Дело об административном правонарушении № 5-816/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Красноярск 14 апреля 2021 г.
Судья Кировского районного суда г. Красноярска Измаденов А.И., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
Моисеенко Юлии Сергеевны, <данные изъяты>,
обвиняемой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ,
установил:
Моисеенко Ю.С., будучи участником публичного мероприятия, совершила нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20.2 КоАП РФ.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
31.01.2021 г. в период времени с 11 часов 50 минут до 13 часов 20 минут на площади возле Большого концертного зала (далее «БКЗ») по пр. Мира, 2б в г. Красноярске проходило несогласованное с органами местного самоуправления публичное мероприятия в форме митинга, участники которого скандировали различные лозунги, а так же использовали плакаты.
В 12 часов того же дня Моисеенко Ю.С. приняла участие в митинге. Последняя не произносила лозунгов и не использовала плакаты, однако, находилась рядом с другими митингующими, придавая публичному мероприятию массовость.
Во время проведения митинга сотрудники полиции обращались к гражданам, участвующим в данном публичном мероприятии, через звукоусиливающее устройство и рекламное световое табло, сообщая, что данное мероприятие не согласовано с органами местного самоуправления, предупреждая о недопустимости нарушения требований Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее «ФЗ от 19.06.2004 г. № 54») требуя прекратить участие в митинге и покинуть место его проведения.
Моисеенко Ю.С., являясь участником митинга и будучи осведомлённой о его несанкционированности, не выполнила законные требования сотрудников полиции прекратить участие в публичном мероприятии и покинуть место его проведения, чем нарушила подп. 1 п. 3 ст. 6 ФЗ от 19.06.2004 г. № 54.
В судебном заседании Моисеенко Ю.С. пояснила, что не признаёт себя виновной, так как пыталась покинуть митинг, но не смогла.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, – инспектор ГИАЗ ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское» Таркова Г.С. в судебном заседании не присутствовала, извещена надлежащим образом путём вручения извещения курьером (л.д. 24).
ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское» своего представителя в судебное заедание не направил, извещён надлежащим образом путём вручения извещения курьером (л.д. 24).
Вина Моисеенко Ю.С. в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами.
рапортом от 31.01.2021 г., в котором полицейский ФИО7 указал, что 31.01.2021 г. в период времени с 11 часов 50 минут до 13 часов 20 минут на площади возле БКЗ по пр. Мира, 2б в г. Красноярске проводилось несогласованное с органами местного самоуправления публичное мероприятие в форме митинга. Во время проведения митинга его участники скандировали лозунги и использовали плакаты.
Сотрудники полиции с помощью громкоговорителя обращались к лицам, участвующим в митинге, предупреждая их о недопустимости совершения противоправных действий, и поясняя, что публичное мероприятие не согласовано с органами местного самоуправления. Так же полицейские требовали от участников митинга не допускать нарушение требований ФЗ от 19.06.2004 г. № 54.
Требования сотрудников правоохранительных органов были понятны, доступны всем участникам публичного мероприятия, которые слышали и осознавали их содержание (л.д. 4);
рапортом от 31.01.2021 г., где сотрудник полиции ФИО8 указал, что 31.01.2021 г. в период времени с 11 часов 50 минут до 13 часов 20 минут на площади возле БКЗ по пр. Мира, 2б в г. Красноярске проводилось несогласованное с органами местного самоуправления публичное мероприятие в форме митинга.
В 12 часов 10 минут им было приведено в действие специальное техническое аудиоустройство, предназначенное для доведения до участников публичного мероприятия аудио – обращения о том, что проводимый митинг не согласован с органами местного самоуправления, а гражданам необходимо прекратить участием в нём и покинуть место его проведения. Аудиосообщение транслировалось в режиме повтора на протяжении времени с 12 часов 15 минут до 13 часов без остановки (л.д. 5);
ответом на запрос от 28.01.2021 г. исх. № 028-728, согласно которому от инициативных групп граждан, политических партий и общественных объединений в орган местного самоуправления не поступали уведомления о проведении 30.01.2021 г. и 31.01.2021 г. каких – либо публичных мероприятий в г. Красноярске (л.д. 6);
рапортом от 31.01.2021 г., в котором полицейский ФИО9 отразил, что 31.01.2021 г. в период времени с 11 часов 50 минут до 13 часов 20 минут в г. Красноярске проходило несогласованное с органом местного самоуправления публичное мероприятие. В 13 часов 15 минут на площади БКЗ по пр. Мира, 2б в г. Красноярске была задержана Моисеенко Ю.С., которая принимала участие в несанкционированном митинге, а на требования сотрудников полиции прекратить противоправное поведение не реагировала (л.д. 13);
протоколом о доставлении от 31.01.2021 г., согласно которому Моисеенко Ю.С. 31.01.2021 г. в 15 часов 34 минуты была доставлена ОП № 3 МУ МВД России «Красноярское» по пер. Автобусный, 6 в Кировском районе г. Красноярска (л.д. 14);
видеозаписью, из содержания которой видно, что Моисеенко Ю.С. находится на площади БКЗ по пр. Мира, 2б в г. Красноярске среди митингующих лиц, скандирующих лозунги и пользующихся плакатами. В это время сотрудниками полиции транслируется аудиосообщение о том, что проводимое публичное мероприятие митинг не согласован с органами местного самоуправления, а гражданам необходимо прекратить участием в нём и покинуть место его проведения. Однако, не смотря на требования полицейских, Моисеенко Ю.С. не прекратила участвовать в проведении митинга и не покинула место его проведения (л.д. 3);
объяснениями Моисеенко Ю.С., которая в судебном заседании пояснила, что 31.01.2021 г. находилась на площади БКЗ, слышала требование сотрудников правоохранительных органов о необходимости прекратить участие в митинге и покинуть место его проведения. Она имела возможность уйти, однако, этого не сделала, а после при попытке покинуть место событий была задержана;
протоколом об административном правонарушении, где указано, что 31.01.2021 г. в период времени с 11 часов 50 минут до 13 часов 20 минут на площади БКЗ по пр. Мира, 2б в г. Красноярске проходило несогласованное с органами местного самоуправления публичное мероприятия в форме митинга, участники которого скандировали различные лозунги, а так же использовали плакаты.
В 12 часов того же дня Моисеенко Ю.С. приняла участие в митинге. Последняя не произносила лозунгов и не использовала плакаты, однако, находилась рядом с другими митингующими, придавая публичному мероприятию массовость.
Во время проведения митинга сотрудники полиции обращались к гражданам, участвующим в данном публичном мероприятии, через звукоусиливающее устройство и рекламное световое табло, сообщая, данное мероприятие не согласовано с органами местного самоуправления, предупреждая о недопустимости нарушения требований Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее «ФЗ от 19.06.2004 г. № 54») требуя прекратить участие в митинге и покинуть место его проведения.
Моисеенко Ю.С. не выполнила законные требования сотрудников полиции прекратить участие в публичном мероприятии и покинуть место его проведения (л.д. 1-2).
Оснований не доверять объяснениям Моисеенко Ю.С. не усматриваю, поскольку они были даны после разъяснения прав, предусмотренных ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ и положений ст. 51 Конституции РФ. Оснований для самооговора в ходе судебного заседания установлено не было.
Кроме того, объяснения Моисеенко Ю.С. согласуются с содержанием письменных доказательств, таких как рапорты, видеозапись и протокол об административном правонарушении.
Вышеуказанные письменные доказательства собраны и закреплены в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях. Равно они соотносятся с объяснениями Моисеенко Ю.С.
Учитывая изложенное, нахожу вышеназванные доказательства допустимыми, достоверными, а в своей совокупности объективно свидетельствующими, что Моисеенко Ю.С. приняла участие в публичном мероприятии в форме митинга, проведение которого не было согласовано с органами местного самоуправления, и не выполнила требования сотрудников полиции прекратить участие в нём и покинуть место его проведения.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20.2 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения и влечёт наложение административного штрафа в размере от 10 000 рублей до 20 000 рублей или обязательные работы на срок до 40 часов.
Диспозиция вышеуказанной нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения ФЗ от 19.06.2004 г. № 54.
