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии со статьей 25 вышеуказанного Федерального закона N69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности также отнесено проведение противопожарной пропаганды, под которой понимается целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения.
В соответствии с п.п. 112, 114 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 №313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). На территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
Установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства о пожарной безопасности администрацией Новоакшинского сельского поселения в полной мере не принимаются меры пожарной безопасности, в частности не проведены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; не разработан порядок оповещения населения при пожаре, порядок вызова пожарной охраны, отсутствует звуковая сигнализация; не разработан порядок установления особого противопожарного режима на территории поселения, что подтверждается письменным сообщением и.о. главы администрации Новоакшинского сельского поселения Емелькиной В.В.
При таких обстоятельствах, суд считает, что администрация Новоакшинского сельского поселения не исполняет возложенные на нее законом обязанности по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, чем нарушаются конституционные права и законные интересы граждан, проживающих на территории Новоакшинского поселения, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению ввиду обоснованности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Старошайговского района РМ удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Новоакшинского сельского поселения Старошайговского муниципального района в части обеспечения пожарной безопасности в населенных пунктах поселения, расположенных в лесных массивах, в соответствии с требованиями пунктов 112, 114 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313.
Обязать администрацию Новоакшинского сельского поселения Старошайговского муниципального района РМ принять следующие дополнительные меры пожарной безопасности:
- выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения путем устройства защитных противопожарных полос;
- разработать в соответствии с п. 3 совместного Приказа МЧС РФ N428, МВД РФ N432, ФСБ РФ N321 от 31.05.2005г. «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций» порядок оповещения населения с.Новое Акшино при пожаре с установкой на территории населенного пункта информационного стенда, содержащего в доступной форме информацию о действиях, которые необходимо принять гражданам в случае возникновения пожара, контактные телефоны;
- провести противопожарный инструктаж неработающего населения с.Новое Акшино в соответствии с п.п. 9, 15 Положения об организации обучения населения Республики Мордовия мерам пожарной безопасности, утв. Постановлением Правительства РМ от 22.11.2010 г. № 455.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РМ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы или представления через Старошайговский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий: подпись
Копия верна. Председательствующий: С.Ф. Акмайкин
Справка. Решение вступило в законную силу 07 августа 2012 года.
Судья: С.Ф. Акмайкин