Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1920/2021 ~ М-580/2021 от 27.01.2021

2-1920/2021

10RS0011-01-2021-001661-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2021 года г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Шишкарёвой И.А. при секретаре Шориной В.В., с участием представителя ответчика Борщенко Н.А., представителя третьего лица Супранович А.Ю., третьих лиц по доверенности Ершовой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи гражданское дело по иску Астаховой З. А. к Министерству социальной защиты Республики Карелия о возложении обязанности внести в реестр учета граждан, подвергшимся радиационному воздействию, возложении обязанности выдать удостоверение,

установил:

Астахова З.А. обратилась в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что в декабре обратилась с заявлением с пакетом документов для получения удостоверения единого образца для получения мер социальной поддержки как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию, однако было отказано, т.к. данный населенный пункт не включен в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ. Со ссылкой на постановление Конституционного суда от 04.12.2007 № 960-ОП просит обязать ответчика признать ее лицом, подвергшемся радиационному воздействию, возложить обязанность выдать удостоверение.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МЧС России, ГУ-МЧС России по РК, ГУ-УПФ РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия».

Истец в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ответчика по доверенности Борщенко Н.А. в судебном заседании полагал, что требования не подлежат удовлетворению. Представлен отзыв, по которому село Г. до ДД.ММ.ГГГГ Калбатау) Восточно-Казахстанская не включено в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Представленная истцом справка выданная организацией Республики Казахстан не может свидетельствовать о наличии у истца суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству РФ поскольку доза облучения определена по законодательству Республики Казахстан. Просит в иске отказать, поскольку справка, предоставленная истцом не является документом, используемым в целях подтверждения соответствующих обстоятельств в целях выдачи удостоверения и предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным Законом.

Представитель по доверенности МЧС России, ГУ- МЧС России по РК Ершова Е.Е. в судебном заседании требования не признала. Представлен отзыв МЧС России, по которому МЧС России принимает участие в оформлении и выдаче удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Однако МЧС России не вправе выдать такое удостоверение в случае отсутствия решения комиссии уполномоченного органа исполнительной власти. Представлен отзыв ГУ-МЧС по РК, по которому МЧС России принимает участие в оформлении и выдаче удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. ГУ-МЧС по РК не может быть третьим лицом, решение вопроса о выдаче удостоверения не входит в его компетенцию.

Представитель ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» Супранович А.Ю. в судебном заседании поддержала позицию Министерства.

ГУ-УПФ РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещено. Представлен отзыв, по которому рассмотрение спорного вопроса не входит в компетенцию учреждения.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом. Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2004 № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о получении суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Перечни населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, предусмотрены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 № 356-р., от 10.02.1994 № 162-р. В указанных Перечнях населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29.08.1949 и 07.08.1962.

Судом установлено, что Астахова (до вступления в брак –Плешанова З.А.ДД.ММ.ГГГГ г.р. родилась в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы обучалась в средней школе имени <адрес> <адрес>, что подтверждается справкой.

Истцом представлена архивная справка <данные изъяты> районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, что в документах архивного фонда <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.г. значится Плеханова З.А.

<адрес> не включено в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утв. распоряжениями Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 № 356-р., от 10.02.1994 № 162-р.

Истцом представлена справка о том, что <адрес> относится к зоне повышенного радиационного риска – часть территории, подвергшейся радиационному загрязнению, с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний.

Астахова З.А. обратилась в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» с заявлением о выдаче удостоверения единого образца гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Письмом министерства социальной защиты РК от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено, что согласно представленному удостоверению , оно действительно на всей территории Республики Казахстан, подтверждает право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. Однако правовые основания для выдачи удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в соответствии с Федеральным законом № 2-ФЗ отсутствуют.

Полагая, что Астахова З.А. имеет право на получение удостоверения, истец обратился в суд.

В соответствии с п.3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного Приказом МЧС России от 18.09.2009 № 540 «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, с соответствующим письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются подтверждающие документы.

Законодателем определены три обязательных условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, два из которых относятся к проживанию (населенный пункт и время проживания в нем), а третье - к получению гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).

В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в определениях от 11.07.2006 № 404-О и от 04.12.2007 № 960-О-П, проживание граждан в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний, не исключает предоставление мер социальной поддержки, если они получили дозу облучения более 5 сЗв (бэр); меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.

Из вышеизложенного следует, что основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом, является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) и проживание в 1949 - 1963 г.г. в определенных населенных пунктах, что требует соответствующего документального подтверждения.