В силу п. 1 ст. 2 ФЗ от 19.06.2004 г. № 54 под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (ст. 3 ФЗ от 19.06.2004 г. № 54).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 г. № 1618-О, от 24.10.2013 г. № 1619-О, ФЗ от 19.06.2004 г. № 54 в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (ст. 5, ст. 7, ст. 9, ст. 11), участников публичного мероприятия (ст. 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (ст. 12 – ст. 17).
Данным положениям корреспондируют положения КоАП РФ, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (ст. 5.38, ст. 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ч. 5 и ч. 6 ст. 20.2).
При этом в силу общих положений КоАП РФ (ч. 1 ст. 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплён в ст. 6 ФЗ от 19.06.2004 г. № 54.
В ч. 3, ч. 4 ст. 6 ФЗ от 19.06.2004 г. № 54 указано, что во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать своё лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Кроме того, положениями ФЗ от 19.06.2004 г. № 54 урегулирован порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В рамках организации публичного мероприятия ст. 4 ФЗ от 19.06.2004 г. № 54 предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 ФЗ от 19.06.2004 г. № 54 организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а так же не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Как указано в ч. 5 ст. 5 ФЗ от 19.06.2004 г. № 54, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Проведение публичного мероприятие в форме митинга, проведённое 31.01.2021 г. в период времени с 11 часов 50 минут до 13 часов 20 минут на площади БКЗ по пр. Мира, 2б в г. Красноярске не было согласовано в порядке, установленном ФЗ от 19.06.2004 г. № 54, а потому адресованные митингующим требования сотрудников полиции прекратить участие и покинуть место проведения митинга являлось законным.
Моисеенко Ю.С., будучи участников вышеуказанного публичного мероприятия, не выполнила законные требования сотрудников полиции, чем нарушила подп. 1 п. 3 ст. 6 ФЗ от 19.06.2004 г. № 54.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что в действия Моисеенко Ю.С. имеется состав административного правонарушения.
Действия Моисеенко Ю.С. следует квалифицировать по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20.2 КоАП РФ.
При назначении наказания в соответствии со ст. 4.1. КоАП РФ, учитываю:
характер совершённого правонарушения (против общественного порядка);
личность виновной (замужем, детей не имеет, работает, имеет высшее образование); её имущественное положение (работает);
обстоятельства, смягчающие административную ответственность, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, совершение правонарушения впервые, занятость общественно – полезной деятельностью (трудом).
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в соответствии с ч. 1 ст. 4.2, ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что Моисеенко Ю.С. следует назначить наказание в виде наложения административного штрафа.
Назначение данного вида наказания будет отвечать целям, установленным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, а равно предупредит последнюю о недопустимости совершения повторных правонарушений.
Оценивая довод Моисеенко Ю.С. о том, что она пыталась покинуть митинг, но не смогла, исхожу из следующего.
На видеозаписи видно, что Моисеенко Ю.С. находится среди митингующих, в то время когда сотрудниками полиции транслируется аудиосообщение о том, что проводимое публичное мероприятие митинг не согласован с органами местного самоуправления, а его гражданами необходимо прекратить участием в нём и покинуть место его проведения.
Между тем, Моисеенко Ю.С. требование не выполнила и продолжила находиться среди митингующих.
Кроме того, на видеозаписи видно, что до оцепления места событий, равно как и во время пресечения митинга, некоторые из участвовавших в нём людей беспрепятственно покидают место событий через «Триумфальную арку в честь 375-летия Красноярска» и «Вантовый мост» (л.д. 3).
В судебном заседании Моисеенко Ю.С. пояснила, что она слышала требование сотрудников полиции, могла покинуть место событий, однако, оставалась на месте. После, когда она решила уйти, оказалась в оцеплении и не смогла покинуть место событий.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что Моисеенко Ю.С. имела возможность покинуть место проведения митинга, а её довод является несостоятельным.
Руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 20.2 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░), ░░░ 246601001, ░░░ 2466050868, ░░░ ░░░░░ 04701000, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 03100643000000011900 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ // ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░ 010407105, ░░░. ░░░░ 40102810245370000011, ░░░ 18811601201019000140, ░░░ 18880424211030009509.
░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.