Дело № 2-33/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2018 года г. Бикин Хабаровского края
Бикинский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Добродеевой Л.И.,
при секретаре Черменевой А.И.,
с участием истца - военного прокурора <данные изъяты> гарнизона Русина ФИО4.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора <данные изъяты> гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству <данные изъяты>, Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности по организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
военный прокурор <данные изъяты> гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству <данные изъяты> о возложении обязанности по организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований истец указал, что военной прокуратурой <данные изъяты> гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Министерства <данные изъяты> требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, при оборудовании жилого дома расположенного по адресу: <адрес> общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии. Собственником специализированного жилого фонда в настоящее время является Министерство <данные изъяты>. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному Зачету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. В соответствии с п. 5 ст. 13 указанного Федерального закона в срок до <дата> на собственников многоквартирных домов возложена обязанность по оснащению домов общедомовыми (коллективными) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, а также ввод указанных приборов в эксплуатацию. В соответствии с п. 9 ст. 11 названного Федерального закона собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленньпи требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответртвйи с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течекие всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий. Таким образом, на собственников жилых помещений, в том числе и на собственников специализированного жилипщого фонда, возложена обязанность по установке вышеуказанных приборов учета, используемой воды, тепловой и электрической энергии, газа. Пунктом 12 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона определено, что собственники, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых домом энергетических ресурсов, должны обеспечить допуск организациям, осуществляющим деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета к местам устайовки приборов зшета используемых энергетических ресурсов, и оплатить расходы оргашиациям на установку этих приборов учета. В п. 7 ст. 15 указанного Федерального закона отражено, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. В связи с изложенным, при неисполнении собственниками жилых помещений, обязательств по установке до <дата> общедомовых приборов учета энергоресурсов, управляющая организация обязана организовать установку общедомовых приборов учета энергоресурсов.
Проверкой установлено, что ни собственниками жилых помещений, ни Министерством <данные изъяты>, до настоящего времени не принято мер по установке общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанные бездействия Министерства <данные изъяты> противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают интересы Российсшй Федерации по стимулированию энергосбережения и повьппения энергетотеской эффективности, а также прав граждан, проживающих в жильтх помещениях специализированного жилищного фонда. Помимо изложенного, граждане, проживающие в жилом доме расположенному по адресу: <адрес>, ежемесячно осуществляют оплату коммунальных услуг, в связи с чем, являются потребителями. Размер платы за коммунальные услуги напрямую зависит от наличия общедомовых (коллективных) приборов учета потребляемой воды, тепла и электретеской энергии.
Определением судья от <дата> по данному делу в качестве соответчика привлечена управляющая компания Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>».
В судебном заседании истец - военный прокурор <данные изъяты> гарнизона Русин ФИО5. исковые требования поддержал. Дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельствам. Просил обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» организовать работы по установке и вводу в эксплуатацию общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства <данные изъяты> не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменных возражениях на исковое заявление указал, что с 2010 г. в соответствии с приказами и директивами <данные изъяты> с Восточного военного округа сняты все функции по обслуживанию и содержанию специализированного жилого фонда (в том числе: казарменного, поставка тепла, электроэнергии). Данные функции возложены на сторонние специализированные организации, в связи с чем, Министерство <данные изъяты> является ненадлежащим ответчиком по данному спору. Просили отказать в удовлетворении исковых требований к <данные изъяты>
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом. В письменном отзыве указал, что согласно ч. 2 ст.81 Постановления Правительства РФ от <дата> № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Так же согласно п. 38 Постановления Правительства РФ от <дата> № «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до <дата> не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с ч. 12 ст. 13 ФЗ ««Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. Тем самым собственники дома самостоятельно не обеспечили оснащение дома прибором учета используемой тепловой энергии, заявок на ввод счетчика в эксплуатацию и его техническом обслуживании также не поступало. На основании изложенного, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из материалов проверки военной прокуратуры <данные изъяты> гарнизона следует, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют общедомовые приборы учета тепловой энергии, что подтверждается информацией АО «<данные изъяты>» от <дата>.
Как следует из Государственного контракта № от <дата>, государственный заказчик – Министерство <данные изъяты>, действующий от имени Российской Федерации и АО «<данные изъяты>» (Исполнитель) заключили настоящий государственный контракт об оказании услуг теплоснабжения, услуги по поддержанию резервной мощности в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным Контрактом.
На основании договора горячего водоснабжения № от <дата> АО «<данные изъяты>» (Теплоснабжающая организация) и ООО «<данные изъяты>» (Исполнитель коммунальных услуг), заключили настоящий договор в том, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором, подавать Исполнителю коммунальных услуг через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи к централизованной системе горячего водоснабжения.
Согласно п. 4.1.4 указанного договора, Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана, в том числе, осуществлять допуск в эксплуатацию и пломбирование приборов учета (узлов учета) горячей воды, установленного у Исполнителя коммунальных услуг по проекту, согласованному Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение.
На основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ, № от <дата>, Министерство <данные изъяты> (заказчик), выполняющее правомочия собственника жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, передает ООО «<данные изъяты>» (управляющая организация) в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда, а управляющая организация принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность (п. 2.2. Договора).
В состав переданного в управление ответчика жилищного фонда включен жилой дом <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от <дата> № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
С целью осуществления такого учета, в силу части 5 названной статьи до <дата> собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и обтцими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании ч. 1, п. 5 ч.1.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществлятьея в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в облаети обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать поетоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приоетановки и ограничения предоставления коммунальных уелуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответетвии с ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и(или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Отношения по содержанию общего имущеетва в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, в соответствии с пунктом 16 которых надлежащее содержание общего имущеетва в зависимоети от способа управления многоквартирным домом обеепечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2. ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от <дата> №, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются; их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
При этом, в названных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Как следует из ч.ч. 3 - 6 ст. 13 Федерального закона от <дата> N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетаческой эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - собственники зданий, сооружений, жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом, многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и обпщми приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно пп. «с» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационноправовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем.
Согласно пп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении, мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета воды в многоквартирном доме возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
В силу изложенного, а также исходя из условий договора управления, ООО «<данные изъяты>» как управляющая компания, осуществляющая управление спорным многоквартирным домом, является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов. В связи с чем, несмотря на отсутствие решений собственников, управляющая компания должна была принять меры по установке общедомовых приборов учета, используемых энергетических ресурсов и ввода их в эксплуатацию. Однако возложенная законом обязанность ответчиком не исполнена.
Требования истца направлены на организацию работы по установке общедомовых приборов учета и введении их в эксплуатацию. Поскольку нормами действующего законодательства предусмотрено, что бремя на оплату расходов на установку общедомового прибора учета несут собственники помещений, а не управляющие компании с последующим возмещением затрат рееурсоснабжающим организациями, с которыми управляющими компаниями были заключены соответствующие договоры на установку общедомовых счетчиков, за счет поступивших на эти цели средств от собственников МКД, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению в отношении ответчика ООО «<данные изъяты>», по основаниям изложенным выше. При этом, суд считает разумным сроком на исполнение решения суда определить срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования военного прокурора <данные изъяты> гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству <данные изъяты>, Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности по организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать установку общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии в жилом многоквартирном доме, а так же организовать ввод указанных приборов в эксплуатацию по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований военного прокурора <данные изъяты> гарнизона к Министерству <данные изъяты> – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Бикинский городской суд Хабаровского края.
Судья Л.И. Добродеева