В п.3 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2004 № 634 указано, что расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.01.2010 № 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 об определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», вступившие в действие с 04.05.2010.

В соответствии с п. 1.1 Методических указаний они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в ДД.ММ.ГГГГ годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Данными Методическими указаниями определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с настоящими Методическими указаниями определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.

Согласно п. 1.2 Методических указаний установленные в результате адресного применения МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.

В соответствии с п. 2.1 Методических указаний для определения накопленных эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию испытательного ядерного взрыва, используются исходные данные пяти типов: а) данные о ядерном взрыве и условиях его проведения; б) данные о результатах радиационной разведки на радиоактивном следе облака ядерного взрыва за пределами границ полигона; в) данные об условиях жизни лиц из населения; г) дозовые коэффициенты при внешнем гамма-облучении человека, ингаляционном и пероральном поступлении радионуклидов в организм; д) сведения о возрасте, сроках и месте (местах) проживания лиц из населения в населенных пунктах, включаемых в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся «радиационному» «воздействию» вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Согласно п. 3.1 Методических указаний определение накопленной эффективной дозы облучения конкретного лица соответствует случаю, когда это лицо в период с 1949 года по 1963 года непрерывно проживало в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Если один и тот же населенный пункт подвергался воздействию в результате различных ядерных испытаний, то эффективная доза облучения лица за период его проживания в таком населенном пункте определяется от каждого ядерного испытания раздельно, а результаты суммируются. В случае, когда лицо в указанный период времени последовательно проживало в нескольких населенных пунктах, излагаемая ниже последовательность действий выполняется многократно, и определяются эффективные дозы облучения за периоды времени его проживания в каждом из населенных пунктов с учетом возраста в эти периоды времени. Суммарная (накопленная) эффективная доза облучения лица определяется суммированием эффективных доз, накопленных за периоды времени последовательного проживания в разных населенных пунктах.

В ответ на запрос суда Главное управлением МЧС России по РК сообщило, что организация, осуществляющая расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в настоящее время не определены. МЧС России письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что до ДД.ММ.ГГГГ года расчет доз облучения и выдачи заключения осуществлялось краевым государственным бюджетным учреждением «Научно-исследовательский институт региональных медико-биологических проблем» по государственному контракту, который истек в ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время министерством проводятся конкурсные процедуры в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Информация о такой организации в 2021 году будет доведена до территориальных органов.

ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением МЧС России по РК было сообщено, что на краевое ГБУ «Научно-исследовательский институт региональный медико-экологических проблем» возложены такие обязанности.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная экспертиза в государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем». Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ при условии установленного факта проживания Астаховой З.А.,ДД.ММ.ГГГГ г.р. в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.г., она могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗВ.-0,11 сЗв, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Этот вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в <данные изъяты> в период проживания там истца, которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения, более 5 сЗв, при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Заключение эксперта оценивается судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, то есть никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы и оцениваются по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Изучив указанное заключение, суд учитывает, что данное заключение мотивировано, последовательно в своих выводах, а эксперты предупреждались об ответственности по ст. 307 УК РФ, имеют специальные познания и учитывает его при вынесении решения. Стороны по делу согласились с результатами проведенной экспертизы, ходатайств о проведении повторной экспертизы не заявлялось. Каких-либо объективных данных о неправильности указанного заключения сторонами в порядке ст. 56 ГП РФ суду не представлено.

Из содержания правовых норм, подлежащих применению к спорным отношениям, следует, что обязательным условием для признания за гражданином права на получение удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и в связи с этим предоставление мер социальной поддержки помимо проживания в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах, получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Исходя из представленных документов в совокупности, суд приходит к выводу, что истцом не представлены объективные доказательства о получении суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), соответственно отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Астаховой З. А. к Министерству социальной защиты Республики Карелия о возложении обязанности внести в реестр учета граждан, подвергшимся радиационному воздействию, возложении обязанности выдать удостоверение оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.

Судья И.А. Шишкарёва

Мотивированное решение составлено 01.06.2021

2-1920/2021 ~ М-580/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Астахова Зоя Алексеевна
Ответчики
Министерство социальной защиты РК
Другие
ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное)
Главное управление МЧС России по Республике Карелия
государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия"
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Шишкарёва И.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
27.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2021Передача материалов судье
29.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.03.2021Предварительное судебное заседание
26.03.2021Судебное заседание
01.06.2021Производство по делу возобновлено
01.06.2021Судебное заседание
01.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2021Дело оформлено
14.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее